Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Калийный рекорд, нефтяной прогиб. Рискнула ли Беларусь развернуть свои грузы из Клайпеды?

12  Января 2021 г.  в 09:53, показов: 1744 : Бизнес, экономика, аналитика

Непростой из-за пандемии коронавируса прошлый год для литовских компаний, владеющих грузовыми терминалами в Клайпедском порту, оказался еще более тревожным из-за заявлений властей Беларуси о намерении переориентировать грузопотоки на российские порты из-за усиления санкционного давления. По итогам года объемы перевалки сыпучих грузов оказались рекордными, а вот по нефтепродуктам отмечено снижение.

Фото: vz.lt

Годовых данных по всему Клайпедскиому порту пока не опубликовано, но белорусские грузоотправители работают преимущественно через две компании, Biriu kroviniu terminalas и Klaipedos nafta.

BKT принадлежит один из крупнейших на Балтике терминалов сыпучих грузов, загрузку терминала обеспечивает преимущественно «Беларуськалий», который владеет 30% компании. По данным, опубликованным Biriu Kroviniu Terminalas, 2020 год стал для компании рекордным по объему перевалки: 10,862 млн тонн грузов, плюс 8% к уровню 2019 года и рост более чем в 7 раз по сравнению с 2009 годом. В прошлом году терминал ввел в строй третью станцию разгрузки вагонов, что позволило увеличь мощность и эффективность.

Через Klaipedos nafta экспортируют белорусские нефтепродукты, их доля в общем объеме оборота терминалов составляет, по разным оценкам, 35−45%. Владельцами Klaipedos nafta являются литовское государство (72,32%) и частный химический концерн Achemos grupe (10,41%). В декабре выручка нефтяных терминалов (Клайпедского и Субачюса) составила 2,5 млн евро, снизившись на 28,6% по сравнению с декабрем 2019 года, сообщается на сайте компании. По предварительным данным за год, выручка нефтяного терминала упала на 5,2% к 2019-му году до 31,3 млн евро.

Общая предварительная выручка компании за январь-декабрь 2020 года составляет 77,4 млн евро, что на 25,6% меньше по сравнению с 2019-м годом. Годовое падение в компании объясняют, в первую очередь, низкой выручкой терминала сжиженного природного газа. На итоги работы нефтяного бизнеса повлияла маржа переработки нефти, все еще находящаяся на историческом минимуме, геополитические обстоятельства, а также глобальная пандемия коронавируса, которая снизила спрос на нефтепродукты во всем мире и наложила ограничения на работу нефтеперерабатывающих заводов, констатировали в компании.

«Несмотря на то, что спрос на нефтепродукты демонстрирует незначительные признаки восстановления на глобальном уровне, продолжающаяся пандемия помешала более быстрому восстановлению спроса на нефтепродукты в конце 2020 или в начале 2021 года. Принимая во внимание низкую маржу переработки нефти и более низкий спрос на нефтепродуктов из-за карантинных ограничений, действующих в мире, все основные клиенты Klaipedos nafta в Литве и Беларуси в декабре перевалили меньшие объемы», — говорится в сообщении.

Напомним, Россия уже давно обсуждает с Беларусью вопрос экспорта белорусской продукции через российские порты. Еще в 2017 году Владимир Путин предлагал обязать белорусские НПЗ, которые получали российскую нефть без пошлины, использовать российские порты и железную дорогу для экспорта нефтепродуктов. Но тогда в Минске посчитали такое предложение невыгодным по сравнению с перевалкой в странах Балтии.

Переговоры возобновились в августе 2020 года, после того как Литва ввела санкции против белорусских чиновников на фоне подавления протестов в стране. В середине декабря британская «дочка» Белорусской нефтяной компании BNK (UK) Limited приостановила перевалку нефтепродуктов через Клайпедский государственный порт Литвы. Точнее, отгрузки через литовский порт по ранее заключенным сделкам будут продолжаться, но новые контракты временно не будут заключаться.

БНК не стала продлевать долгосрочный контракт с литовской транспортной компанией LTG Cargo на поставку нефтепродуктов в порт Клайпеды. Предыдущий трехлетний контракт истек 31 декабря прошлого года, сообщает Delfi.

Тем не менее белорусская и литовская компании продолжат сотрудничать. Поставки будут осуществляться в соответствии с нуждами БНК. LTG Cargo и БНК договорились о транспортировке нефтепродуктов в порт Клайпеды на январь. По предварительным данным, речь идет о 60−70 тысячах тонн темных нефтепродуктов.

По данным ценового агентства Argus, осенью 2020 года в порт Усть-Луги было поставлено для дальнейшего экспорта две партии белорусского бензина: около 29 тыс. тонн — в октябре и 4 тыс. тонн — в ноябре. Но, по данным участников рынка, прибыльность экспорта белорусских нефтепродуктов через российские портовые терминалы пока примерно на 10−15 долларов за тонну ниже по сравнению с отгрузками через порты стран Балтии.

Россия пока не спешит предоставлять дополнительные скидки на перевозку и перевалку белорусских нефтепродуктов.

Источник: TUT.BY
TUT.BY



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram