Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Сколько на мне машин — даже не знаю! МРО ГАИ рассказало, что делать с «потеряшками»

4 4  Февраля 2021 г.  в 10:24, показов: 4359 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Автомобиль отдают по ксерокопии паспорта, а новый хозяин не ставит его на себя на учет — по факту просто катается и продает его дальше. Для белорусского авторынка эта схема уже давно в обиходе, а историй о том, как горе-автовладельцы получают чужие штрафы, а затем пытаются найти свои же машины, полным-полно в интернете. Много ли подобных авто ходит по рукам, так и не будучи переоформленными по закону? Точной цифры вам никто не назовет, но можно смело предположить: счет такого автотранспорта идет на тысячи…

Как только появились новости о транспортном налоге, в комментариях посыпались десятки вопросов от тех, кто сбыл свою машину по доверенности, или же от тех, кто не знает, где его авто сейчас, так как оно, вероятно, несколько раз перепродавалось, и так далее. К этому явно подтолкнул новый налог, который требует оплаты от собственника. Что же делать тем, кто обжегся или просто хранит автохлам в гараже? Мы отобрали часть вопросов, беспокоящих наших читателей и касающихся нюансов регистрации и снятия с учета подобных машин, и отправились в ближайший отдел регистрации ТС. На многие из них согласился ответить замначальника МРО ГАИ ГУВД Мингорисполкома, майор милиции Ланюк Денис.

Денис Иванович Ланюк, замначальника МРО ГАИ ГУВД Мингорисполкома

Не продал, а дал покататься: что делать?

— Денис Иванович, после того, как стало известно, что транспортный налог будут уплачивать все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД, у белорусов возникла целая масса вопросов. Особенно у тех из них, кто когда-то продал авто по доверенности или ксерокопии паспорта…

— Скажем так, не продал, а просто дал покататься или попользоваться...

— Все верно. Вопрос, который волнует их больше всего: «Что делать и как правильно снять такую машину с учета, чтобы не платить налог?»

— На данный момент снятие автомобиля с учета происходит следующим образом: собственник должен предоставить в регистрационное подразделение ГАИ свидетельство о его регистрации и регистрационные знаки. В случае их отсутствия он обязан представить техническое средство на осмотр для поиска идентификационного номера либо предъявить документальное подтверждение того, что авто сдано в промышленную переработку (Постановление Совмина РБ № 1849).

— А что предпринимать тем, кто оказался на распутье: не осталось ни документов, ни номеров. Где машина — собственник тоже не знает. Подобные истории публиковались и на нашем сайте. К примеру, вот одна из них. Со слов героев, в ГАИ поиском таких автомобилей заниматься не спешат. Мол, раз сам виноват, пробуй найти хозяина самостоятельно...

— В компетенцию ГАИ входит розыск похищенных, а не отданных добровольно транспортных средств. Поскольку здесь юридически никакой сделки не было, можно попытаться самостоятельно разыскать пользователя автомобиля и убедить его в необходимости вернуть его собственнику или оформить должным образом. Если такой вариант не подействует, тогда имеются гражданско-правовой и уголовно-правовой пути выхода из сложившейся ситуации. Кроме того, сейчас ГАИ МВД разрабатывает упрощенную процедуру снятия с учета ТС, по объективным причинам выбывших из движения, и вносит свои предложения по изменениям в порядок госрегистрации транспортных средств. Насколько я знаю, решение будет принято ближе к весне.

— Не готов ответить на этот вопрос: упрощенный порядок снятия с учета таких машин пока еще не согласован. Это коснется в том числе и тех владельцев, которые отдали свои автомобили, не переоформив их соответствующим образом.— Речь ведь идет про списание авто в утиль, если о нем нет сведений в течение 3 лет, то есть если оно действительно не эксплуатировалось?

— Может, есть приблизительное количество белорусов, которые когда-то продали авто по доверенности или ксерокопии паспорта без переоформления? Судя по комментариям к нашим статьям, подобных сделок совершалось немало.

— Такого учета мы не ведем. С тех пор, как заработали камеры фотофиксации, количество подобных сделок с каждым годом снижается. Предположу, что раньше машины реализовывали без договоров чаще, чем сейчас. Многие уже понимают: штрафы за превышение скорости и ответственность перед пострадавшими в случае ДТП — все это ложится на плечи собственника. А когда ввели налог, люди заволновались сильнее. В последний месяц звонят и спрашивают об этом постоянно. Что им делать, как снять с учета?

Если к нам обращаются с аналогичной проблемой, мы рекомендуем дождаться законодательных изменений, тем более что еще будет время на проверку и снятие таких машин с учета (до 1 июля 2021 года). Каждый гражданин сможет прийти в регистрационное подразделение, где ему окажут поддержку в списании автомобиля.

Уже сегодня количество автовладельцев, желающих снять с учета ТС в связи с утилизацией, увеличилось в разы. Именно введение транспортного налога подстегнуло их привести в порядок все свое имущество. Это и случаи, когда кто-то кому-то отдал машину без переоформления, и просто автохлам. Генеральных доверенностей сейчас практически нет: в основном их оформляют, чтобы передать права на совершение каких-либо действий, например, растаможить автомобиль.

На консервации в гараже, автохлам или в угоне...

— Допустим, человек продал машину несколько лет назад без переоформления, а сейчас обеспокоился этим вопросом. Покупатель не выходит на связь. Может ли собственник подать заявление на угон?

— Определять квалификацию действий, связанных с добровольной передачей автомобиля, — это прерогатива не МРО ГАИ, а правоохранительных органов и суда.

— Еще одна ситуация: знаю, где стоит реализованная машина. Могу ли забрать ее на эвакуаторе или снять номера, являясь юридическим собственником?

— Думаю, самодеятельностью заниматься все же не следует. Лучше обратиться в милицию, где гражданину окажут содействие.

— Собственник похищенного транспорта имеет право снять его с учета на основании документов, которые подтверждают факт угона или другого незаконного изъятия ТС из его собственности (при наличии данных документов согласно Налоговому кодексу такие авто не признаются объектом налогообложения).— А если автомобиль числится в угоне, он будет облагаться налогом?

— Очередная частная история. По словам автовладельца, когда-то в его собственности был автомобиль, который потерял свои потребительские качества. Семь лет назад его сдали в утиль. Техпаспорт, регистрационные знаки утеряны. Собственник машины умер. Документы на утилизацию также не сохранились. В какой организации авто утилизировалось — неизвестно. Удастся ли снять с учета такой экземпляр?

— Этот вопрос довольно обширный. Если собственник умер — кому это нужно? Спустя полгода после смерти собственника машины можно получить документы о передаче права наследования. На их основании занимаются регистрационными действиями: либо оформляют авто на наследника, либо реализуют, либо списывают в утиль. В любом случае должен быть заявитель.

Возможно, это мало заметно простым гражданам, но когда-то во дворах стояло много брошенных «Жигулей» и «Волг». Сейчас их практически не увидишь: ЖЭС ведет учет, а если подмечает, что машина стоит без движения на спущенных колесах, в пыли или под снегом, то ее забирают на спецстоянку. Сначала через запрос ГАИ ищут владельца, которому направляют предписание. Бывает, хозяева сами снимают транспорт с учета и просят специалистов его утилизировать. Если собственник не находится, то по решению суда ТС отправляют на вторпереработку. Данная практика прекрасно работает. Бесхозные машины во дворах — это уже единичные случаи.

— Если в собственности одно авто — платишь за него, если два, хотя и пользуешься одним, — все равно платишь за оба. В связи с этим некоторые белорусы интересуются: возможно ли приостановить регистрацию, если одна из машин какое-то время не эксплуатируется?

— Такой процедуры в МРО ГАИ Беларуси нет. Вероятно, граждане что-то слышали об аннулировании регистрации в РФ, но ничего общего с приостановкой регистрации транспорта здесь нет (это снятие автомобиля с учета на основании признания выполненных ранее регистрационных действий недействительными, причем оно происходит в одностороннем порядке (по инициативе ГИБДД)).

— Как поступить со снятием с учета прицепов, которые были проданы без переоформления?

— Точно так же, как и в случае с другими транспортными средствами. Разницы нет никакой.

Не заплатил налог — не сняли машину с учета. Это возможно?

— Какие, по-вашему, могут быть последствия от введения транспортного налога с точки зрения регистрации ТС? Например, фиктивное оформление на иностранцев или передвижение на транзитных номерах больше 3 месяцев.

— Судить об этом преждевременно. Пока никаких комментариев по этому поводу мы дать не можем.

— Одна из частных станций предлагала такой вариант: если человек не заплатит налог, значит не снимет машину с учета. Будут ли накладываться подобные ограничения в будущем?

— Ограничения вправе наложить только компетентные органы (суд, прокуратура, следствие, налоговые органы), опираясь на соответствующие нормативно-правовые документы.

— Студенты из Гродно придумали способ найти авто, проданные без переоформления. Речь идет о базе машин, объявленных в розыск собственниками в соцсетях. Как вы относитесь к такого рода инициативам?

— Инициатива может быть наказуема лишь в том случае, если она несет вред обществу. Если создаются сайты и группы по розыску автомобилей или утраченным номерным знакам, мы это только приветствуем. Ведь все это делается для того, чтобы помогать гражданам.

— Как и где узнать, сколько автомобилей числится на человеке? Допустим, в конце 90-х годов белорус продал 2 машины по доверенности, их судьба неизвестна до сих пор. Сколько на мне числится машин — даже не знаю!

— Все очень просто. При обращении в любой отдел регистрации транспорта с паспортом или документом, удостоверяющим личность, ему предоставят подобную информацию в устной форме на безвозмездной основе. Если потребуются копии документов или выписка, то эти услуги оказываются платно.

— Известно, что ставки налога уменьшаются на 50% в отношении ТС, зарегистрированных за ветеранами ВОВ. Сколько на сегодня участников ВОВ являются активными автолюбителями?

— Всего в стране, по данным на конец 2020 года, насчитывается около 4 млн зарегистрированных ТС (в Минске — порядка 1 млн), отдельного учета транспорта ветеранов у нас нет. Сейчас, конечно, все больше владельцев снимают машины с учета. Вижу в этом позитивный момент: белорусы станут чаще задумываться о законном переоформлении, а не отдавать автомобиль кому попало, чтобы он потом пошел по рукам.

Поставить авто с ЭПТС на учет — это еще проблема?

— Не можем обойти стороной вопрос про ЭПТС. В минувшем году с регистрацией автомобилей из России наблюдались явные проблемы: с ноября 2019-го там принялись выдавать электронные паспорта, а у наших регистрирующих органов не было (впрочем, нет до сих пор) доступа к российской базе. Как обстоят с этим дела сегодня?

— По заявлению гражданина ГАИ присылает запрос в Минпром, а Минпром в свою очередь отправляет запрос администратору СЭП через представительство АО «Электронный паспорт» в Республике Беларусь. Ответ из СЭП направляется снова в Минпром, далее — в ГАИ. Эта мера касается тех граждан, которые самостоятельно приобрели авто в России. Дилеры же просили упростить им регистрацию таких машин. Они вправе сами обращаться в организации, уполномоченные заверять электронные паспорта, однако не хотят так делать, а нагружают граждан. Почему — затрудняюсь ответить.

— Новая редакция указа № 504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств» как раз и направлена на защиту добросовестных приобретателей. Если проект окажется подписан, возрастет защищенность граждан при совершении сделок купли-продажи и комиссии. Если со временем появится сервис проверки автомобиля по VIN-коду и госномеру, то это тоже будет хорошо. В отделе регистрации многое переводится в электронный формат. Это вопрос времени.— В Беларуси сейчас обсуждают проект указа об изменениях в регистрации транспортных средств. Какие меры, по-вашему, помогут сделать авторынок более прозрачным?

С одной стороны, тем владельцам, у которых не осталось ни документов, ни номерных знаков, а местонахождение их транспорта неизвестно, в ГАИ прямо сейчас не помогут. Однако сегодня в разработке находится упрощенный порядок снятия с учета автомобилей, которые утратили свои потребительские свойства. Вероятно, эти изменения примут ближе к весне. Так что в ГАИ советуют немного подождать: чтобы не платить налог, снять ТС, которые действительно не эксплуатируются, можно будет до 1 июля 2021 года.

От себя добавим: что же касается машин, выпущенных позднее 1991 г. в. (возьмем, к примеру, реэкспортный ВАЗ-2106 1996 г. в.), которые находятся на консервации, то, похоже, достаточно снять их с учета (не лишним будет уточнить это в налоговой), продолжив хранить в гараже и тем самым избежав уплаты налога. Станут ли этим пользоваться владельцы таких автомобилей — вопрос пока открытый.

Источник: https://av.by
Автор: Алина Вислоус



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


Vovik 2021-02-04 12:16
А ведь можно было просто включить налог в топливо, либо ничего никуда не включать, а парковки в городе сделать все платными и всё. Кто ездит платит - кто ездит много много платит. Кто ездит совсем эпизодически и по крайней необходимости - не платит почти ничего.
Так нет же. Самый ужасный из вариантов реализовали. Генильно!

↑ +7 ↓

славик 2021-02-04 12:52
Сообщение от Vovik
А ведь можно было просто включить налог в топливо, либо ничего никуда не включать, а парковки в городе сделать все платными и всё. Кто ездит платит - кто ездит много много платит. Кто ездит совсем эпизодически и по крайней необходимости - не платит почти ничего.
Так нет же. Самый ужасный из вариантов реализовали. Генильно!


Вы думаете там наверху дураки сидят? Они давно всё посчитали, сколько можно срубить бабла на этой схеме. Срубят на этой схеме, следующая схема будет включение налога в топливо.

↑ +7 ↓

kuvalda 2021-02-04 11:07
От себя добавим: что же касается машин, выпущенных позднее 1991 г. в. (возьмем, к примеру, реэкспортный ВАЗ-2106 1996 г. в.), которые находятся на консервации, то, похоже, достаточно снять их с учета (не лишним будет уточнить это в налоговой), продолжив хранить в гараже и тем самым избежав уплаты налога. Станут ли этим пользоваться владельцы таких автомобилей — вопрос пока открытый.
конечно будут пользоваться
но если зафиксирует камера и гаишник
будет другая статья... уклонение от уплаты налога...очередная ловушка от лукавого

↑ +10 ↓

kuvalda 2021-02-04 11:04
эти бестолковые законодатели наделали работы всем. на ровном месте
зарабатывать будут все( суды.мрэо.увд). кроме автовладельцев!!
как же сцуко надоел этот шкловско аграрный стиль решения вопросов!

↑ +22 ↓


Страницы: [1]