Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Где необходимость, там и справедливость. Как обязать белорусов платить за дороги

12 25  Ноября 2020 г.  в 11:09, показов: 4204 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

О том, что надо менять схему взимания дорожного сбора, говорят давно. На прошлой неделе об этом вновь заговорили на совещании у А.Лукашенко. Почему же возникают сложности с принятием указа?

Ни сбора, ни техосмотра

По информации на сайте президента Беларуси, под его руководством прошло совещание о совершенствовании взимания платы за допуск к участию в дорожном движении. Как напомнил Лукашенко, главная цель госпошлины – "привлечь всех пользователей дорог к финансированию их содержания".

В настоящее время автомобилисты при прохождении техосмотра оплачивают госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

При этом с самим техосмотром, по словам чиновников, последнее время проблема. Только за первое полугодие 2020 года количество машин, прошедших проверку, снизилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Цифра впечатляющая, да и динамика снижения количества автомобилей, прошедших техосмотр, тоже настораживает.

Если обратиться к бюджетам на 2019 и 2020 годы в части пополнения дорожного фонда Беларуси, увидим вот какую картину:

То есть в 2019 году за счет госпошлины планировалось пополнить дорожный фонд на 290 миллионов рублей. На 2020-й были еще более оптимистичные прогнозы.

За счет госпошлины планировали собрать 301,3 миллиона белорусских рублей. Каким образом? Разве что к концу года все как один кинутся проходить техосмотр. Но ажиотажа мы пока не наблюдаем. Правда, и до конца года еще целый месяц.

Вместе с тем, если обратиться к тому же республиканскому бюджету, в 2019 году из дорожного фонда планировалось потратить 699,8 млн рублей – и это при доходах 560,5 млн рублей, то есть недостающие 139,3 млн "добрали" из других статей бюджета. В 2020-м при расходах 772,9 млн и доходах 616,4 млн рублей недостает уже 156,4 млн – и эта сумма, видимо, опять ляжет на республиканский бюджет. А если учесть, что план вряд ли будет выполнен, она может быть значительно больше.

Общественное мнение – за?

Что же сделать, чтобы дорожная сфера как минимум окупалась? На совещании упоминалось, что в республике зарегистрировано 4,5 миллиона транспортных средств.

"Как вы мне докладываете, правительство прежде всего, изучение общественного мнения также подтверждает, что необходимость участия в софинансировании ремонта и строительства дорог споров не вызывает. Их вызывает сам механизм уплаты", – уверен А.Лукашенко.

Но если где-то прибывает, то где-то должно убывать. Возможно, страна стала зарабатывать больше, чем в предыдущем году? Вряд ли. Как сказал министр финансов Беларуси, в 2021 году дефицит бюджета может составить порядка 2% ВВП.

Источник денег или нет?

"К слову, за последние 10 лет на ремонт и содержание дорог мы вбухали больше 10 миллиардов рублей, но в отличие от соседних стран даже крупнейшие скоростные магистрали мы не сделали платными для белорусских легковушек", – отметил на совещании Лукашенко.

И раз уж такой вариант был упомянут, вполне можно ожидать, что этот опыт будут все же перенимать. Посмотрим, какие дороги могут стать в Беларуси платными.

Маркировка дорог, именуемых магистралями, начинается с буквы "М", республиканских дорог – с буквы "Р". В соответствии с Техническим кодексом установившейся практики "Автомобильные дороги. Нормы проектирования" к магистралям относятся дороги для передвижения интенсивных транспортных потоков на большие расстояния без обслуживания прилегающих территорий.

В справочниках указывается, что в Беларуси 12 магистральных дорог:

Последнее время у нас вообще часто принято говорить об опыте соседних стран, который можно перенять. Так было, например, при попытке ввести в Беларуси балльную систему штрафов для нарушителей ПДД, которую в итоге отклонили.

Но если с этим не получилось, не значит, что так же будет с "передовым" опытом взимания платы за пользования магистралями. Источник финансирования-то искать нужно.

Вот, допустим, работает в Беларуси система электронного сбора платы за проезд BelToll. Более того, планируется расширить ее функционал, о чем говорится в указе №108 от 24 марта 2020 года. Ничто не стоит на месте, как показывает практика, и измениться все может довольно быстро – например, можно взимать плату со всех.

Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Статья 16. Платные автомобильные дороги общего пользования

… Автомобильная дорога общего пользования может быть платной на всем протяжении или на отдельных ее участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям, при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении.

Отнесение автомобильных дорог к категории платных и порядок пользования ими определяются Советом Министров Республики Беларусь.

И если опять-таки посмотреть на бюджеты на 2019-2020 годы, то запланированные доходы от платных дорог уверенно занимают вторую строчку с небольшим отставанием от доходов от госпошлины – суммарно это более 90% доходной части дорожного фонда.

Проект президентского указа уже так долго гуляет по чиновничьим кабинетам, что это наталкивает на мысль: выбор предстоит непростой, возможно, между плохим и очень плохим. Но сделать его в итоге придется. А если, как было сказано на совещании, "общественное мнение – за", то есть белорусы согласны с тем, что содержать дороги нужно, то все упирается лишь в сумму и механизм, при помощи которого это будет происходить. Вот здесь есть нюансы.

Справедливый порядок оплаты – это как?

"Поэтому нам предстоит определиться по ключевому вопросу: как обновить существующий порядок, сделав его справедливым, чтобы предложить людям понятный, комфортный и, насколько это возможно, незатратный способ участия в поддержании качества и развития наших дорог? То есть мы можем загнуть такую цену, что люди просто платить не смогут. Поэтому понятно, что надо устанавливать справедливый порядок. С другой стороны, чтобы человек, следуя этому справедливому критерию, мог что-то платить. Мы же не можем у человека отобрать половину его доходов или последние деньги", – заявил Лукашенко.

По всей видимости, пошлина в новом формате должна включать в себя помимо справедливости (растяжимое понятие, к слову) еще и понятность, комфорт и "незатратность". Насколько возможно объединить все это в одном? Например, как увязать последний пункт с разницей в доходах населения, особенно в регионах?

В общем, на наш взгляд, задача сложная. Но если даже будет найдена та самая “золотая середина”, которая устроит основную часть автовладельцев, кинутся ли они срочно оплачивать свое участие в дорожном движении, помогая таким образом государству содержать дороги и их инфраструктуру? Для этого одного документа мало – нужно как минимум, чтобы у людей на это были деньги.

Закончим выдержкой из ответа Минфина одному из наших читателей на вопрос по данной теме:

"… Одновременно считаем необходимым отметить, что автомобильная дорога – это сложное комплексное инженерное сооружение, требующее финансирования затрат постоянного характера на текущие и капитальные расходы. Именно постоянный характер расходов государства на дорожную отрасль является причиной того, что каждый владелец транспортного средства должен нести частичное бремя этих расходов, оплачивая "дорожный налог", поскольку автомобильная дорога должна быть предоставлена владельцу транспортного средства в пользование в любое время в надлежащем состоянии".

Источник: Автобизнес
Автор: Евгений Грачёв



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


Sibadi 2020-11-26 15:49
НИ КАК!!! Сделайте свой побор 1-2 базовые, а не 20 за джип, вот тогда и будут люди и ТО проходить и за дороги платить, с миру по нитке - голому на рубаху, а так не дождётесь, платил 5 лет, а в этом году забил, буду ездить пока не понравиться цена за оплату, пошли на **** дармоеды, еслиб на дороги, а то вам на новые тачки, а по кольцевой Минска не езжу.

+1

ALES победим 100проц 2020-11-25 11:35
За дороги платить готов. Давать деньги на ОМОН - нет!
И если я плачу за дороги, то пожалуйста мне договор и мои права из этой оплаты вытекающие. Например ремонт-замена повреждённой резины и элементов подвески, лобового стекла, фар и других элементов, произошедших вследствие халатного отношения к обслуживанию этих самых дорог.
Ибо вы зае... своим "ямочным ремонтом" абы как с кучами камешков на проезжей части, отчего потом гробится лобовое, фары, капот... Пескоструятся и гниют арки, пороги...
Нахрена за такую дорогу платить и главное "виновных нет"!

+127

kuvalda 2020-11-25 13:43
если бы луке верили. то и налог бы зашел...
а с таким шапито в верхах. как сейчас.кто поверит что деньги на дороги пойдут на дороги?   !;)

+47

Mismi 2020-11-25 13:53
Да если и на дороги. Когда я в своё время прочитал, что 70% дорожного налога, собранного в Брестской области, отправлено на строительство МКАД-2, и лишь 30% на дороги самой Брестской области, я был немного в шоке.

+41

zver130 2020-11-25 11:17
ЭТОТ НАЛОГ НУЖНО ОТМЕНИТЬ И ТОЧКА!
во первых,... белорусы слишком бедны для его в массе своей,выйдите на улицу и посмотрите на чем ездят у нас.... если райцентр то это в лучшем случае супер бюджетка свежая но в 90% случаев это машина 2000 х годов тоесть 20+ лет а то и старше
в городах ситуация чуть лучше но тоже в основном ездят на старом 20 летнем шроте! тоесть белорусы в массе своей нищие!! об каком налоге можно говорить?

во вторых этот налог давно включен в топливо

в третьих в беларуси и так одно из самых больших налогообложений в европе! тоесть если сравнить уровень заработков и налогов то белорус платит больше всех!!!

в четвертых если вам мало денег на карателей и свою луканомику то это не наши проблемы а ваши! нечего держать столько силовиков и столько госс служащих непонятных должностей и прочего..... нужны реформы, но этот пункт мы как нибудь выполним уже без вас и вашего начальника омона...

+134

Mismi 2020-11-25 11:35
выйдите на улицу и посмотрите на чем ездят у нас


В мои студенческие годы ездили на общественном транспорте - в автобус было не пропихнуться. Велосипедов очень много было. Да и пешком ходили, если недалеко.

-34

ALES победим 100проц 2020-11-25 13:29
"И сами не жили и нам не даёте". (с)

+23

zver130 2020-11-25 11:48
ну так вы вообще вкурсе что такое прогресс? и развитие цивилизации?
если открутить немного назад...то до автобусов ездили мы на повозках запряженых лошадьми,... а еще ранее сами лапти себе шили....
есть прогресс и развитие цивилизации
к примеру когда лука пришел к власти то телефонов не было мобильных,а теперь уже с 5 лет у каждого смартфон-- но это не заслуга лукашенко это заслуга глобализации и развитие цивилизации....

так вот если сравнивать уровень жизни наш и более развитых то мы просто банально ездим на корчах каких то реально старье и ломье.... 20летнее.. заедьте в париж и посмотрите какие там машины и сравните с минском...-разница будет на лицо!
уровень жизни у нас безнадежно отстал от мира за 20 лет.... мы даже хуже россии и украины уже.... мы на дне в прямом смысле этого слова.... большинство граждан отлаживает с зарплаты в лучшем случае на семью 200-300 баксов. при этом еще и экономя на еде... ну смех же.... это позор!

об каком налоге на дороги можно вести здесь речь расскажите мне?

+75

kuvalda 2020-11-25 11:58
по моему прогресс пошел не в ту сторону   !;)

+14

Mismi 2020-11-25 11:58
ну так вы вообще вкурсе что такое прогресс? и развитие цивилизации?


Дык, раньше любой гражданин таблицу умножения в уме держал, а сейчас чтобы посчитать сколько будет 5*8 - достаёт калькулятор.

Это можно, конечно, назвать "развитием цивилизации", но правильнее это назвать развитием дебилизации.

Аналогично с тем, что 500 метров до магазина пройти пешком - это уже непосильная для организма задача. Без сраковозки никак. Развитие цивилизации? Нет, Зверрр, это развитие сердечно-сосудистых болезней, ожирения, диабета и остеохондроза.

-17

Yana 2020-11-25 15:52
Очень хорошо помню, как с ребенком с Граевки каждое утро ездила на Ковалевку в д/с. Маршрутка, которая ходила с ж/д вокзала (до которого идти минут 15-20) и автобус с газоаппарата. Издевательство над собою и ребенком. Болели нещадно и он и я. Конечно теперь езжу на машине практически везде. Да и с магазина тянуть пакеты в руках- совсем не мое. А если за 1, 2 покупками ходить- только заразу собирать.

+11

kuvalda 2020-11-25 11:59
ну для кого то это и есть (цивилизация)

+12


Страницы: [1]