Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

История Барановичей от станции Центральные к станции Полесские

6  Апреля 2021 г.  в 09:04, показов: 616 : Брестская область

Людмила Дерман живет, что называется, в двух шагах от вокзала Барановичи-Центральные. С этим районом связана вся ее жизнь.

Давно уже нет родителей, а небольшой деревянный домик (к нашему времени уже перестроенный), в котором выросли дети, так и остается свидетелем того, как время меняло облик западного уголка города.

Когда затишье беспокоит

– Я очень люблю свой район, он для меня родной. Нас никогда не напрягало соседство с железной дорогой и шумной вокзальной суетой, – говорит моя собеседница. – Мы настолько к ней привыкли, что не замечаем каких-то неудобств. Более того, иногда даже недоумеваем, почему бывает затишье на железной дороге. Когда были детьми, любили играть в окрестностях вокзала, но самым притягательным местом для нашей компании оставалась детская турбаза на улице Вильчковского. Тут кипела такая интересная жизнь! Теперь, увы, здесь непривычно тихо, уныло, и неизвестно, возродится ли эта двухэтажка вообще.

Можно только разделить беспокойство Людмилы Владимировны о дальнейшей судьбе этого удивительного для нашего города дома. На его фасаде сохранилась табличка, которую в своё время с такой любовью разместил директор детской турбазы Иван Журковский. На двух языках, русском и белорусском, сообщается, что это первое кирпичное здание в Барановичах, построенное в 1871 году. То есть оно – ровесник города. В разные годы серая двухэтажка на улице Вильчковского, 94, служила образованию, а в 2014-м ушла с молотка. Новым владельцем исторического дома стало частное предприятие «Форсезон».

Идей у собственника было немало, но, как видим, они, скорее всего, так и остались задумками.

Вовсе не просто в 1871 году в этом месте построили первое кирпичное здание, на тот момент служившее доходным домом. Безымянная улица, на которой появилось строение, проходила около первого барановичского вокзала. Позже она так и стала называться – Вокзальной. В последующем несколько раз меняла названия, пока не стала носить имя Героя Социалистического Труда, нашего земляка Богуслава Богдановича Вильчковского.

Доходный дом стал одним из строений, которые образовали пристанционный поселок вокруг первой и старейшей в Беларуси железнодорожной станции Барановичи Московско-Брестской железной дороги. Во время сдачи станции в эксплуатацию в ноябре 1871 года и появился первый барановичский вокзал. Это именно то место, куда 16 (по новому стилю 28) ноября 1871-го прибыл первый товарно-пассажирский состав из Смоленска, открывший движение поездов на завершенном участке Московско-Брестской железной дороги.

Жители небольшого поселения Барановичи и строители дороги с восторгом встречали мощный для своего времени паровоз, который вел состав из шести вагонов. Спустя некоторое время поезд отправился в сторону Бреста.

Благодаря фотографиям, которые хранятся в музее Барановичского отделения железной дороги, можно увидеть, каким был первый барановичский вокзал. Разместился он в маленьком деревянном одноэтажном здании, расположенном вдоль путей. Крошечный остановочный пункт поначалу быстро развивался благодаря тому, что появился на одной из самых оживленных транспортных магистралей страны. Здесь уже было небольшое локомотивное депо, ряд станционных строений, несколько домов для железнодорожников. К середине 1880 годов население поселка, который образовался вокруг станции, приблизилось к цифре в 1 500 жителей.

Сразу станция называлась Барановичи, по имени небольшой деревеньки, которая стояла на этом месте с начала XVII века. Позже получила название Барановичи I (так как на карте города возникла еще одна станция – Барановичи II), или Барановичи-Центральные Московско-Брестской железной дороги. Менялся и облик самого вокзала. Спустя годы к фасадам здания начали пристраивать помещения. В начале прошлого столетия фотограф запечатлел вокзал уже другим: с боковыми пристройками, причем с правой стороны лицевого фасада она оказалась выше основного здания.

В 1916 году вокзал был уничтожен отступающей русской армией. Таким, каким мы видим его сегодня, пассажирское здание возникло на карте города в 1946 году, после Великой Отечественной войны.

Нельзя не вспомнить еще один важный исторический факт. 6 ноября 1983 года из Барановичей в Брест отправилась первая электричка. Под занавес года на этом же маршруте началось движение грузовых составов на электротяге. И уже в январе 1984-го все поезда от Бреста до Москвы шли на электротяге.

Благоустройство и здания, и территории

В начале XX века станции Барановичи-Центральные не было равных ни по интенсивности движения, ни по грузообороту. Но взяв начало от этой станции, в перспективе город почему-то не пошел развиваться в северо-западном направлении.

– Мы превратились в настоящее захолустье, – высказывает своё мнение еще один старожил этого района Николай Григорьев. – Ни магазинов, ни улиц, ни автобусов – абсолютно никаких перспектив не открывалось еще в начале 2000-х. А в последние годы к жителям района власти повернули взоры: благоустроили улицы Долгую, Вильчковского, Репина, многочисленные переулки. Пустили автобус. Открылись точки торговли и общепита. Считаю, сейчас нам обижаться нечего. А вокзал Барановичи-Центральные стал еще более популярным местом – здесь есть и банкомат, и кафе открылось дешевое. Сам пользуюсь услугами, и мои соседи сюда ходят.

Журналисты «Нашего края» присутствовали на открытии здания вокзала после капитального ремонта в декабре 2014 года. Его преображение началось в апреле 2013-го, железнодорожники планировали всего лишь обновить фасад, и сделать это оперативно – к чемпионату мира по хоккею. Но когда строители СМП-760 вскрыли старую штукатурку, обнаружили, что несущие конструкции в аварийном состоянии, требуется укрепление стен, перегородок и перекрытий. Тогда и было решено не только провести капитальный ремонт здания, но и создать комфортные условия для пассажиров и обслуживающего персонала.

Хорошо помню, как билеты кассиры вокзала продавали в приспособленных для этого вагончиках на улице. Здание самого вокзала было закрыто.

Современный вокзал станции Барановичи-Центральные и сегодня является нашей визитной карточкой. Симпатичный обновленный фасад, комфортные условия для работы персонала, обслуживания и отдыха пассажиров и горожан, новейшие технологии. А еще – привлекательная прилегающая территория.

Но вокзал Барановичи-Центральные – еще и важная структура одноименной станции.

– Наша станция – один из крупнейших железнодорожных узлов в республике, – рассказывает Людмила Сорговицкая, заместитель начальника станции Барановичи-Центральные. – Она объединяет станции Барановичи-Северные, Боровцы, Барановичи-Полесские и обслуживает подъездные пути более 20 промышленных предприятий города и района.

Вокзал, можно сказать, специализируется на обслуживании пассажиров поездов международного сообщения. Однако пандемия внесла в привычный график свои коррективы. Тем не менее звук колес составов региональных линий экономкласса на Минск, Брест, Лиду, Гродно здесь звучит ежедневно.

Что касается самой станции Барановичи-Центральные, куда входит и пассажирское здание, или вокзал, то по объему операций, выполняемых с пассажирскими и грузовыми поездами, характеру работы и функциональному назначению она является внеклассной сортировочной, то есть супер-, экстра-класса, выше уже не бывает. Численность работников станции превышает 500 человек.

Новый импульс

Прохожу по привокзальной площади Полесского вокзала, любуюсь восточным фасадом здания, обращенным к городу. Навстречу идут молодые люди: юноша и девушка. Когда поравнялись со мной, решила остановить пару.

– Вы живете в городе? – в ответ на мой неожиданный вопрос парень доброжелательно улыбнулся:

– Да, в Барановичах. А что?

Представляюсь и продолжаю дальше расспросы:

– Что-нибудь знаете об истории этого вокзала?

– Всё! – дружно отвечают мои симпатичные новые знакомые Никита и Настя.

От неожиданности прошу уточнить, что именно «всё».

– Сюда во время Первой мировой войны приезжал император Николай II в Ставку Верховного главнокомандования, вон (показывает рукой) установлен знак в память о крупной стачке железнодорожников... Никита продолжает называть другие события, связанные с вокзалом Барановичи-Полесские, а я не скрываю восхищения тем, что 20-летние молодые люди так хорошо знают историю своего города.

– А когда появилось здание вокзала?

– В конце XIX века…

В душе поселилась радость…

В архивах железнодорожного музея разыскала сведения, что к декабрю 1884 года по указу императора Александра III завершилось строительство Полесских железных дорог. Благодаря этому проекту на участке от Вильно до Пинска появилась новая станция – Барановичи II, или Новые Барановичи. Поначалу она принадлежала Вильно-Ровенской железной дороге, а в 1886-м вошла в состав Полесских дорог, став крупным железнодорожным узлом. В том же году две барановичские станции: Центральные и Полесские – соединила железнодорожная ветка протяжённостью 3 километра.

О том, насколько важным было развитие железной дороги, свидетельствует уникальный и ценный экспонат музея, который показывает Сергей Шаблов, младший научный сотрудник. Медаль в память о сооружении Полесских железных дорог специально отлили на Санкт-Петербургском монетном дворе. Её автор – медальер Леопольд Штейман. Выходец из Германии, он обучался в Санкт-Петербургской академии художеств и по найму состоял медальером на монетном дворе.

На одной стороне медали изображен профиль царя Александра III, инициатора строительства Полесских железных дорог. Именно он обратил внимание на недостаток стратегических путей сообщения в местности, граничащей с Западной Европой. По кругу надпись старорусской вязью: «В память сооружения Полесских железных дорог. С 1883 по 1887 г.». На другой стороне – карта-схема железных дорог. Вверху и внизу карты по три герба губерний, по территории которых прошла новая магистраль. И даже указаны фамилии руководителей строительства.

Медаль редкая, поскольку была изготовлена в небольшом количестве, вручалась только крупным чиновникам Министерства путей сообщения и строителям. Её подарила музею в 1996 году Любищева Ольга Васильевна, жительница Минска. Кстати, в 2012-м эта медаль включена в Государственный каталог музейного фонда республики.

Четыре лица

С появлением станции в 1884 году было построено деревянное здание пассажирского вокзала. Рядом появились амбары, мельница, продовольственный пункт и другие сооружения. Спустя 15 лет, в 1899-м, вместо деревянного возвели новое здание вокзала, уже из красного кирпича и гораздо большее по площади – 210 м2. Строение привлекало не столько тем, что было оборудовано паровым отоплением, сколько своей архитектурой. Изящные башенки над входом, затейливая декоративная кладка делали здание сказочным, воздушным, ажурно-резным. Практически до самого окончания Второй мировой войны новый вокзал оставался одним из самых больших и красивых зданий в Барановичах.

Постепенно Барановичи становятся крупным железнодорожным узлом, связанным с важнейшими экономическими центрами России, Польшей, Прибалтикой. В расписании движения поездов по станции Барановичи-Полесские, которое было опубликовано в местечковой газете «Барановичский листок объявлений» за 1913 год, видно, что через станцию проходили скорые поезда Петербург – Киев – Одесса, товарно-пассажирские и почтовые Вильно – Ровно, Вильно – Сарны, Барановичи – Белосток. Только за 1900 год станция приняла и отправила 19 212 товарных и пассажирских поездов!

Стратегически важный транспортный узел в полной мере использовало военное ведомство. С августа 1914 года до середины лета 1915-го в Барановичах находилась Ставка Верховного Главнокомандующего русской армии, размещенная в двух железнодорожных составах. Император Николай II 10 (!) раз посещал ставку, пробыв там в общей сложности два месяца. И всякий раз вокзал Барановичи-Полесские в праздничном убранстве, с государственными флагами, гирляндами из еловых веток и цветов встречал царский поезд.

А вот архитектурным творением здания пассажирского вокзала станции жители города и гости любовались недолго. Во время Первой мировой войны, осенью 1915-го, саперы отступающей российской армии взорвали здание вокзала. Были уничтожены крыша, перекрытия, перегородки. А стены вокзала, к счастью, уцелели. И уже на их основе занявшие Барановичи германцы принялись восстанавливать здание. Правда, полностью работы завершились уже после Первой мировой войны, когда Барановичи вошли в состав Польши. Изящество строения удалось сохранить, лишь изменилась форма крыши, которую покрыли черепицей.

В 1944 году здание было полностью уничтожено во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Восстановительные работы начались сразу после освобождения Барановичей.

Рассматриваю фотографии уже 1960–70-х годов.

Видно, что территория вокруг вокзала стала бойким местом. И до чего же красивой, как будто сохранившейся со времен начала прошлого века. В советское время она просто утопала в зелени благодаря примыкавшему скверу с фонтаном. Привокзальная площадь манила не только пассажиров, но и горожан, которые приезжали сюда специально, чтобы полюбоваться искусством создания зеленых композиций озеленителя Бронислава Галузы. Такая должность в те годы числилась в штате вокзала.

Помним о прошлом

Можно по-разному относиться к минувшим событиям, принимать их или осуждать, но нельзя отрицать сам факт их существования. И если события того времени были увековечены в медалях, памятных досках и знаках, то их надо сохранить как свидетелей того жизненного этапа. Что и сделано последующими поколениями на вокзале Барановичи-Полесские и привокзальной площади.

Сразу два памятных знака напротив здания вокзала обращают нас к минувшим столетиям и десятилетиям: один посвящен забастовке железнодорожников 1905 года (есть еще плита на фасаде самого здания), другой установлен в честь болгарского города-побратима Карлово. Пешеходная зона рядом с этими знаками, заметьте, вымощена исторической брусчаткой, которую обнаружили строители СМП-760 во время разбора старого асфальта на привокзальной площади, когда вели её реконструкцию.
Заслуживает внимания еще один подобный факт. После войны на фасаде здания вокзала установили скульптурную композицию из фигур партизана и партизанки и рельефа приклоненных знамен с гербом БССР, посвященную Победе советских войск в Великой Отечественной войне. В 2004 году во время ремонта вокзала эту скульптурную группу сохранили как воплощение духа и идей своего времени.

А вот памятник Иосифу Сталину, который приветствовал пассажиров, прибывающих в город, снесен. Он находился как раз на том месте, где сейчас расположены вышеуказанные памятные знаки. Музейные работники со слов старожилов города утверждают, что скульптуру генералиссимуса так, во весь его полный рост, в этом же месте и закопали.

Вокзал Барановичи-Полесские не раз становился съемочной площадкой. В 1970 году здесь снимали советский сериал «Руины стреляют…» про минское подполье. В 1982-м он был выбран для съемок телевизионного сериала «Государственная граница» и на несколько дней превратился в вокзал китайского города Харбин.

В этом же году на вокзал прибыл первый состав на электротяге. А спустя три года благодарные жители города, и прежде всего железнодорожники, в память об основании двух станций, давших мощный толчок развитию Барановичей, установили на привокзальной площади паровоз Эм 710-30.

В памяти вокзала Барановичи-Полесские еще свежо воспоминание о фестивале музейных экспозиций «Время. События. Люди» среди организаций Белорусской железной дороги в июле 2018-го. Помнит он и торжество по случаю сдачи в эксплуатацию левого крыла в декабре того же года. В июне следующего на вокзале гостеприимно открыли двери для пассажиров и посетителей магазин ДОРОРСа и первое в городе мини-кафе ДОРОРСа, а привокзальная площадь, как мы уже сказали,приобрела новый, современный вид.

Источник: Наш Край
Автор: Светлана ГИЛЬ



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram