Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

«На полном серьезе обсуждался вопрос переноса в направлении Тересполя». Как проходило «великое брестское переселение»?

39 3  Марта 2021 г.  в 10:47, показов: 5859 : История города Бреста

Замечательна любая идея по сохранению исторического наследия наших предков, сохранению, воссозданию памятников в разных формах. При работе с историческими документами всегда возникает соблазн отразить и свою точку зрения на те или иные события. И это часто оправдано, особенно если у нас есть факты.

Можно и нужно читать исторические произведения Пикуля, Солженицына, Форш, Загребельного, Короткевича и других авторов, но нельзя изучать историю по этим произведениям. Это художественная литература, т.е. вымысел, основанный на исторических, а иногда и на псевдоисторических фактах.

Когда-то существовал институт рецензирования, когда та или иная статья подвергалась определенному критическому анализу специалистами по определенным вопросам. К сожалению, я не специалист-историк, а краевед-любитель, но даже мне бросается в глаза достаточно вольная трактовка некоторых событий и фактов в статье «Как жители старого Бреста выбивали компенсации за снесенные под крепость дома».

Хотелось бы остановиться на некоторых цитатах из статьи.

- «первым идею построить в Бресте крепость высказал военный инженер Жан Батист Маале де Гранвилль…»

Да, Малле де Гранвиль участвовал в проектировании и строительстве укреплений в Модлине (Польша) в 1808 году. А до этого он воевал с Россией и вряд ли мог предлагать что-либо ценное врагу до его пленения русскими в 1807 году.

А вот главный маршал Франции Мориц Саксонский еще в первой половине XVIII века, говоря о Бресте, отмечал: «кто владеет в военное время этою твердыней, тот имеет великие выгоды над прилежащею страною». И в 1802 г. появляется проект превращения Бреста в опорный пункт обороны западной границы империи.

В 1807 году инженер-генерал П. П. Сухтелен превращает, по Высочайшему повелению, Брест-Литовск в опорный пункт обороны западной границы империи и составляет проект новой крепости, так как до того граница эта была практически открыта. Но вторжение Наполеона помешало осуществлению этих замыслов.

«Планы по строительству крепости на территории старого Брест-Литовска стали сюрпризом только для жителей города.»

В 1830 в Бресте побывал московский издатель Головин Н.А.. В своих заметках он писал, что город находился «в достойном сожаления состоянии, как в смысле строений, так и самих жителей, потому что он недавно почти весь сгорел, и правительством не дозволено строить снова. Причина этого запрета в том, что государь император, как говорят, намерен этот город переделать в крепость». И в 1833 году Николай I утверждает план строительства крепости.

«Далеко не каждый житель снесенного города получал хотя бы копейку за свой разрушенный ради строительства крепости дом.»

«Дом госпожи Сокаржинской оценили в 425 рублей. Сама она расчитывала выручить не меньше 700, но ее мнение никого не интересовало.»

К сожалению, бюрократия и казнокрадство существовали тогда и продолжают существовать сейчас. В эпоху «брестского переселения» в городе с 10-тысячным населением было 726 зданий, в т.ч. 51 каменное.

«… в те времена построить деревянный дом стоило от 5 до 8 тысяч рублей, каменный — до 30 тысяч.»

Полагаю, что эти цены требуют уточнения. Курс рубля 1838 года по отношению к курсу 1839 г. изменился почти в четыре раза в связи с денежной реформы 1839.

На отселение выделялось 500 тыс. рублей. В среднем на подворье 688 рублей. Современному человеку эти суммы ни о чем не говорят.

Но в тот период стоимость съемной квартиры в каменном доме, три комнаты и конюшня, обходилась в 8 руб. в месяц.

Смета на строительство кирпичного дома составляла 921 рубль (конец 19 века - см. приложение).

«На полном серьезе обсуждался вопрос переноса Бреста в направлении Тересполя»

Перенос города в западном направлении на Тересполь или в восточном направлении на деревню Тополёво для чиновников было делом чисто техническим. По каким-то причинам Брест «поглотил» деревню Тополёво и долгое время одна из улиц города носила название Тополёвой.

Изучив документы, можно с уверенностью сказать, что жители старого Бреста очень держались за это место. Город не был для них просто случайной точкой на карте. Если бы у них не было какого-то чувства близости к нему, они бы ушли — ведь им создали просто невыносимые условия для жизни.

Нашему человеку исторически ближе оседлость как образ жизни, привязанность к родному месту. Если бы у нас был американский менталитет мы, возможно, эту ситуацию воспринимали бы по-другому: вот что писал еще один француз, граф де Токви́ль, об американцах в 1830-х годах: "В Соединенных Штатах человек строит дом, в котором собирается встретить свою старость, но продает его, прежде чем над ним появится крыша". Примерно каждая пятая американская семья и сегодня переезжает каждый год, т.е. каждые пять-шесть лет вся Америка практически меняет место проживания.

Жизнь была нелегкой у наших предков. Вот некоторые высказывания, дошедшие до нас из эпохи начала XIX века, когда в городе проживало 3,7 тысяч человек:

  • Город «как говорится, ни большой, ни красивый. Улицы преимущественно немощеные, узкие и такие грязные, что нужно мужество, чтобы пробраться через них» о Бресте из Путешествий» немецкого писателя К. Фойерабенда, изданных в 1800 году.
  • «А Брест!! Литовский! Пожалуй, нет худшего местечка на вид, но и там пожилось» из письма А.С. Грибоедова другу. (1813-1815)
  • «Брест, который во времена моей молодости процветал и не знал нужды… явился передо мной во всей своей убогости… Частые и, возможно, не случайные пожары, дома, занятые постоем солдат, ограничение торговли… превратили город в малолюдный и убогий… » Юлиан Немцевич (1816 )

Строительство крепости вызвало волнения горожан, которые пришлось успокаивать при помощи военных. Но развитие нового города привлекает торговцев, ремесленников, способствует возникновению мелкой промышленности.

1840-е русский ученый академик К.И.Арсеньев, посетивший крепость, утверждал, что Брест приобрел необычное значение в военных отношениях. Через Буг был переброшен интересный по своему устройству мост. Все жители прежнего Бреста на протяжении десяти лет успели построиться, красиво и правильно по указанному плану.

1845 - В городе проживает около 18 тыс. жителей.

1849 - В Бресте проживает около 20 тыс. жителей.

А.Кондратюк
Брест, краевед-любитель




Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


s1969 2021-03-03 15:31
бумага всё стерпит...может себе также статейку запиндюрить в тираж,ссылаясь на историков или публицистов.и очевидцев найду....

↑ -8 ↓

ALES победим 100проц 2021-03-03 13:13
Ну вот. Кто-то кричал, что город был плохой, потому и снесли и построили в другом месте хороший.
А оказывается именно волею российских оккупантов город пришёл в запустение и нищету, а затем и вовсе был снесён ради очередной игрушки - крепости с целью окончательного покорения захваченных в войне белорусов и поляков.
Так что когда пропаганда опять начнёт вопли о "братских народах и многовековой истории", напомните кто Брест столько раз сносил, сжигал, взрывал...

↑ +33 ↓

archibald764 2021-03-03 13:53
А этого он был каменный чистый и аккуратный?Обыкновенное деревянное грязное местечко и только при РИ получил развитие,про советский период давай вообще помолчим.

↑ -30 ↓

La_user 2021-03-03 15:55
Сообщение от archibald764
и только при РИ получил развитие,про советский период давай вообще помолчим.

Так и сейчас, уже РФ, как преемник, продолжает сие славное дело, разнося то там то сям развитие, процветание, а главное мирную жизнь украинцам, сирийцам, ливийцам, до этого очень в Грузии постаралась, своих в Чечне тоже на забыла.
Чесотка в руках с годами никак не проходит...

↑ +20 ↓

archibald764 2021-03-03 16:59
Зубками вот скрежетать не надо)))я чесотку мы твою Серной мазькой вылечим.А вообще у тебя,гражданин, двойные стандарты,запомни,любому конфликт предшествуют какие то тупые действия со стороны пострадавшей стороны,маааленькие,но тупенькие и необдуманные.

↑ -21 ↓

La_user 2021-03-03 17:05
Сообщение от archibald764
запомни,любому конфликт предшествуют какие то тупые действия со стороны пострадавшей стороны,маааленькие,но тупенькие и необдуманные.

И это уже повод лезть туда с оружием и убивать людей?
Вам кто право дал?

↑ +11 ↓

archibald764 2021-03-03 17:09
В Сирию пригласила действующая власть,Грузия,так вроде и не в Грузии воевали а на другой территории,Украина,а что Украина,гражданская война на своей!!!территории,но этому предшествовали тупеньки события.

↑ -17 ↓

La_user 2021-03-04 08:59
"А ты докажи, что что это я..." (с)
Основной принцип вашей рускомирной пропаганды, нагадить потиху соседу и свалить всю вину на кого-то.  :)

↑ +3 ↓

KarlRapp 2021-03-04 10:00
Сообщение от La_user
"А ты докажи, что что это я..." (с)
Основной принцип вашей рускомирной пропаганды, нагадить потиху соседу и свалить всю вину на кого-то.



↑ -1 ↓

kuvalda 2021-03-03 11:15
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ПРИРОДООХРАННОЙ ЗОНЫ!!
у меня все..

↑ +18 ↓

Hellja5 2021-03-03 11:59
Сообщение от kuvalda
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ПРИРОДООХРАННОЙ ЗОНЫ!!
у меня все..

любезный,с хронологией событий будьте так добры ознакомиться )

↑ -11 ↓

kuvalda 2021-03-03 13:28
хронология не столь важна. нежели посыл и суть публикации. сударыня   !;)

↑ +6 ↓

Hellja5 2021-03-03 15:18
Сообщение от kuvalda
хронология не столь важна. нежели посыл и суть публикации. сударыня

та какой же вы тогда историк?- любой историк прежде всего обращает внимание на время(век,год, месяц) в которое произошло то или иное событие !
ну вы все и тупые

↑ -8 ↓

kuvalda 2021-03-04 08:06
Я не историк.я больше брестчанин

↑ 0 ↓

Hellja5 2021-03-03 13:37
Сообщение от kuvalda
хронология не столь важна. нежели посыл и суть публикации. сударыня

это лично вы так считаете - хронология всегда была очень важнА

↑ -7 ↓

Администратор 2021-03-03 11:17
Это же не про зону. Это совсем другая ситуация, просто так совпало.
↑ 0 ↓

kuvalda 2021-03-03 12:06
крепость на месте города тоже совпало?
знаю я эти публикации вокруг да около...
текст пробежал наискосок
отреагировал на заголовок  :)

↑ +3 ↓

kuvalda 2021-03-03 12:25
и еще фраза немцевича...
.. Частые и, возможно, не случайные пожары...

↑ +16 ↓

kuvalda 2021-03-03 12:27
двести летпрошло..ничего не изменилось

↑ +19 ↓

Hellja5 2021-03-03 12:36
Сообщение от kuvalda
двести летпрошло..ничего не изменилось

многое изменилось - 200 лет назад химии аж столько в пищу НЕ употребляли и одежда натуральная была !

↑ -14 ↓

Сердитый скептик 2021-03-03 15:37
Сообщение от Hellja5
200 лет назад химии аж столько в пищу НЕ употребляли

И вообще пищи особо не было  =)

↑ +1 ↓

Hellja5 2021-03-03 15:40
Сообщение от Сердитый скептик
Сообщение от Hellja5
200 лет назад химии аж столько в пищу НЕ употребляли

И вообще пищи особо не было

ну да, и как тогда выживали на хуторной основе и на собственных хозяйствах, и на всём своём выращенном - уму не постижимо )))

↑ -1 ↓

Сердитый скептик 2021-03-03 16:18
Сообщение от Hellja5
ну да, и как тогда выживали на хуторной основе и на собственных хозяйствах, и на всём своём выращенном - уму не постижимо )))

Хренево выживали. С голодами периодическими.

↑ +2 ↓

Mismi 2021-03-03 12:53
И в рядовой семье из 5-6 детей до совершеннолетия доживали в лучшем случае 2-3.

↑ +7 ↓

archibald764 2021-03-03 13:50
Чушь собачья,сельские кладбища были маленькие,у моих из 7 детей до старости все дожили,без излишеств и без медицины как сейчас.

↑ -9 ↓

Mismi 2021-03-03 19:56
У ваших - кого? Бабушки 1960-го года рождения?

↑ 0 ↓

archibald764 2021-03-03 21:15
Примерно в 1860 из четырех дожили до старости глубокой все четыре предка.

↑ +1 ↓

Hellja5 2021-03-03 13:06
Сообщение от Mismi
И в рядовой семье из 5-6 детей до совершеннолетия доживали в лучшем случае 2-3.

здрасти, откуда такие сведения
- и сегодня в автокатастрофах много погибает !

↑ -10 ↓

kuvalda 2021-03-03 13:30
вот тут вы правы. в те времена в автокатастрофах погибало значительно меньше)). все больше от болезней.да от голода

↑ +10 ↓

Hellja5 2021-03-03 13:40
Сообщение от kuvalda
вот тут вы правы. в те времена в автокатастрофах погибало значительно меньше)). все больше от болезней.да от голода

в те времена просто-напросто на повозках с лошадьми ездили

↑ -8 ↓

Mismi 2021-03-03 20:03
Даже мелкая шляхта всё ж больше пешком ходила, а не на повозках ездила. А уж простой люд о повозках и не мечтал. Спуститесь с небес. Даже зажиточные ростовщики ютились в замке четыре на четыре семьёю в 10 человек, какая повозка, кота и того на шапку пускали.

↑ +1 ↓

kuvalda 2021-03-03 13:53
безусловно  :)

↑ +4 ↓

Mismi 2021-03-03 13:07
Оспа за месяц могла полгорода выкосить.

↑ +13 ↓

Hellja5 2021-03-03 13:10
Сообщение от Mismi
Оспа за месяц могла полгорода выкосить.

с нашей "прогрессивной" в 21-м веке медициной беспомощной против коронавируса ваааще капец, - оспа отдыхает

↑ -5 ↓

Сердитый скептик 2021-03-03 15:36
Сообщение от Hellja5
с нашей "прогрессивной" в 21-м веке медициной беспомощной против коронавируса ваааще капец, - оспа отдыхает

У вас уже умерли все родственники, а вы изуродованная калека?
Неужели не совестно передёргивать?

↑ +1 ↓

Hellja5 2021-03-03 16:15
Сообщение от Сердитый скептик
Сообщение от Hellja5
с нашей "прогрессивной" в 21-м веке медициной беспомощной против коронавируса ваааще капец, - оспа отдыхает

У вас уже умерли все родственники, а вы изуродованная калека?
Неужели не совестно передёргивать?

определитесь, вы про что, собственно

↑ -2 ↓

Сердитый скептик 2021-03-03 16:19
Про то, что нефиг равнять эпидемию оспы с каким-то ковидом.

↑ -1 ↓

Hellja5 2021-03-03 16:24
Сообщение от Сердитый скептик
Про то, что нефиг равнять эпидемию оспы с каким-то ковидом.


действительно - степень летального исхода разная

↑ -2 ↓

Hellja5 2021-03-03 10:56
Пикуль тем и интересен, что его произведения основаны на изложении документальных материалов, из-за этого факта в своё время на Пикуля и гонения были

↑ +21 ↓


Страницы: [1]