«С недобросовестными продавцами не торгуемся». Интервью начальника управления торговли Брестского горисполкома

3  Октября 2020 г.  в 17:48 : Разное: обо всём понемногу

Наталья Тележинская о ярмарках, продавцах и покупателях, а также цивилизованном рынке.

Уже сегодня в Бресте начнутся субботние сельскохозяйственные ярмарки. Они развернутся на пяти крупных площадках в привычных для горожан точках и еще нескольких — помельче — в спальных районах. Планируется, что осенние продажи будут проходить каждую субботу октября. В торговом ведомстве горисполкома подчеркивают — в этом году ярмарки получили новый формат.

— В чем его отличие от опыта предыдущих лет? — с этого вопроса и начинаем разговор с начальником управления торговли Брестского горисполкома Натальей Тележинской.

— Во-первых, для покупателей не поменяется ровным счетом ничего. Разве что торговля станет более организованной, цивилизованной и удобной для самих посетителей. Меняется формат для участников по ту сторону прилавка.

Проанализировав опыт областных центров страны — а они всегда проводили подобные ярмарки по заявительному принципу — мы пришли к выводу, что нужно идти именно по такому пути. И теперь, чтобы представить свои товары на ярмарке, субъекты хозяйствования подают заявки на участие в продажах. Сделать это несложно. Форма заявления общедоступна: она есть на сайте горисполкома, также ее можно получить, связавшись с нами. Ознакомившись с Положением о проведении ярмарки, потенциальный участник оставляет эту заявку и — добро пожаловать в торговые ряды.

— К чему обязывает продавца данное Положение?

— В нем нет ничего не то что сверхъестественного, но и особо сложного для соблюдения. Положение составлено для того, чтобы, повторюсь, сделать торговлю более организованной. Ведь палитра продавцов на ярмарках чрезвычайно разнообразна: это и сельскохозяйственные организации, и фермеры, и физические лица, продающие излишки собранного урожая. Последние, к примеру, не всегда были готовы нести ответственность за качество своей продукции, за ее предпродажную подготовку, приведение в надлежащий товарный вид. Теперь мы обязали к этому абсолютно всех. Выиграет ли покупатель от того, что на ярмарках будет представлена гарантированно качественная, «аппетитно» подготовленная продукция? Несомненно.

Торговое место теперь должно отвечать санитарным нормам, весы — быть поверенными, товар — проверенным.

Развивая «санитарную» тему, скажу о том, что мы не забыли и об эпидемиологической ситуации. В этом году все продавцы должны обладать привычным антивирусным арсеналом: дезинфицирующие средства, маски, перчатки и так далее.

Важно упомянуть, что заявительный принцип позволит избежать злоупотреблений со стороны продавцов и в части количества занимаемых ими мест. Раньше ведь случалось, что крупные производители сельхозпродукции буквально «оккупировали» ярмарочные территории. Приезжали глубокой ночью, расставляли хаотично транспорт, занимая как можно больше торговых точек. Продавцам-одиночкам иногда было попросту не пробиться. Теперь же все четко: одна заявка — одно место.

— Не отбили ли желание у продавцов поучаствовать в выездной торговле такими несколько ужесточившимися требованиями?

— Абсолютно нет. Затишье с подачей заявок наблюдалось только в первые дни после обнародования решения о проведении ярмарок. А потом продавцы, ознакомившись с требованиями, осознав, что эти требования вполне адекватны, начали активно подключаться к работе. Только в первую неделю приняли более 250 заявок.

Правда, были моменты, когда продавец подавал заявку, но уже не мог попасть, на ту площадку, где хотел торговать — места были заняты теми, кто оказался порасторопнее. Но и здесь выход находился всегда: мы предлагали свободные территории, тем самым находя компромисс.

Скажу больше, участники заметят и определенные плюсы от нововведений. Ведь теперь торговые площадки разбиты на секторы: для крупных производителей, фермерских хозяйств или обычных частников. Каждый из продавцов довольно четко представляет — где и какого размера его участок для торговли, когда туда можно поставить машину или прицеп. Думаю, что комфортнее станет не только покупателям, но и тем, кто торгует.

ДОСЬЕ "БВ"
Наталья Алексеевна Тележинская, начальник управления торговли Брестского горисполкома

В 2005 году окончила Институт современных знаний им. Широкова в Бресте. Этим же годом датируется начало трудовой деятельности в сфере торговли. 

По 2007-й год работала старшим кассиром, бухгалтером в ОАО “Продтовары”

С 2008 по 2009 - бухгалтер в РУПП “Брестхлебпром”

С 2009-го года работает в управлении торговли и услуг Брестского облисполкома. 

С 2012-го - заместителем начальника управления торговли и услуг Брестского горисполкома, с 1 сентября 2020 - начальником управления.

Закончила Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

Замужем, воспитывает дочь.

Жизненное кредо: “Не унывать и не сдаваться!”  



— С Вашего позволения от ярмарочной тематики перейдем к более глобальной. Сфера торговли Бреста и COVID-19... Удалось ли нормально перенести влияние вируса?

— Год действительно выдался непростым. Торговля приспосабливалась к работе в новых условиях. И, судя по предварительным результатам, адаптировались неплохо. Достаточно сказать, что в этом году по уровню товарооборота и многим другим показателям Брест уступает только столице. По итогам первого полугодия в городе насчитывалось 1746 магазинов, 25 из них открылись именно в 2020-м. На тысячу жителей у нас приходится свыше 1050 квадратных метров торговых площадей.

Отмечу и тот факт, что мы всё дальше отдаляемся от «рыночного» прошлого к цивилизованной торговле. Всё больше покупателей за покупками идут в торговые центры, предпочитая комфортную примерочную «фанерке» на асфальте рыночной палатки.

— А как же мнение, что в торговом центре всё куда дороже, чем на рынке?

— Этот стереотип постепенно стирается. Цена сегодня в большей степени формируется соотношением спроса и предложения. Ну, не нарисует продавец на ценниках заоблачные цифры, хотя бы исходя из понятий конкуренции. Ведь тогда покупатели пойдут в соседний павильон. То же самое и с арендодателями — непомерную стоимость квадратного метра «заломить» не получится. Продавец просто уйдет в другой торговый центр...

— К вопросу цен и ценообразования. Магазины, хозяевами которых являются выходцы из Средней Азии. Насколько они ударили по отечественному производителю и продавцу?

— Тема действительно злободневная. В первую очередь, как Вы правильно заметили, для производителей. Но в подобного рода магазинах сейчас работают строго в рамках законодательства: стандарты, сертификация — все требования соблюдаются. Да, все понимают, что качество товара тут не самое высокое, но и ценовой фактор играет важную роль. Потому поток покупателей туда не уменьшается.

И еще один нюанс. Положительный. Возможно, такие магазины заставят наших производителей стать более гибкими в вопросах формирования цены, более изобретательными и разнообразными в работе с ассортиментным перечнем.

— А часто ли управление торговли выступает в роли карающего органа?

— Я бы так не сказала. Мы, скорее, координатор рынка, его мониторинговая составляющая. Основная наша задача сегодня — это организация массовых продаж (тех же ярмарок или праздничных мероприятий), а также работа с обращениями граждан.

Вот как раз по последнему пункту можем субъект хозяйствования и наказать, если нарушил законодательство покупателя. С недобросовестными продавцами мы не торгуемся! А граждане обращаются часто, и вопросы самые разные. Тут и невыполнение законных требований о возврате денег за некачественный товар, и обнаруженная «просрочка» и прочие аспекты.

Уже подумываем проводить среди граждан дополнительное обучение, чтобы потребитель более четко представлял границы своих прав и обязанностей. Одно дело, когда покупатель жалуется на магазин, где купил неработающий тостер, а ему вместо денег ремонт предлагают. И совсем другое, если жалоба приходит на купленные втридорога на презентации одеяла, фильтры для воды или набор кухонной посуды за баснословные деньги. К сожалению, с такими продавцами пока бороться бесполезно: по факту, выставляя высокую цену, закон они не нарушают.

Другое дело, что такие случаи все-таки происходят чуть реже. Да и вообще, торговля города постоянно совершенствуется, становится всё более цивилизованной, обретают новый облик и форматы.

Думаю, есть в этом и наша заслуга. Так что будем работать и дальше: активно, продуктивно, позитивно.

Источник: Брестский вестник
Автор: Владислав Грибанов