Кто и зачем хочет перекрыть Припять каскадом плотин и что за водный путь E40? Подробные схемы + ссылка на петицию "против"

15  Марта 2021 г.  в 12:43 : Разное: обо всём понемногу

К Международному дню действий против плотин 14 марта коалиция “Сохраним Полесье” призывает беларусов подписать петицию за сохранение этой дикой реки.

Не все знают, что Полесье, где течет Припять, называют Европейской Амазонией. Это крупнейшая почти нетронутая территория дикой природы на всем континенте площадью вдвое больше Португалии!

Но правительства Беларуси, Польши и Украины решили построить судоходный водный путь Е40 в 2000 км, чтобы соединить им Черное и Балтийское моря. Припять - центральная часть водного пути. На Припяти планируют возвести шесть плотин, спрямить русло, обваловать берега.

Отчет Европейского агентства по окружающей среде утверждает, что только 40% рек Европы находятся в относительно естественном состоянии. Плотины и шлюзы - причина деградации естественных речных экосистем. Если водный путь построят - последние крупнейшие дикие реки Европы (Висла, Припять, Западный Буг, Днепр) превратятся в судоходный канал, который к тому же рискует оказаться неконкурентоспособным по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом.

Зачем вообще нужны плотины?

Человечество строит плотины в первую очередь для защиты от наводнений и для орошения полей, а также для выработки электроэнергии.

Плотины на Припяти задуманы как часть водного пути Е40: они нужны, чтобы поддерживать необходимый уровень воды для прохождения грузовых судов. Однако экономическая целесообразность самой перевозки грузов по Припяти не доказана, заявляет коалиция “Сохраним Полесье”. Она обращает внимание правительств Беларуси, Польши и Украины на более экологичную и дешевую альтернативу - железную дорогу.

Чем опасны плотины?

По данным Белгидромета, за последние полвека во всем мире из-за строительства крупных плотин было переселено 30-60 миллионов человек и затоплено 400 тысяч кв. км. плодородных земель и лесов. Плотины - основная причина того, что одна пятая видов пресноводных рыб в мире либо исчезла, либо находится под угрозой исчезновения.

Исследование Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. проф. М. С. Кунявского показывает, что при строительстве плотин на беларусской части водного пути Е40 могут быть затоплены порядка 1000 км2 земель - это почти три территории Минска. В зоне риска в основном природоохранные территории, земли сельхозпредприятий и леса водоохранной зоны. Идут приготовления к отселению жителей полесской деревни Нижние Жары для строительства порта. И это не говоря об угрозе биоразнообразию региона.

А как дела с плотинами в остальном мире?

Общество постепенно начинает бороться с плотинами. Только во Франции, Испании, Польше и Великобритании около 30 000 небольших плотин выведены из работы, но не разрушены. Исследователи и активисты «Уничтожение плотин в Европе» (Dam Removal Europe) призывают правительства стран Европы демонтировать эти плотины, чтобы дать рекам вторую жизнь, а местным сообществам - новые экономические возможности в сфере природного туризма.

Плотины мешают рекам свободно течь, перемещать равномерно осадочные породы, останавливают миграцию рыб и других животных вверх по течению, что приводит к исчезновению пресноводных видов животных и растений. Рыба не добирается до мест нереста, птиц и других животных, питающихся рыбой, в свою очередь, становится меньше. А с уменьшением биоразнообразия страдает природный туристический потенциал регионов и реальная возможность заработка для местного населения.

А есть примеры, как отсутствие плотин способствовало биоразнообразию?

Конечно. Например, в Нидерландах после сноса двух водосливов на реке Бовен Слиндж в 2015 году видов рыбы стало на 30 % больше, а популяции отдельных видов животных выросли в 148 раз. А в Дании демонтаж плотины на реке Гудено способствовал увеличению численности форели в верховьях реки с 0 до 4-5 рыб на квадратный метр.

Что я могу сделать, чтобы не допустить строительства плотин на Припяти?

Коалиция “Сохраним Полесье“ призывает вас подписать петицию за свободное течение реки и отказ от строительства водного пути Е40. Голоса людей, неравнодушных к судьбе региона, перешлют лицам, принимающим решения.

Петиция адресована Премьер-министрам Польши и Украины, а также Совету Министров Беларуси и содержит следующие требования:

  • Отказаться от планов по реализации водного пути E40, в том числе от строительства порта «Нижние Жары» в Беларуси, плотины Сяжево в Польше и проведения дноуглубительных работ на Припяти в Украине;
  • провести всестороннюю стратегическую оценку рисков и преимуществ строительства водного пути E40 для принятия обоснованного решения;
  • учесть роль железнодорожного сообщения как наиболее экономически оправданного и устойчивого транспортного соединения как альтернативе Е40;
  • укрепить местную экономику за счет развития экологического туризма на Полесье;
  • защитить всемирно значимую дикую природу Полесья и ценные ландшафты вдоль рек, которым угрожает водный путь E40.

Подписать петицию можно по ссылке

Анализ отдельных видов возможного воздействия планируемого строительства международного водного пути Е40 в Беларуси и Украине на гидрологические и экологические условия соседних рек и водно-болотных угодий