Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Где эта улица? По следам рисунка Владимира Губенко "Жизнь в Бресте под оккупацией"

5  Октября 2020 г.  в 12:42, показов: 2697 : История города Бреста

В статье Станислава Коршунова о военном преступнике по имени Энтони Савонюк есть рисунок Владимира Губенко Жизнь в Бресте под оккупацией. Автор изобразил трагическую страницу из истории нашего города.

Возможно, на рисунке изображена акция устрашения горожан оккупационным режимом, поскольку события происходят в достаточно активной части района у зданий известных каждому жителю того времени: школа и здание пожарной части. Улица, на которой происходили события, называлась в годы войны Кладбищенская.

Сейчас это перекресток улиц Пушкинская и Сикорского. С 1940 по 1965 год этот участок улицы от переезда до Скрипникова носил название Минская. А улица Сикорского была Полевой.  Киевская Слобода, возникшая в связи со строительством железной дороги Брест – Ковель – Киев, не избалована наличием изображений своего исторического прошлого.

Несомненно, самым ярким архитектурным сооружением Киевки являлась да и является по настоящее время станция Брест-Полесский.

Здание школы (на рисунке за подстанцией, здание сохранилось), не являясь архитектурным  шедевром, было образцом конструктивизма и являлось долгое время важным культурным и образовательным центром не только Киевки, но и города, а затем Березовки после её вхождения в 1958 г. в состав города. Школа выполняла свою функцию и в годы войны.

На фотографии 1967 г победители футбольного первенства среди восьмилетних школ на фоне металлического забора и деревянного дома  на противоположной стороне улицы, как на рисунке В. Губенко.

Кирпичное сооружение слева от школы являлось гаражом пожарной части. Улица между Пожаркой и школой носила и носит название Светлая. Практически до конца 50-х годов эта школа была железнодорожной.

Еще в 1936 г. в СССР было принято постановление о передаче в ведение Наркомата путей сообщения начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ для детей железнодорожников. Перед школами была поставлена задача  – привить учащимся интерес к железнодорожному делу, чтобы после окончания школы они пошли учиться в техникумы и вузы путей сообщения.

Существовала сквозная нумерация школ по линии железной дороги, а не в рамках населенного пункта, так что в нашем городе было 13 городских школ и 35-я железнодорожная школа.

Затем она стала НСШ (неполной средней школой – т.е. восьмилетней) №14. Пожарная часть вскоре была переведена в другое место, а здание гаража (не сохранилось) школа стала использовать  в качестве  мастерских для уроков труда. Этот микрорайон еще очень долго в народе называли Пожарка.

В 40-60 годы наполняемость классов была высокой – более 40 человек. И даже когда построили в 1956 году школу № 6, количество учащихся в классах практически не уменьшилось.  Но зато теперь уроки физкультуры  могли  проводиться в спортзале школы № 6, в  школе №14своего спортзала не было.

Несмотря на определенный аскетизм учебно-вопитательного процесса,  остались воспоминания о школе, о школьных мероприятиях, когда два класса, между которыми разбиралась стена (вынимались перегородки) и сдвигались парты, превращались в течение пяти минут  то в кинозал, то в концертный зал, то в танцевальную площадку.

И, конечно же, очень теплые воспоминания о коллективе учителей: о первом учителе Софье Васильевне Юрковой, об учителе математики Саре Израилевне Добкиной, об одной из лучших пионерских вожатых города, работавших в этой школе Галине Николаевне Артеменко и многих других.

На фотографии 1964 года первый класс со своим учителем Софьей Васильевной Юрковой

Директорами в 60-е годы были Аванесов Станислав Николаевич, учитель химии; Андреенко Лора Александровна, учитель истории. В начале 70-х школа была закрыта, а четырнадцатый номер был отдан  новой школе. Так закончилась история учебного заведения Киевки, прослужившего городу более 50 лет.

Автор: Александр Кондратюк



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram