Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

«Нельзя просто прийти и сказать: «Хочу жить здесь». Айтишник — о своем опыте переезда в Украину

45 21  Февраля 2021 г.  в 11:14, показов: 3362 : Разное: обо всём понемногу

В конце прошлого года мы писали о том, что кабинет министров Украины принял решение об упрощении порядка оформления временного вида на жительство для определенных категорий граждан Беларуси: предпринимателей и высококвалифицированных специалистов, в частности в сфере IT и инноваций, а также членов их семей. Гейм-дизайнер Михаил, один из переехавших в Украину белорусов, решил воспользоваться этим предложением, но столкнулся с рядом сложностей. Рассказываем его историю, а заодно делимся полезными ссылками и списком документов.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: freestocks/Unsplash

Бюрократические проблемы

В декабре 2020 года, незадолго до закрытия наземных границ, Михаил погрузил свои личные вещи в машину и отправился в Одессу. Его не преследовали на родине: просто белорус не мог смириться с тем, что происходит сейчас в его стране.

— По образованию я историк, до прихода в ИТ занимался математическим моделированием исторических процессов. И я понимал еще до выборов, что гайки будут закручиваться: если протестная волна не достигнет успехов, то обязательно пойдет реакция, — поясняет свой выбор Михаил. — А это значит, что рано или поздно возникнет ситуация нелегкого выбора, когда, например, неизвестные люди в масках будут избивать во дворе моего соседа, и мне нужно будет решать — заступиться, и тогда меня самого начнут избивать, посадят или даже убьют, или не заступаться, и тогда, соответственно, изобьют, посадят или убьют моего соседа.

И этот выбор придется делать постоянно всем, хотя, может, и не в такой совсем жесткой форме: высказать свое мнение или промолчать, подписать какой-то документ под давлением или не подписывать, осудить товарища на собрании или отказаться осуждать… С точки зрения теории игр оба варианта такого выбора невыгодны, в обоих тебя принуждают играть по чужим правилам. Но пока что есть и третий вариант — отвергнуть такие правила игры и уехать. Каждый человек свободен и вправе выбирать, где ему жить.

Последней каплей стало закрытие наземных границ. Я выбрал Украину потому, что, во-первых, у меня не было визы ЕС (и не было времени ее делать), а во-вторых, Одесса — моя вторая родина, и если уж и выбирать — то город и страну, с которыми есть хоть какие-то связи.

Михаил приехал в Украину перед новогодними праздниками и решил заняться вопросами оформления вида на жительство уже после них. Накануне он прочитал, что кабмин страны решил помогать с получением ВНЖ высококвалифицированным специалистам, айтишникам, а также представителям профессий, «острая потребность в которых ощутима для экономики страны», и теперь белорусам в течение года можно легально находиться в стране не 90, а 180 дней.

— Я работаю в игровой индустрии более семи лет. До этого я тоже работал в ИТ, но немного в другой области. Поэтому я решил воспользоваться предложением, о котором говорил Зеленский, — вспоминает айтишник. — Однако когда я обратился в местные органы, которые занимаются вопросами гражданства и миграции, оказалось, что там не в курсе процедуры.

По словам Михаила, он весь день потратил на обход различных государственных учреждений, пока ему не сообщили, что речь идет не о временном, а о постоянном виде на жительство. И надо подавать документы как на постоянный ВНЖ, включая те, которые можно получить только в Беларуси, вроде справки об отсутствии судимостей.

Также в дополнение к этому надо доказать, что ты являешься высококвалифицированным специалистом. При этом, по словам собеседника, даже сами чиновники в районной администрации не смогли подсказать, как это можно сделать: там белорусу сказали, что у них нет списка нужных для местной экономики профессий, добавив, что Михаил вообще первый, кто обратился к ним с таким вопросом.

— Это что касается постоянного ВНЖ. Для оформления же временного в Украине, в отличие от Беларуси, нельзя просто прийти и сказать: «Хочу жить здесь». Требуется формальное основание, например заявка местного работодателя о том, что он хочет взять тебя на работу. Эту заявку работодатель должен прислать в местное бюро занятости, там, в свою очередь, должны выдать разрешение, которое потом используется для оформления временного вида на жительство, — поясняет Михаил.

Чтобы прояснить вопрос, 42.TUT.BY обратился в Министерство цифровой трансформации Украины. К чести ведомства, стоит отметить, что ответ пришел спустя всего пару часов. В частности, нам сообщили, что «со всеми официальными документами и процедурой вы можете ознакомиться на сайте — belarustoukraine.com», и дали контакт специалиста, готового решить вопрос белоруса.

Спустя несколько дней мы спросили Михаила, как его дела.

— На указанном сайте я не нашел сценария оформления по упрощенной схеме. Но когда обратился к специалисту, оказалось, что все совсем не так мрачно. Просто в случае с упрощенным оформлением ВНЖ начинать надо было не с обращения в органы по гражданству и миграции по месту жительства, а сразу напрямую обратиться в Минцифры. Они могут подтвердить опыт работы, и никаких справок о несудимости и о том, что я не состоял на наркологическом учете, из Беларуси не требуется, — ответил Михаил. — На сайте есть список специальностей, по которым можно оформить ВНЖ в упрощенном порядке. По каждой специальности существует одно обязательное требование (стаж работы от 3 лет) и пара опциональных, из которых должно иметься хотя бы одно. Обычно из опциональных это:

  • высшее образование в технической сфере;
  • годовой доход от 20 000 долларов.

И тут есть пара подводных камней. Во-первых, я в трудовой книжке «технический писатель». Это довольно важная профессия в ИТ, на стыке между «гуманитариями» и «технарями», требующая квалификации и там, и там. Однако такой профессии в списке нет. У меня высшее образование (БГУ), но не техническое, а гуманитарное. Хотя специализация — «историческая информатика», но формально-то я гуманитарий! Вдобавок так уж вышло, что именно в прошлом году я менял место работы, так что подтвержденного официального годового дохода на такую сумму не наберется.

Тем не менее в том списке есть некий «специалист по обработке информации», к которому я формально подхожу по требованиям: там не требуется высшего технического (только общее среднее или ПТУ).

В Минцифры подтвердили, что будет достаточно заверенной копии трудовой книжки. Также потребуются как минимум два рекомендационных письма с последних мест работы, подтверждающих, что сотрудник хорошо справлялся со своими обязанностями.

Но это только начало процесса получения ВНЖ. Как меня проинформировали в Минцифры, квоты по данным профессиям еще не утверждены.

А какой опыт у других?

Киев. Фото: Victoria Naumenko / Unsplash

На сайте LinkedIn можно найти несколько историй о переезде белорусских айтишников в Украину. В частности, одну из них прочитать можно здесь.

По словам автора этого поста, с собой из Беларуси нужно привезти документы, подтверждающие квалификацию: справку о заработной плате за прошлый год (от 2000 долларов в месяц), выписку из трудовой (стаж по специальности от 3 лет), диплом (если есть), рекомендацию с места работы (опционально).

Также понадобятся несколько справок из РБ: об отсутствии судимостей (заказывается онлайн у МВД), о составе семьи (в паспортном столе), свидетельство о браке (если вы в браке) — на эти справки нужно получить апостиль, который быстро делается в Минске.

И будет нелишним взять эпикриз из поликлиники и справку из диспансера (психо- и нарко-) и сделать флюорографию.

Это все можно заранее отправить в Минцифры. Все остальные документы (плюс перевод перечисленных выше) можно будет сделать уже в Украине.

Источник: 42.TUT.BY
Автор: Тамара Колос
42.TUT.BY



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


covid головного мозга 2021-02-21 17:09
Чем плохо живётся в стране судаку с зарплатой от 2000??

↑ -1 ↓

smile 2021-02-21 17:22
Когда у тебя зп от 2000 нерублей у тебя появляются несколько иные интересы, кроме как набить брюхо и заплатить за коммуналку.
Хочется выезжать из страны когда и куда захочешь.
Ну и не стоит забывать логику программистов построенную на "иф зене", они слабы в политологии и интригах, а потому постоянно вовлекают себя в провокации "кукловодов", манипуляции на тему справедливости и несправедливости.
А правда ведь в том, что справедливости на самом деле нет нигде и врут все поголовно.

↑ 0 ↓

Hellja5 2021-02-21 17:31
Сообщение от smile
Когда у тебя зп от 2000 нерублей у тебя появляются несколько иные интересы, кроме как набить брюхо и заплатить за коммуналку.
Хочется выезжать из страны когда и куда захочешь.
Ну и не стоит забывать логику программистов построенную на "иф зене", они слабы в политологии и интригах, а потому постоянно вовлекают себя в провокации "кукловодов", манипуляции на тему справедливости и несправедливости.
А правда ведь в том, что справедливости на самом деле нет нигде и врут все поголовно.

не знаю, но мой покойный отец был ж.д.работником, и мы летом всей семьёй часто путешествовали - мне хватило, люди живут как у них получается - в Таллине мне воды простой захотелось, поразилась что семья жила в доме где сохранились крюки для повешения с прошедших веков...

↑ 0 ↓

JoynUp 2021-02-21 15:41
В Украине ничего не меняется. Гос.органы отправляют тебя к какому-то дяде, который может решить вашу проблему.

↑ +9 ↓

aerowalk 2021-02-21 13:19
После прочтения статьи хочется отметить три момента.

1. Странным образом для белоруса второй родиной оказалась Одесса.

2. Уровень преступности в Беларуси гораздо ниже. Желаю герою статьи не стать героем его фантазий во дворе его нового дома.

3. Каким образом в Беларуси можно получить справку о заработной плате от 2000 долларов в месяц, когда все читатели этого портала пишут, что мечта каждого белоруса - получать по пятьсот. Либо условие украинцев невыполнимо, либо в комментариях врут. Здесь явно требуется пояснение.

↑ +8 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 13:53
Кстати да. У меня вопрос по пункту 3.Как иногда я читаю из ваших новостей зарплата у вас под 1000руб и страна у вас должна быть не бедной. Однако многие люди утверждают что с зарплатой совсем плохо а чел в статье имеет справку о даходах 2000баксов.Хотя айти везде получали приличные суммы в отличии от других работающих граждан.
По сути некоторые беларусы как и их чиновники считают Украину бедной страной но всё равно сюда едут почему-то, за всех я не говорю. Не понимаю почему? Они создают конкуренцию украинским специалистам и радости от этого действительно мало но это закон рынка, ничего не поделаешь.
Не знаю как дела у IT в Беларуси, и почему они все резко стали уезжать видимо после дела PandaDoc которые осудили насилие в стране и просто стали кошмарить резедентов и они стали искать более выгодные для их бизнеса предложения.
Пускай приезжают, мы рады их принять.

↑ -3 ↓

smile 2021-02-21 14:42
А можно будет в Крым на отдых съездить или выйти на две маевки 1го и 9го мая как на праздник?

↑ -3 ↓

smile 2021-02-21 14:49
Отметить день космонавтики, нажраться на 23 февраля, отметить с дамами 8е марта не прячась за закрытыми шторами?

↑ -3 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 15:02
Провакационный вопрос, хотите в Крым-это вам нужно через Россию! Я сама хочу в Крым всегда в детстве там отдыхала. Россия, не представляет что у украинцев отняла и российским Крым, всё европейское сообщество никогда не признаёт.

↑ -7 ↓

славик 2021-02-21 17:36
Сообщение от Соколовска Марта
Провакационный вопрос, хотите в Крым-это вам нужно через Россию! Я сама хочу в Крым всегда в детстве там отдыхала. Россия, не представляет что у украинцев отняла и российским Крым, всё европейское сообщество никогда не признаёт.


Она вернула то, что лёгким движением руки отдал Никита кукурузник. Плюс Украина зависима в политических играх по ЧМФ.
Вот Россия и обеспечила себе выход в море

↑ +6 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 17:52
Всё понятно Славик, как у вас всё легко делается одним движением руки. Ясно!

↑ +2 ↓

smile 2021-02-21 17:59
Что вам ясно, логика Славика понятна, 30 с небольшим лет в составе УССР до распада СССР, с точки зрения исторической предопределенности не дает повода орать "мое, мое, отдайте".
И ладно бы уж, Крым был жемчужиной в составе Украины, регион в который Украина вложила огромные деньги и сделала из него нечто.
Так ведь нет же, по четным Украина клала на Крым.ер, а по нечетным она его на Крым забивала.  :)

↑ -2 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 18:04
А ясно одно smile, Россия платила аренду за базу Черноморского флота, а дальше видимо моя страна не стала слишком сговорчивой в цене. И странно выход к морю на Черноморском направлении Россия добилась с большим скандалом, хотя Россию обмывает столько морей.

↑ -2 ↓

s1969 2021-02-21 20:34
Сообщение от Соколовска Марта
А ясно одно smile, Россия платила аренду за базу Черноморского флота, а дальше видимо моя страна не стала слишком сговорчивой в цене. И странно выход к морю на Черноморском направлении Россия добилась с большим скандалом, хотя Россию обмывает столько морей.


омывают.а обмывают удачную покупку...

↑ +2 ↓

archibald764 2021-02-21 18:09
В Крыму у бабушки спрашивают -Бабушка,откуда сало? -С Украины,сынок.

↑ -2 ↓

smile 2021-02-21 15:07
Ну-ну, на остальные вопросы я вероятно тоже не получу внятного ответа, а признать что Украина НЕ свободная страна духа не хватит.
Про конфликт и агрэссию вы пожалуйся среди своей ограниченной банды общайтесь, конфликт исключительно в киевских мозгах решивших построить нацию на крови.

↑ +1 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 15:26
По ходу мы с вами, не придём к общему знаменателю. У меня со всем другая точка зрения на весь этот бардак, что происходит в моей стране и кто его устраивает. Вас также ждёт незавидная участь скоро Лука поедет к Путину страну наверное продовать.

↑ -5 ↓

smile 2021-02-21 15:33
По поводу вашей страны, просто сделайте так, как хочет большинство.

↑ 0 ↓

smile 2021-02-21 15:32
Вероятно для вас будет откровением, что как только оппозиция предприняла агрессивные действия заручившись поддержкой Запада, судьба страны была предрешена, причем не важно кто бы победил, страна уже была выставлена на торги, а покупателем был бы либо Восток либо Запад.
Потому я и говорю и буду продолжать, бойтесь данайцев, решайте свои проблемы сами. А тут уж все.

↑ -3 ↓

Витя 2021-02-21 22:21
Сообщение от smile
Вероятно для вас будет откровением, что как только оппозиция предприняла агрессивные действия заручившись поддержкой Запада, судьба страны была предрешена, причем не важно кто бы победил, страна уже была выставлена на торги, а покупателем был бы либо Восток либо Запад.
Потому я и говорю и буду продолжать, бойтесь данайцев, решайте свои проблемы сами. А тут уж все.

Смайл, как твой кумир? Говорят дело лет на 15 шьют?

↑ 0 ↓

славик 2021-02-21 12:06
Как и у нас. Ляпнут верхи абы шо ( типа давайте все к нам спецы), люди приезжают и натыкаются на бюрократию.

↑ +19 ↓

smile 2021-02-21 12:17
Эта тема может зайти айтишникам не состоящим в браке, либо когда в браке оба айтишника, а вот когда в браке учитель или медработник. Что им делать в Украине, особенно если учитель истории. Ведь все мы знаем, что в Украине преподается своя особенная история.

↑ +14 ↓

user51934 2021-02-21 18:25
В Украине своя, а у нас чья?Попробовали историки назвать
К.Калиновского национальным героем, так как москальё взвыло!

↑ +2 ↓

smile 2021-02-21 19:26
На мой взгляд жизнь Калиновского излишне идеализирована.
Начнем с того, что причиной спешного отъезда в Америку скорее всего стал неудачный чпок дочки одного из олигархов того времени, за что его гоняли по всей европе. Но это мое частное мнение  :)

↑ -4 ↓

Mismi 2021-02-22 00:08
Смайл, вы в своём бурном полёте фантазий Калиновского ни с кем не перепутали?  :D

↑ +2 ↓

s1969 2021-02-21 13:24
Сообщение от smile
Эта тема может зайти айтишникам не состоящим в браке, либо когда в браке оба айтишника, а вот когда в браке учитель или медработник. Что им делать в Украине, особенно если учитель истории. Ведь все мы знаем, что в Украине преподается своя особенная история.


так вот туда и едут,подстраиваются под реалии их мировоззрения.и книгу можно легко сменить.однако до майдана подавляющее большинство были нормальными.но переобулись как то быстро.ведь бывшие и нынешние руководители сей страны были комсомольцами и партработниками, и заканчивали соответствующие вузы...

↑ +3 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 12:51
Да, своя особенная история (блин), многострадальной страны но своя!

↑ +5 ↓

славик 2021-02-21 17:31
Сообщение от Соколовска Марта
Да, своя особенная история (блин), многострадальной страны но своя!



↑ -1 ↓

smile 2021-02-21 15:16
Про орден Иуды там преподается?
Наверное там это так героизировано как и все остальное дерьмо, при этом все происходит в антураже неонацистской атмосферы с закосом под Вальхаллу.
В курсе, что для тех, кто хотел попасть в Вальхаллу предать союзника автоматически означало никогда туда не попасть, а попасть прямиком в ад?
Вот я и говорю, у вас особенная, странная история о героях, которые проливали реки крови своих же соотечественников, устраивали локальный геноцид соседям и в целом деятельность этих героев была ограничена парами тысячами гектаров леса весьма далека расположенных от Киева.

↑ +1 ↓

zver130 2021-02-21 12:43
там покрайней мере история обьективна более менее и не замалчивается неудобная правда
а что им изучать историю рф,где в каждом предложении пропаганда и одни и те же догмы
русские великий народ
мы всех победили
нам все должны
у нас великая страна и мы можем повторить
путин президент мира
нзамалчивание репресий и гонений
россия в кольце врагов
без нашего газа и нефти вся европа замерзнет и вымрет
нас там нет
и прочая чушь.... что без слез от смеха здоровому нормальному человеку читать невозможно
если вам такая история нужна... то вы ошиблись страной

↑ +6 ↓

s1969 2021-02-21 13:17
Сообщение от zver130
там покрайней мере история обьективна более менее и не замалчивается неудобная правда
а что им изучать историю рф,где в каждом предложении пропаганда и одни и те же догмы
русские великий народ
мы всех победили
нам все должны
у нас великая страна и мы можем повторить
путин президент мира
нзамалчивание репресий и гонений
россия в кольце врагов
без нашего газа и нефти вся европа замерзнет и вымрет
нас там нет
и прочая чушь.... что без слез от смеха здоровому нормальному человеку читать невозможно
если вам такая история нужна... то вы ошиблись страной


а что не так из вышеперечисленного:любой народ великий,победили всех-и монголотатар,и шведов,и французов,и поляков,и немцев...путин далеко не последний человек в мире,россия в кольце "друзей"с ракетами,просто газ дешевле и его запасы огромны(там голосуют валютой),многим списала долги,а если где то есть базы,то это их интерес,не одним же китайцам и американцам по миру размножаться.а по поводу репрессий и гонений,это своего рода защита"демократии",как и во многих странах мира.и за последнее время их на западе предостаточно.так что это реалии жизни прошлой и настоящей.будь объективен и к тебе потянутся люди.без слёз от смеха.как то так.

↑ +6 ↓

Mismi 2021-02-22 00:16
Про "списанные долги" всегда дико ржачно. Добрая Россия списала долги африканскому Зимбабве. Вот только не долги ей, а долги СССРу. Например, долги к БелАЗу за поставленную в советские времена технику.

История с долгами при распаде СССР - это пример "бизнеса по-русски", когда Кремль красивым жестом заграбастал себе весь дебет и имущество СССР, да ещё и обставив это идеологически так, словно делает всем офигенное одолжение. Кстати, Украина этот вопрос так и не ратифицировала, как и Грузия. Ни на какие мысли не наводит?

↑ 0 ↓

s1969 2021-02-21 11:53
специалист,однако....сантехники-электрики-строители--вот не полный перечень спецов...пропадёт электричество или водой зальёт-тут как раз моделирование истории будет как нельзя к стати...

↑ +2 ↓

smile 2021-02-21 12:05
Никто не отрицает важность этих профессий.
Однако же для страны не имеющей способов зарабатывать продавая природные богатства, и которую, же факто, лишили доступа ко всем европейским рынкам, кроме РФ, глупо терять такой ресурс.
Ну а если, пользуясь случаем, некто проводит законы жёстко направленные на уничтожение отрасли в одной конкретной стране, т.е. ставит перед собой цель переманить спецов не из Польши, не из Венгрии, не из Болгарии, не из стран Балтии, а целенаправленно из Беларуси. Пускай даже в ущерб интересам собственных специалистов. Вот такие действия не должны быть оставлены без ответа.

↑ -5 ↓

s1969 2021-02-21 12:15
Сообщение от smile
Никто не отрицает важность этих профессий.
Однако же для страны не имеющей способов зарабатывать продавая природные богатства, и которую, же факто, лишили доступа ко всем европейским рынкам, кроме РФ, глупо терять такой ресурс.
Ну а если, пользуясь случаем, некто проводит законы жёстко направленные на уничтожение отрасли в одной конкретной стране, т.е. ставит перед собой цель переманить спецов не из Польши, не из Венгрии, не из Болгарии, не из стран Балтии, а целенаправленно из Беларуси. Пускай даже в ущерб интересам собственных специалистов. Вот такие действия не должны быть оставлены без ответа.

так у нас каждый второй айтишник,у которого есть комп.их много на душу населения.

↑ -5 ↓

smile 2021-02-21 12:18
У меня несколько технических заданий на разработку ПО при этом я не считаю себя айтишником.

↑ -1 ↓

s1969 2021-02-21 13:01
Сообщение от smile
У меня несколько технических заданий на разработку ПО при этом я не считаю себя айтишником.


чё так скромно?  :)

↑ 0 ↓

smile 2021-02-21 11:33
Технический писатель.  :)
Может координатор проектов?
Но на мой взгляд суть не в связи гуманитариев с технарями. А в связи конечного пользователя с разработчиком ПО. И если вы считаете что это так просто то вы не правы. Большая часть программистов живёт на другой планете типа Вулкан, у них своя выхолощеная логика далёкая от обычных людей, пользователей. И нужен специалист из двух миров для связи.

↑ +6 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 11:49
Айтишники люди мобильные, так что легко находят общение где захотят. А власть Беларуси, решила кошмарить IT и вы думали что они ответят благодарностью. Нет конечно, они будут искать другое место жительства! Чиновники РБ, поступили глупо когда решили лезти к IT.

↑ -11 ↓

smile 2021-02-21 11:57
Они не мобильные, в общепринятом понимании.
Они имеют возможность выбирать каким налоговым резидентом становиться исходя из налоговой базы и предложений на рынке труда.
Поскольку работают с нематериальными активами.
Вот это правильное определение в котором нет ни грамма идеологии, а чистый финансовый интерес.

↑ +12 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 12:06
Вот именно. Я просто не понимаю вас. Если ваше IT выбрало Украину, по вашему определению это плохо? Просто вы часто критикуете мою страну, не понятно за что?
Кстати власть РБ, решила поднять налоги для резидентов ПВТ, их ещё больше уедет за рубеж!

↑ -9 ↓

smile 2021-02-21 12:12
Когда в Польше правительство решило провернуть такую х.ню с медиками, медики Польши сказали - да вы чё там уху ели?
В Украине либо нет айтишников либо нет конкуренции.

↑ +4 ↓

smile 2021-02-21 11:51
Вы хоть вникает в смысл того о чем говорит собеседник или отрабатываете по какой-то программе?

↑ +1 ↓

славик 2021-02-21 17:45
Сообщение от smile
Вы хоть вникает в смысл того о чем говорит собеседник или отрабатываете по какой-то программе?


По методичке чэшских куклаводав. А то могут и помочь флаг поменять

↑ 0 ↓

Соколовска Марта 2021-02-21 11:53
Ага  :) отрабатывают за деньги  :D

↑ -10 ↓


Страницы: [1]