Как видеосалоны захлестнули СССР. Эпоха 80-ых: боевики, ужасы и эротика

8  Ноября 2020 г.  в 18:25 : Фотофакт

Вместе с Перестройкой, к нам в страну ворвалась и заполонила все культурное пространство СССР кинопродукция из Голливуда.



Запретный плод сладок, даже если червив. Едва в СССР разрешили бизнес, а вокруг видеосалонов закрутились серьёзные деньги, зрители будто с цепи сорвались. Обожали всё подряд, не делая разницы между высоким и низким, — лишь бы кино «оттуда». Дух нелегальности украшал что угодно — куда там «Алёшкиной любви» до «Греческой смоковницы», а «Калине красной» до «Красной жары»!

Особенностью досуга молодежи восьмидесятых были походы в одиночку, или компаниями, в так называемые видеосалоны. Видеосалонам отдавалось предпочтение из-за того, что в кинотеатрах показывали только советские или индийские фильмы. Западное кино демонстировалось редко, и перевод был обычно дубляж. В видеосалоне без проблем можно было смотреть голливудскую продукцию как бы в оригинале, с одноголосым гундосым переводом. Эти голоса знали подростки всего Советского Союза.

Пожалуй самый известный переводчик-Леонид Володарский.

Приобретение видеомагнитофона могло сравниться даже с покупкой не телевизора, а машины. Многие бывшие граждане СССР вспоминают, как встречали в газетах объявление об обмене автомобиля на видеомагнитофон.

Ценник на видеоаппаратуру был космический, и равнялся стоимости новенького автомобиля "Жигули" или "Москвич". Видеоплейер без функции записи стоил от 3500-5000 руб. в зависимости от страны происхождения и бренда. Полноценный видеомагнитофон с функцией записи продавался в среднем от 5000-7000 (!!) полновесных советских рублей.

Стоил «Электроника ВМ-12» 1200 рублей и его появление в квартире становилось значимым событием не только для владельцев, но и их соседей.



Так же, как и при появлении первых телевизоров, на видеопросмотры собирались зрители от мала до велика. Несмотря на высокую цену, «ВМ-12» сразу же стала дефицитным товаром.

Предприниматели 80-ых создавали кооперативы, и одним из самых трендовых направлений бизнеса была организация видеосалонов. Для этого через связи в исполкоме города, или по знакомству арендовались практически любые помещения - подвалы, полуподвалы, иногда даже кинозалы, помещения в летних кафе в городских парках, в общем любое подходящее для демонстрации видео помещение. Делался ремонт тяп-ляп, на авось, затем устанавливалась мебель в виде самых обычных стульев, и наконец подставка под телевизор. Зал салона старались уплотнить, в среднем было 20-40 мест. Телевизоры были обычные советские цветные - Рубин, Горизонт, Рекорд, импортные по причине дороговизны редко.



В зависимости от размеров помещения устанавливался один, два, или три телевизора, на которых страждущие могли лицезреть продукцию мировой Фабрики Грез. Перед входом в видеосалон обычно устанавливался большой щит в рост человека, на котором на ватмане от руки рисовали названия текущего репертуара. Вот и все.

Давай стричь капусту с советских граждан, и приобщать их к "настоящей" культуре запада. Погони, стрельба, драки, потоки крови, секс - вот что потоками обрушилось на головы наивных и неискушенных людей.

Фильмы предлагались вот в таком примерном порядке:

Дневные сеансы для любых возрастов: 11-00 "Рембо II" в гл. роли Сильвестр Сталлоне,(супербоевик), 13-00 "Киборг - убийца", в гл.роли А.Шварцнеггер (боевик, фантастика) 15-00 "Назад в будущее" (фантастика), 17-00 "Зловещие Мертвецы ч.2" (супер ужасы), 19-00 "Звездный Путь" (фантастика), на эти картины ценник был 1руб. 50коп.

Сеансы для взрослых: 21-00 "Греческая Смоковница" (эротика), 23-00 "Чиччолина" (супер эротика), ценник 2руб оо коп.

Конечно тайной мечтой и целью школьника было попасть на сеанс для взрослых. В одиночку попасть на вожделенный фильм было почти нереально, а в компании с ребятами постарше шансы лицезреть запретный плод возрастали.

В 1986 советские власти постановили повсеместно открывать видеозалы, но поток нахлынувшего пиратского видео было уже не остановить, только в 1988 году в СССР ввезли больше 100 тысяч кассет с иностранными фильмами. Некоторые обладатели видеомагнитофонов смекнули, что на диковинке можно заработать хорошие деньги и начали организовывать просмотр для всех желающих за плату.

Это кажется невероятным, но первые кассеты стоили по 200 рублей — больше, чем средняя зарплата советского инженера. Позже с распространением видеомагнитофонов цена снизилась и застыла на отметке 100. На обмене видео часто завязывались крепкие знакомства, правда, они заканчивались, когда кассету не возвращали либо отдавали четвертую копию вместо второй.



Вместе с полюбившимися советским людям боевиками в СССР пришли видеокассеты и с пикантными фильмами. С распространением порнокассет государство боролось изо всех сил, но так и не смогло его остановить.

На просмотр порнофильмов советские граждане собирались, словно на сеансы черной магии. Пока мужчины, затаив дыхание, смотрели кино, женщины болтали на кухне, после просмотра — менялись местами. Смотреть откровенные фильмы вместе долгое время не позволяла прочно укоренившаяся в умах граждан советская мораль.

ИЗ воспоминаний: «В 1980 году мы были в Тбилиси и нас пригласили в гости, говорили, сейчас привезут телевизор и видеомагнитофон, — вспоминал музыкант Андрей Макаревич. — Показали нам тогда фильм „Греческая смоковница“.

Посмотрели мы этот фильм, после чего снова поехали к кому-то в гости. Туда тоже везли новый видеомагнитофон и приглашали смотреть фильм. Кассетой была снова „Греческая смоковница“. Нам неудобно было сказать, что мы уже видели его. Так мы посмотрели этот фильм 6 раз. До сих пор помню его наизусть».

Точки видеосалонов густо накрывали собой всю территорию СССР. Даже в поселковые Дома культуры приезжали вездесущие кооператоры и крутили видики. Огнестрельное и холодное оружие, бесконечная стрельба с мордобоем, стальные бицепсы и упругие сиськи, мачете и бензопилы распиливающие тела - все это накрыло страну будто цунами. Подростки 80-ых объединялись в стаи, качали железо подражая Шварцу и Рэмбо, мечтали достать настоящее оружие и с ним занять свое место под солнцем.

Как бы то ни было, но видеосалоны были неотъемлемой частью культуры конца 80-ых. Чтобы быть в тренде, надо смотреть видики. Чтобы смотреть видики - надо было ходить по видеосалонам.

Последний фильм на видеокассете выпустили в 2006 году, рынок завоевали новые носители — диски, которые сегодня тоже постепенно уходят в прошлое. Неизменным с тех пор осталось одно — советские люди получили полную свободу выбора, что смотреть и когда.

Источник: Pogranecby