Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Ограничениями на выезд граждан власть нанесет ущерб топливным «бизнесменам» и… бюджету

6 15  Февраля 2021 г.  в 11:27, показов: 5504 : Граница, таможня, пограничники

Ограничительные меры в связи с пандемией привели к падению реализации моторного топлива на внутреннем рынке. В наибольшей степени пострадали регионы, связанные с приграничным «топливным бизнесом». В случае сохранения ограничений потери государства от отсутствия продаж топлива могут превысить несколько десятков миллионов рублей, говорят эксперты «Кошта ўрада».

Фото: Глеб Малофеев

Краткие итоги — 2020

Розничная торговля Беларуси реализовала 854 тыс. тонн автомобильного бензина, снижение продаж — на 7,2% к 2019-му.

Дизельного топлива продано 557 тыс. тонн, снижение продаж — на 18% к 2019-му.

Наибольшее сокращение по автомобильному бензину — на 14,8% в Брестской области.

Наибольшее сокращение по дизельному топливу — на 34,7% в Гродненской области.

Потенциальный масштаб недобора акцизов на дизельное топливо в бюджет — не менее 18 млн рублей.

Меньше поездок — меньше продаж топлива

Для реализации топлива в Беларуси 2020-й сложился крайне неудачно. Физические объемы продаж сложились на четырехлетнем минимуме, всего было реализовано 854 тыс. тонн автомобильного бензина и 557 тыс. тонн дизельного топлива. Продажи организациям по безналичному расчету в эти объемы не входят.

По сравнению с 2019-м дизельного топлива было продано на 123 тыс. тонн, или на 18,1%, меньше, автомобильного бензина всех марок — на 66,5 тыс. тонн, или на 7,2%, меньше.

Поквартальные данные показывают, что наибольшее отклонение от показателей реализации 2019-го было отмечено во втором квартале, что совпадает с карантинным периодом в России и ограничениями на поездки в странах, с которыми граничит Беларусь. Закрытие границ на выезд из Беларуси, вступившее в силу в конце четвертого квартала 2020-го, основное влияние окажет в 2021 году.

Бизнес на вывозе дизельного топлива понес ощутимые потери

Региональная картина по динамике падения продаж топлива сильно отличается. В наименьшей степени пострадали продажи топлива в Минской, Могилевской области и в Минске.

В Минской области продажи автомобильного бензина снизились только на 1,8%, продажи дизельного топлива — на 4,2%. В Минске и Могилевской области снижение продаж топлива в физическом объеме не превысило 10% по каждому из видов моторного топлива.

В то же время продажи дизельного топлива в Гродненской области сократились более чем на треть, в Брестской области — на 28%.

Причина подобной разницы — топливный бизнес приграничных с Польшей регионов.

При детальном рассмотрении структуры продаж моторного топлива можно обнаружить следующую закономерность.

На 1 литр дизельного топлива, реализуемого в розницу, приходится в среднем 1,6 литра автомобильного бензина. Такая ситуация сложилась в Могилевской, Минской, Витебской областях и в Минске. Именно эти области в наименьшей степени пострадали в части продаж в 2020-м. А вот в Гродненской и Брестской областях на 1 литр бензина приходится около 1 литра дизельного топлива. Столь разная структура потребления различных видов топлива в областях объясняется довольно просто: бизнес на перепродаже топлива в приграничных регионах.

Жители приграничных регионов заливали полный бак топлива, брали с собой сигареты и алкоголь и отправлялись в Польшу, где перепродавали эти товары, зарабатывая на разнице в ценах. Масштабы этого бизнеса можно приблизительно оценить через соотношение реализации различных видов топлива на уровне Минской и Могилевской областей. В этих областях поездками с целью продажи топлива за пределы страны не занимаются в силу своего географического расположения.

При соотношении 1,6 литра бензина на 1 литр дизельного топлива избыточный объем реализации дизельного топлива может составлять около 60 тыс. тонн в Брестской и 48 тыс. тонн в год.

Стоит отметить, что некоторая избыточная реализация топлива может наблюдаться и в Гомельской области в связи с наличием разницы между ценами на топливо в Украине и Беларуси. Но масштабы этого явления гораздо скромнее, нежели в Брестской и Гродненской областях.

Государство тоже пострадает от закрытия границ

Закрыв в конце 2020 года границы Беларуси на выезд, государство ударило в том числе и по своим собственным доходам. Топливо, которое реализуется внутри страны, в своей цене содержит и НДС, и акцизы. В Налоговом кодексе ставка акциза на дизтопливо не ниже 5-го класса составляет 184 рубля за тонну. При сохранении ситуации с ограничениями, как и в 2020-м, около 100 тыс. тонн топлива не будет вывезено и продано в соседнюю страну. Это означает, что у граждан, которые занимались этим бизнесом, не будет дополнительного дохода и валюты, которую они зарабатывали на этом виде деятельности. Но это только часть потерь. Не реализовав 100 тыс. тонн дизельного топлива, государство только от акцизов недополучит 18,4 млн рублей. А еще НДС и другие налоги. И это только на топливе. Потери на табачной и алкогольной продукции учету не поддаются.

Аргумент относительно получаемой валюты от экспорта нефтепродуктов тут не работает. Ведь государство получало ту же валюту, но от тех, кто занимался топливным бизнесом в приграничных регионах. Продав топливо в Польше за валюту, они в последующем эту валюту сдавали в обменные пункты Беларуси для закупки новой партии топлива. Да и налогов в розничной цене гораздо больше, чем в экспортной цене, ибо как минимум НДС при поставках на экспорт нет.

Кроме того, топливный бизнес частично решал и социальную функцию трудоустройства занятых в этом бизнесе граждан. Готово ли государство предоставить этим людям вариант работы — большой вопрос в свете постоянных сокращений на крупных и средних предприятиях.

Неразумное решение в условиях дефицита бюджета и явной нехватки новых источников налогов. Видимо, в отдельных случаях иногда «не до налогов». Борьба с выездом граждан важнее…

Источник: TUT.BY
TUT.BY



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


Petrovich 2021-02-15 22:28
Это называется отморожу свои уши,на зло маме. Наши законотворцы наверное на первых местах по изданию самых абсурдных решений!))

↑ +9 ↓

Mismi 2021-02-15 12:57
Ничего, зато поток паперосув, судя по данным польской таможни, ничуть не сократился. Так и везут целыми вагонами.

↑ +48 ↓

влад555 2021-02-15 11:50
а как боролись с.соляровозами.!И штрафы и конфискации-а они,оказывается,Герои Беларуси,казну пополняли в таком обьеме!Надо бы учредить орден-Почетный соляровоз. за перево
зку 5000 литров и выше

↑ +67 ↓

Vovik 2021-02-15 11:40
Не понимаю, почему сразу именно бизнес.
Тот, кто едет в Европу на автомобиле просто предпочитает заправить топливный бак своего автомобиля "под завязку" перед самой границей для максимального запаса хода на нашем дешёвом топливе, чем покупать его потом в Германии. То же самое происходит на польско-немецкой границе, насколько я знаю. Автомобили двигающиеся в Германии опять же заправляются по максимум на пограничной польской территории, т.к. дальше топливо стоит ещё дороже. И что, теперь все, кто там заправляет полный бак топливные бизнесмены?
Сейчас границу можно сказать закрыли, поездок за границу как таковых нет. Вот и ощутимо приграничные продажи топлива уменьшились.

↑ +72 ↓

ELC_AMX 2021-02-15 12:17
Не столь важно, топливный бизнесмен или нет, тот, кто заправляет автомобиль перед выездом за границу, а важно то, что прибыль от этого имеют определённые структуры в нашей стране. Вот они и есть те самые бизнесмены. Это они зарабатывают на владельцах автомобилей - вот почему в нашей стране автомобили так любят и создают всяческие блага для их передвижения и стоянки. Топливо, смазочные материалы, запчасти, шины, автохимия, аксессуары, сервис - это огромный бизнес на привязанности человека к автомобилю. Техосмотр, транспортный налог, оформления, штрафы, растаможка, утилизация, платные дороги - это тоже огромные деньги.

P.S. Вот поэтому у нас в стране так любят автомобили и так не любят велосипеды. ))

↑ +34 ↓

Коренной 2021-02-15 12:32
Мысль чуть более глубока: т.н. "гос-во" готово выстрелить себе в обе ноги, а потом еще и в руки лишь бы лишить "народец" возможности зарабатывать неучтенные налоговой злотые и тратить некоторую их часть в бедронке. А то, что приличная часть этой валюты поступает на внутренний рынок, обеспечивая внутренний товарооборот - класть "гос-во" хотело на это!

↑ +54 ↓


Страницы: [1]