В Ганцевичах создана уникальная экспозиция о рыболовстве на Полесье

5  Октября 2020 г.  в 09:39 : Брестская область

Посетив уникальную экспозицию в Ганцевичах, можно узнать массу интересных фактов о традиционном рыболовном промысле на Полесье и увидеть аутентичные снасти, которыми пользовались многие поколения полешуков.

Бурное социально-экономическое развитие во второй половине ХХ века и в особенности масштабная мелиорация, проведенная в шестидесятых – семидесятых годах прошлого столетия, кардинально изменили хозяйственный уклад белорусского Полесья. Сказались эти изменения и на многих местных традиционных промыслах: бондарстве, ткачестве, лозоплетении и других, которые стали исчезать из широкого обихода. В определенной степени эта тенденция не обошла стороной и рыболовство: снасти фабричного производства постепенно вытеснили самодельные приспособления, которыми издавна пользовались полешуки. С течением времени аутентичные рыболовецкие приспособления стали настоящей экзотикой.  

Одним из таких мест, где под одной крышей собраны десятки уникальных экспонатов, является комната рыболовства «У рыбака Язэпа», расположенная в Ганцевичах по улице Ломоносова, 7.

– Инициатором создания этой экспозиции был Иосиф Ленковец, житель деревни Локтыши, которая славится своими рыбацкими традициями. Поэтому и называется она «У рыбака Язэпа», – рассказывает ее нынешний смотритель Николай Ленковец, методист Ганцевичской районной централизованной клубной системы. – В начале двухтысячных Иосиф Наумович вместе со своими единомышленниками – членами любительского объединения «Аквафил», получившего в 2005 году почетное звание «народного», собирал в Локтышах различные аутентичные рыболовные снасти. Как итог, в Локтышевском сельском клубе создали тематический музей, действовавший почти двадцать лет. Но после закрытия клуба экспозицию перевезли в Ганцевичи, а я стал ее смотрителем.

То, что Николай Ленковец занимается этой экспозицией, выглядит вполне логично: он уроженец Локтышей, расположенных на берегу реки Лань и еще успел застать времена, когда многие из нынешних музейных экспонатов использовались по своему прямому назначению. Естественно, как каждый мужчина-локтышевец, Николай Дмитриевич сам заядлый рыбак. Один из его трофеев – 12-килограммовая щука – представлена в экспозиции в качестве чучела. И о рыбалке он может говорить долго и со знанием дела.

Чучело 12-килограммовой щуки

– Рассказывать про рыбу и рыбалку и не иметь к этому отношения, было бы смешно, – уверен Николай Дмитриевич. – К нам же на экскурсию приходят не только дети, но и взрослые всерьез увлекающиеся рыбалкой. А, как известно, рыбак рыбака видит издалека. Да и вообще, на мой взгляд, рыбаки – люди особенные. Не зря же из двенадцати апостолов Иисуса Христа четверо Андрей, Петр, Яков и Иоанн – были рыбаками. Отсюда, наверное, и пошло полушуточное  поверье, что Бог не засчитывает человеку в срок отведенной ему жизни время, проведенное на рыбалке.

Правда, с исторической точки зрения рыболовство в здешних краях не просто развлечение. Скорее, для крестьян это был дополнительный способ прокормить семью, что нашло свое отражение в снастях, с помощью которых местные ловили рыбу.

Деревня Локтыши, 1970-е годы

– Сидеть с удочкой на берегу реки для крестьян-полешуков раньше считалось «панской забавой», которую себе могут позволить только дети. Взрослых с удочками у нас считали лентяями, о которых говорили: «Хто рыбу вудзіць, гаспадаром не будзе», – подчеркивает Николай Ленковец. – Основной снастью для добычи рыбы на Лани были сети «одностенки» и «трехгубицы». Плели их сами рыбаки с помощью специального приспособления – «иглицы». А вот нитки для сетей должны изготавливать беременные женщины: считалось, что в этом случае в сети всегда будет попадаться улов.

Теперь несколько таких старых «одностенок» и «трехгубиц» развешено под потолком и на стенах комнаты рыболовства, которые представлены вниманию посетителей. Есть еще «вентер» – плетеный мешок из сетки на обручах с перегородками-горлами внутри. К нему по бокам привязывались сетки-крылья, или деревянные молоты – «долбеньки», которыми глушили рыбу. Кстати, «долбеньками» пользоваться нужно было весьма аккуратно – особенно зимой. Не раз случалось, что какой-нибудь незадачливый рыболов, не рассчитав удар, сам проваливался в полынью. Интересен и «буц» – старинный деревянный садок для хранения рыбы, изготовленный в форме сигары. Он привязывался к челну и тянулся за ним под водой. Рыбаки, как правило, уходившие на промысел на несколько  дней, запускали в него свой улов, и таким  образом привозили домой свежую рыбу. Есть в экспозиции и самый настоящий полесский челн, выдолбленный из цельного ствола дуба. 

– Помню, еще с детства во многих локтышевских семьях были свои челны, – говорит Николай Ленковец. – Они были трудоемки в изготовлении – ведь челн выдалбливался вручную из дуба. Он в воде не разбухал, а наоборот – становился еще крепче. Кстати, в качестве материала для челна никогда не использовали деревья, имевшие дупло, или в которое ударила молния – это считалось дурным знаком. Односторонние либо двусторонние вёсла, тоже изготавливали из цельного куска древесины – только обычно из ясеня или клена. Между прочим, у нас в Локтышах челны применялись не только для рыбалки или охоты, но и в хозяйственных нуждах: например, для того, чтобы вывозить сено с болота. Для этого два челна связывались в ряд между собой жердями – и получался настоящий плот. На него укладывали сено и люди, гребя веслами, перевозили его вверх по течению Лани.

Однако челн, который благодаря своей форме и конструкции был хорошо приспособлен для реки, не подходил к большим озерам. Поэтому, когда возле Локтышей на месте бывших болот в 1975 году построили водохранилище – одно из крупнейших в Беларуси, челны перестали использовать. Во многом этому способствовало одно трагическое событие.

– Местные вначале перетащили свои челны на водохранилище и пробовали там ловить рыбу, – вспоминает Николай Дмитриевич. – И вот как-то один рыбак накануне свадьбы дочери поставил на ночь сети, чтобы наловить к праздничному столу свежей рыбы. Утром он поплыл их доставать, и тут неожиданно  поднялся сильный ветер – высокие волны перевернули челн и человек утонул.

Этот трагический случай смотритель коллекции часто упоминает во время различных экскурсий в контексте того, что на воде всегда нужно соблюдать правила безопасности. Серьезное внимание здесь уделяется и вопросу экологического воспитания, чтобы люди бережно относились к природе.

– Водные богатства привлекают не только рыбаков-любителей, но и браконьеров, – говорит Николай Ленковец. – У нас в экспозиции есть несколько приспособлений, изъятых инспекторами охраны природы. Это, например, «электроудочка» и самодельные гранаты для глушения рыбы, а также во многом уникальная вещь – «торпеда». К такому приспособлению приматывался один конец сети, после чего оно запускалось в лунку под лед и благодаря колесикам передвигалось в заданном направлении. Причем этот механизм без проблем может протянуть сеть на несколько сотен метров. В месте, где «торпеда» останавливалась, бурилась другая лунка, и через нее вытягивался другой конец сети. Это избавляло от необходимости делать много лунок, чтобы протянуть снасть.

Браконьерская удача

Самодельные браконьерские гранаты и электроудочка

Как человек, выросший на берегу реки, Николай Ленковец убежден, что количество рыбы в наших реках и озерах напрямую зависит от отношения человека к этим природным ресурсам.

– Раньше ведь как было: местные хоть испокон веков ловили рыбу сетями, но ее всегда хватало – и себе, и на продажу, – говорит смотритель. – А все потому, что люди понимали, что чрезмерная жадность ни к чему хорошему не приводит. Поэтому мелкую рыбу, попавшую в сети, обязательно выпускали назад. Да и в целом тогдашние рыбаки, как и нынешние, имели массу примет. Например, считалось, что обуваться на рыбалку надо с правой ноги, или ни в коем случае не брать с собой на обед рыбу. Верить во все это или нет – каждый сегодня решает сам. Но в любом случае всем рыбакам надо помнить: любите и бережно заботьтесь о природе, и тогда удачная рыбалка будет вас радовать многие годы. И это – стопроцентно верная примета.

Источник: Газета Заря
Автор: Геннадий ПОПЛАВСКИЙ