Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

С налогом вместо пошлины, "хапуном" и штрафами за сигнал. Что получили автомобилисты в 2020 году

26  Декабря 2020 г.  в 15:20 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

2020-й – год, который однозначно хочется забыть и отпустить. Он был насыщенным, причем не всегда в позитивном ключе, в том числе и для белорусских автовладельцев.

Вспоминаем самые яркие моменты этого года.

Упростили техосмотр

Буквально на стыке 2019 и 2020 годов Александр Лукашенко подписал указ №492, который, что греха таить, упростил жизнь автовладельцам. В соответствии с ним с января 2020-го проходить техосмотр можно без предъявления медсправки. Отменили также талон к "правам", а с 1 апреля еще и сертификат о прохождении техосмотра – вместо него стали выдавать разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

COVID-19 и бумажные последствия

Дальнобойщикам, которые въезжали в Беларусь, коронавирус подкинул дополнительные проблемы. Совет Министров мартовским постановлением обязал транзитных водителей двигаться только по определенным дорогам и отдыхать лишь в отведенных местах.

На границе водителям выдавали письменные требования о строгом соблюдении этих правил, причем покинуть Беларусь водитель должен был буквально за сутки и по кратчайшему пути. Сделать это без нарушения трудового режима непросто, поэтому дальнобойщики возмущались, выступали в СМИ, но штрафовали их практически ежедневно.

Зато повезло тем, у кого в разгар пандемии закончилось действие медсправки, “прав” и прочих документов – их действие продлевалось на полгода. “В период сложной эпидемиологической обстановки такие меры помогут сократить количество посещений госорганов для оформления документов, срок действия которых истекает”, – объяснили в президентской пресс-службе.

Брать все и даже больше

Народная мудрость гласит: в любой непонятной ситуации белорус бежит в обменник и скупать технику. В марте курс рубля упал – и в автосалонах забурлила жизнь, а склады пустели с завидным постоянством. “Выгребают все, что движется. Менеджеры уставшие вконец. То есть все поняли, что надо брать быстрее. Подал заявку на лизинг, переживаю, не знаю, успею или нет”, – писали нам читатели.

В итоге в марте, по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), белорусы установили абсолютный рекорд – было продано 8272 новых автомобиля! Никогда еще в этом месяце в нашей стране не было реализовано столько "свежих" машин. Впрочем, спрос в дальнейшем стабильно затухал.

“Бэушка” из-за рубежа в этом году тоже стабильно ехала в Беларусь – спасибо 140-му указу, принятому в 2019 году. Новый импульс пригону дала отмена растаможки для электромобилей, которая тоже случилась в марте. В итоге дело пошло настолько, что к декабрю некоторые компании озаботились созданием центров, где можно не только посмотреть, но и “пощупать” эти самые “электрички”. Впрочем, действие нулевых ставок не бесконечно, а до 31 декабря 2021 года.

Не получим по баллу

Штрафные баллы за нарушения начали обсуждать еще в 2018-м, а в этом году система была близка к внедрению как никогда. Напомним: схема должна была карать злостных "лихачей" и тех, кто плевал на ПДД, баллы за нарушения копились в течение года, а если их сумма превышала лимит, то финал предсказуем – лишение "прав".

Однако в июне заместитель главы Администрации президента Ольга Чуприс сообщила, что балльная система штрафов не попадет в новый Административный кодекс. По словам чиновницы, предложение ГАИ не прошло общественное обсуждение.

Зато вполне вероятно, что в новой редакции КоАП ужесточится наказание для пьяных водителей – сразу 200 базовых и лишение "прав" на 5 лет, если показания выше 0,8 промилле. От 0,3 до 0,8 промилле – 100 базовых и 3 года в режиме "пешехода".

Выборы и "беспредел"

Август 2020-го, без всяких сомнений, войдет в историю Беларуси, в том числе и автомобильную. Выборы президента закончились выведением на улицы военной техники и водометов, а автозаки и микроавтобусы без "номеров" заставляли постоянно оглядываться даже аполитичных белорусов. Искалеченные кузовы, разбитые стекла автомобилей, избитые водители, которые даже не понимали, за что "огребали", – в августе такое случалось регулярно.

Несогласные с ситуацией в стране автомобилисты в августе-сентябре регулярно протяжно сигналили на улицах, поддерживая протестующих. И тут “ноу-хау” появилось у ГАИ – подача звукового сигнала ни с того ни с сего стала считаться созданием аварийной обстановки и приводила к лишению "прав". Особенно трагикомично такое решение выглядело, когда вокруг машины нарушителя не было других машин, – кому мешал, кого пугал? В общем, такое наказание выглядит явно неправомерно.

Вместо госпошлины – налог

То, чего так долго требовали белорусские автомобилисты, свершилось – госпошлину отвязали от техосмотра. Но сделали это чисто по-нашему: вместо госпошлины появится транспортный налог. Следить и наказывать будет уже не ГАИ, а налоговая. Подробно эту тему мы разбирали буквально на прошлой неделе.

Суть нововведения: ездишь по дорогам или нет, но если машина зарегистрирована в ГАИ, то и платить за нее придется. Что будет с теми, кто давно разобрал автомобиль на запчасти или продал без переоформления, при этом ни документов, ни "номеров", ни самой машины не осталось, предсказать нетрудно – готовьте ваши денежки.

Граница на замке

В декабре белорусов огорошили еще дважды. С 21 декабря все наземные границы на выезд закрыты, исключение сделано только для тех, кто едет на работу или учебу за рубеж. Официальная причина одна – COVID-19, но ввиду политической ситуации мрачные шутки про "железный занавес" стали актуальными.

А следом за транспортным налогом и сообщением про закрытые границы белорусам предложили проект налога на выезд. Нужно выбраться за рубеж на машине – изволь заплатить 3 базовые величины, а средства пойдут на дезинфекцию пункта пропуска. Впрочем, пока это на стадии обсуждения.

Наш вердикт

2020 год показал, что возможно абсолютно все и даже желания сбываются, но далеко не всегда так, как хотелось бы, – вспомним хотя бы ту же госпошлину. Так что ждем 2021-й с надеждой и опасением.

Источник: ABW.BY