Сорок лет назад в автомобильной катастрофе погиб руководитель БССР Пётр Машеров

4  Октября 2020 г.  в 21:40 : История города Бреста

Ровно сорок лет назад, 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе погиб руководитель Белоруссии времён СССР Пётр Машеров.

В августе 1955 года Машерова выбрали первым секретарём Брестского обкома КПБ,  три года он отработал в этой должности. На доме по улице К. Маркса где жила семья руководителя брестчины есть памятная доска.

Сканируя черно-белые плёнки моего отца Евгения Макарчука, наткнулся на кадры с Петром Машеровым. Во время наводнения 1974 года,  разлившаяся река Мухавец затопила окрестные деревни Волынку, Вульку… Вода плескалась на Набережной у порога магазина 1000 мелочей. Моего отца, как фотокорреспондента газеты «Заря», Пётр Машеров взял в свой вертолёт во время облёта затопленных территорий.

Одну из плёнок снятых во время этой поездки я недавно сканировал и предлагаю вашему вниманию.

Из интернета:

- Петр Миронович Машеров является одним из самых известных государственных деятелей Советского Союза. Длительное время возглавляя Белорусскую ССР, зарекомендовал себя в качестве грамотного управленца и, пожалуй, по праву считался самым любимым руководителем республики того периода. Примечательным фактом является его высокая известность и среди граждан уже независимой Беларуси. По мнению многих из них Машеров – это эрудированный и опытный политик, под управлением которого БССР добилась скачка в развитии и достигла наивысшего расцвета.

Дата его рождения доподлинно неизвестно. Принято считать, что будущий политик появился на свет 13 либо 26 февраля 1918 года. Родителями Петра Мироновича Машерова  были обычные крестьяне, проживавшие в Сенненском уезде Советской России. Жизнь у крестьянского люда в то время была крайне нелегкой. Это подтверждает тот факт, что из восьмерых появившихся на свет детей выжили только пятеро. В 1934 году Петр окончил школу, после чего практически сразу поступил в Витебский пединститут на физико-математический факультет. После его окончания работал по специальности – учителем физики и математики.

С началом Великой Отечественной войны сразу же ушел на фронт добровольцем. Еще в 1941 году был окружен и пленен. Но ему удалось бежать. Создавал и возглавлял ряд ячеек партизанского движения, работавшего в подполье. Руководил важными операциями. В том числе подрывом нескольких крупных мостов и иных объектов. Несколько раз был ранен. За свою отвагу и деятельности в 1944 году был представлен к награде Героя Советского Союза.

Сразу после освобождения БССР начал политическую деятельность: секретарем обкомов, затем депутатом Верховного Совета СССР. В 1965 году был назначен на высший государственный пост в республике – первого секретаря ЦК КП Белоруссии. На этот пост его рекомендовал предшественник – Кирилл Мазуров. За период правления Машерова рост национального дохода увеличился в 2 раза, активно росла промышленность и сельское хозяйство. В 1978 году было присвоено почетное звание Героя Социалистического труда. Помимо этого имел 7 орденов Ленина, различные советские и иностранные медали.

Смерть Машерова обросла конспирологическими версиями. Дело в том, что он погиб в автокатастрофе вблизи Смолевич. Двигаясь в направлении Жодино в автомобиль, в котором находился, глава республики, врезался грузовик, груженный картофелем, который решил совершить резкий обгон другого приостановившегося перед кортежем грузовика. В результате столкновения погиб сам Машеров, его водитель и охранник. Официальное расследование, проведенное Генеральной прокуратурой СССР, не выявило предумышленный характер совершения преступления и убийства высокопоставленного чиновника. Тем не менее, и до их пор ходят слухи, что из-за популярности и скорого возможного назначения лидером союзного кабмина, а затем возможно и места председателя ЦК КПСС, таким образом с ним решили расправиться представители группы, которая боролась за власть после ухода Брежнева. В честь известного государственного деятеля названы улицы, госпиталь, предприятие, лицей, школа.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Фото из архива Евгения Макарчука

Автор: Юрий Макарчук