Единственной в Беларуси школе бондарства в Иваново исполняется 20 лет

30  Ноября 2020 г.  в 12:07 : Брестская область

Первой в СНГ и единственной в Беларуси школе бондарства в Иваново исполняется двадцать лет. История не знает сослагательных наклонений. И, тем не менее, можно предположить, что это уникальное учебное заведение могло и не состояться, если бы не особая географическая точка на карте района – деревня Рыловичи.

От прадедов с глубин веков...

Как утверждают сведущие знатоки-краеведы, еще в XVI веке местные умельцы-бондари делали посуду для королевского двора. Славу «бондарной столицы» края населенный пункт снискал вплоть до начала нынешнего тысячелетия. На тот момент самому известному, авторитетному и искусному в округе народному умельцу Сергею Михайловичу Свирепе было уже за восемьдесят, а он все еще не расставался с любимым ремеслом.

Наверное, так бы и прервалась давняя традиция, безвозвратно уйдя в небытие, но ее спасли неравнодушные местные жители – тогдашний начальник отдела культуры райисполкома Владимир Шелягович, энтузиаст Василий Голик, ставший первым директором нового – два в одном – действующего и поныне культурного и образовательного объекта.

Все начиналось весьма прозаично: в середине 1990-х художественная мастерская потеряла заказы, и в отделе культуры Ивановского райисполкома решили перепрофилировать ее в школу бондарства. Программу и учебный план пришлось утверждать в шести министерствах – труда, финансов, юстиции, образования, культуры и экономики. Уже затем отремонтировали здание, установили бондарные лавки, заказали на заводе инструменты...

В 2012 году школа бондарства была переименована в Ивановскую детскую школу искусств народного декоративно-прикладного творчества. Сегодняшний трехгодичный курс обучения включает восемь предметов, в числе которых материаловедение, черчение, рисование, живопись и композиция, декоративная отделка ну и, конечно же, технология изготовления посуды. Производственное обучение проводится в групповой и индивидуальной формах. В штате – шесть преподавателей.

Перспективы у школы просматриваются неплохие: экологическая деревянная посуда снова в тренде, а, значит, будут востребованы те, кто умеет ее изготавливать. Представленные образцы выполненной вручную продукции вполне могли бы стать основой отдельной музейной экспозиции, в которой представлять несомненный интерес будут даже их названия – незнакомые и непривычные для слуха современного горожанина. Именно здесь, в школе, многие впервые узнают, что анкерок – это емкость для воды, а барило – для напитков, что кухоль – бочонок с носиком и горлышком, что квас и пиво обычно держат в кумгане, а бар-кумган предназначен для хранения бутылок с вином.

В процессе импровизированной экскурсии от педагогов и ребят узнаешь и другие удивительные вещи. Оказывается, у каждого дерева – свое предназначение. Из дуба лучше всего получаются банные лохани и шайки, купели, кадки для соления сала, мяса, огурцов, а еще бочки – для настаивания кваса и других напитков. Чтобы мeд сохранял свой первозданный вкус и аромат, его нужно хранить в липовой посуде – липа запаха не имеет, кроме того, пить квас предпочтительнее из липового жбана. Для засолки капусты рекомендуется использовать емкость из осины, чтобы хранить сыпучие продукты и зерно, сгодится сосна. А вот из груши и можжевельника делают декоративные работы: вазы, цветочные горшки, ледницы – ведерки с декоративной резьбой.

От ложки до бочки

…Учебные помещения школы напоминают что-то среднее между производственными мастерскими и этнографическим уголком. Вход за знаниями и навыками открыт для ребят с седьмого класса, и такой возрастной ценз введен тут не случайно: к этому времени их окрепшие руки уже могут уверенно держать топор и с его помощью совершать порой ювелирные операции. Бондарская работа начинается с изготовления клепок – то есть дощечек, из которых собирается бочка. Первое правило, которому здесь учат, – клeпка обязательно должна быть колотой. Ибо мастерами давно подмечено: если заготовка пиленая, то бочка будет течь, или по-бондарски – плакать.

По сути, работа каждого бондаря – опытного или начинающего – сродни искусству скульптора: бери материал и отсекай лишнее. Однако не всем это умение дается одинаково легко. «Разные дети – разные способности, поэтому и освоение техники бондарства происходит неодинаково, у каждого учащегося – свой темп. У кого-то получается с первого раза: взял инструмент в руки – и как будто всегда с ним работал, а кому-то для первого успеха необходимо больше времени. Соответственно, один успеет сделать за год одно изделие, а другой за то же время – несколько. Но в любом случае требуются усидчивость и терпение», – раскрывает секреты директор школы Наталья Гацевич.

В течение трехгодичного курса, если все схватывается на лету, получается как надо и дело спорится по-взрослому, вполне можно успеть порадовать родителей и остальных домочадцев собственноручно изготовленной для кухни деревянной посудой, необходимой в хозяйстве, причем самого широкого диапазона размеров и предназначений. Успешному выпускнику этой школы вполне по силам практический «экзамен»: в качестве вещей ручной работы могут быть представлены ложка из тополя, ковш для воды, маслобойка-«биянка», кадка, чтобы солить грибы или квасить капусту, и даже квашня для теста из дубовых и сосновых дощечек: в ней лучше сохраняется тепло, тесто быстрее поднимается.

Правда, тут следует упомянуть одно «но». Объемы годового потребления школой исходного сырья – дерева – варьируются в пределах 5 – 8 кубометров. Для реализации учебной программы средства на эти цели выделяются, но буквально впритык – на закупку минимума необходимого. Поэтому, как рассказали в школе, если на какую-то мелочь для дома типа ложки учащемуся еще подберут обрезок, то на что-то большее рассчитывать придется самому: есть желание изготовить подарок в родной дом – приноси свой материал. Поэтому любая спонсорская помощь в плане обеспечения школы деревом только приветствуется.

Что немаловажно, в определенной мере школа сама себя финансирует и окупает. На этот год для нее установлена планка в 4,5 тысячи рублей платных услуг, и уже сейчас есть достаточные основания полагать, что она будет взята. Денежных заказов у школы хватает. В качестве сувениров очень востребованы брелоки в форме миниатюрных бочечек, объекты общепита – рестораны, бары, столовые – готовы платить заранее просчитанную цену за комплексные наборы деревянной посуды, кроме того, сейчас в разработке находятся новейшие эскизы столов и стульев в виде бочек: такой оригинальный вариант мебельного обустройства пользуется спросом у представителей бизнеса. Внебюджетная деятельность позволяет укреплять материально-техническую базу, развиваться и расти дальше.

Старое и новое

К своему очередному юбилею Ивановская детская школа искусств народного декоративно-прикладного творчества успела упрочить статус одной из наиболее узнаваемых визитных карточек района. Работы коллектива школы бондарства постоянно экспонируются на больших и малых праздниках, фестивалях районного, областного и республиканского масштабов. За высокие достижения в деле возрождения и популяризации бондарного ремесла коллектив школы награжден специальной премией Президента Республики Беларусь в номинации «Народное творчество».

– Главной задачей было сохранить и продолжить славное дело наших бондарей. Мы его сохранили и приумножили: наши «бондарята» подрастают, уходят во взрослую жизнь, а на смену им приходят новые поколения учащихся. Символично, что люди возвращаются к традициям своих предков – той же деревянной посуде: старое и новое всегда будут объединять друг друга, будучи неразрывно связанными, – отмечает начальник отдела культуры Ивановского райисполкома Валентина Бородинчик.

Цифры и факты, которые приводит Валентина Андреевна, говорят сами за себя: за «юбилейный» двадцатилетний период состоялось 17 выпусков, с выданными аттестатами об окончании из стен этого учреждения вышло более 450-ти выпускников. Примечательно, что значительную их часть к моменту поступления составляли трудные подростки, которые не блистали ни хорошей успеваемостью, ни примерным поведением. И именно здесь они нашли себе дело по душе, занимаясь с удовольствием, став со временем настоящими мужчинами – приученными к труду и умеющими работать. Это ли не одно из самых главных достижений?

Достойный пример представляет школа и в плане успешности профориентации: 25 процентов ее выпускников – каждый четвертый – впоследствии поступил в Кобринский государственный художественный профессионально-технический колледж, другие специализированные профильные учреждения образования, включая высшие, состоялся в выбранной профессии. Кто-то стал предпринимателем, самостоятельно организовав частное дело по изготовлению бондарной посуды. Восемь выпускников вернулись в школу в качестве преподавателей.

За двадцать лет в школе многое изменилось. Неизменными же остаются ручной характер работы, старинный дедовский способ обработки дерева. В прошлом среди мастеров бытовало поверье: если использовать при изготовлении посуды мерки заказчика (сажень, аршин, плечо, ладонь), тогда продукт, находящийся в посуде, начнет резонировать с организмом этого человека и принесет ему здоровье и радость. Пусть же и в третьем тысячелетии «живое» дерево ивановских умельцев-бондарей оказывает на нас свое умиротворяющее, благодатное и благотворное влияние.

Источник: Газета Заря
Автор: Евгений ЛИТВИНОВИЧ