Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Стоимость топлива в Беларуси приближается к мировому уровню?

15  Января 2021 г.  в 21:56 : Разное: обо всём понемногу

Новые условия импорта российской нефти неизбежно приближают ее цену для Беларуси к мировой. Это в свою очередь ведет к приравниванию стоимости автомобильного топлива до уровня таких же стран-импортеров нефти.

С каждым годом налоговый маневр — то есть реформа налогообложения в нефтяной промышленности РФ, которая предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, — приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой. Цена нефти для РБ в 2021-м составляет, по данным концерна «Белнефтехим», уже 88–90% от мировой. К 2024 году налоговый маневр в России завершится, то есть экспортная пошлина обнулится, а цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и на экспорт. По логике, это должно означать, что через три года в нашей стране зафиксируются не только мировые расценки на нефть, но и мировые цены на автомобильное топливо, отмечает издание belrynok.by.

Стоимость российской нефти для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. Упрощенно она выглядит так: мировая цена минус экспортная пошлина. К примеру, в январе 2021-го экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет 38,7 доллара за тонну. Примерно на столько же российская нефть дешевле для Беларуси, чем при продаже ее на экспорт (правда, российские нефтяники для сохранения привлекательности поставок нефти в РБ включают в стоимость еще и премию в размере около 12 долларов за тонну).

Госрегулятор белорусского топливного рынка отмечает, что сейчас уровень цен на нефтепродукты в нашей стране зависит от стоимости нефти, налоговой нагрузки, курса валют, уровня цен в сопредельных государствах и ряда других показателей. Концерн проводит ежедневный мониторинг всех факторов, влияющих на ценообразование, и на основании актуальной информации анализирует ситуацию на внутреннем рынке. Затем принимается согласованное решение об изменении стоимости.

Российское правительство может регулировать налогами излишнюю прибыльность нефтяных компаний. В РБ ситуация выглядит совсем иначе. Как отметил первый заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко, одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, — это рост цен на бензин (по расчетам Минфина, примерно на 0,1 рубля).В последние два года стратегия концерна «Белнефтехим» в отношении цен на моторное топливо заключалась в том, чтобы плавно корректировать стоимость не более чем на 1 копейку в неделю с учетом мониторинга условий работы НПЗ. В результате в 2019-м цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 28 раз. По итогам года стоимость одного литра бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 12,35%, АИ-98-К5-Евро — на 9,7%, АИ-92-К5-Евро — на 13,95%, дизельного топлива — на 12,35%. В 2020-м ценники на белорусских АЗС переписывались 16 раз. В результате стоимость литра бензина АИ-95-К5-Евро подросла на 3,35%, АИ-98-К5-Евро — на 3,06%, АИ-92-К5-Евро — на 3,66%, дизельного топлива — на 3,45%.

— Соответственно, это влияет на эффективность нефтепереработки и выливается в необходимость увеличения цен на топливо на внутреннем рынке. Поэтому если наложить на 0,1 рубля (дорожного сбора) еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (около 0,2 рубля), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с РФ. Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России, — сказал первый заместитель министра финансов РБ.Кийко подчеркнул, что из-за налогового маневра в РФ стоимость нефти для нашей страны ежегодно растет.

По его словам, для того, чтобы этого не допустить, в нашей стране будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин. «Поэтому на горизонте порядка трех лет мы полностью этот доходный источник в стоимости топлива нивелируем. То есть произойдет его замещение на обычные акцизы. При этом мы начнем снижать акцизы, и этот доходный источник перестанет существовать», — пояснил Кийко.

Два года назад Минфин Беларуси оценивал потери доходов при отказе от акцизов на автомобильное топливо в размере порядка 0,7% к ВВП.

Источник: av.by