В Бресте обсудили экологические проблемы города и пути их решения

20  Сентября 2020 г.  в 22:29 : Разное: обо всём понемногу

Проблемы развития транспортной системы Бреста, модернизации инфраструктуры и формирования комфортной городской среды обсудили на семинаре, посвященном вопросам устойчивой городской мобильности.

Организатором встречи в формате «мозгового штурма» выступил Проект SAQEM (Поддержка эффективного мониторинга выбросов в атмосферный воздух и радиационного мониторинга, совершенствование управления окружающей средой в Беларуси), который финансируется Европейским Союзом и выполняется в сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В диалоге приняли участие представители городской власти, заинтересованных служб и общественных организаций, а также жители Бреста.

– Большинство мобильных транспортных средств выбрасывает в атмосферный воздух вредные вещества. Возникает вопрос: как снизить эти выбросы, оставаясь в условиях комфортной городской среды? Как сделать так, чтобы инфраструктура работала в том числе и на наше здоровье? Городская среда должна быть удобной, комфортной и самое главное – безопасной. Мобильность – это тот показатель, который демонстрирует, насколько грамотно мы используем прежде всего транспортную инфраструктуру, как часто пользуемся возможностью пешей доступности и велосипедного передвижения, – рассказал руководитель экспертной группы Проекта SAQEM Александр Гребеньков.

Принципы устойчивой мобильности диктуют современные решения, которые совершенствуют облик городов и меняют образ жизни горожан. Само понятие «устойчивая мобильность» символизирует гибкость передвижения человека без причинения ущерба окружающей среде и здоровью других людей. Что касается городских транспортных систем, то они должны быть не только эффективными и безопасными, но также «зелеными» и доступными для всех пользователей.

Как отмечают эксперты, Брест в этом направлении очень продвинулся за минувшие несколько лет. В 2018 году была принята Концепция умного устойчивого развития «Брест: Симбио Сити 2050», которая создавалась с учетом требований нового урбанизма. Она включает шесть тематических разделов, касающихся в том числе транспорта и мобильности. План устойчивой городской мобильности Бреста строится на основе этой Концепции.

– За два года существования Концепции «Брест: Симбио Сити 2050» в Бресте многое изменилось: у нас появился велошеринг и каршеринг, буквально несколько месяцев назад был утвержден концептуальный план развития велодвижения в городе. Мы не стоим на месте, и сегодня План устойчивой городской мобильности Бреста требует некоторой корректировки и актуализации. В том числе чтобы в дальнейшем этот документ соответствовал европейским подходам и позволил нам привлекать зарубежные инвестиции, – отметил заместитель председателя Брестского горисполкома Николай Якубовский.

О необходимости согласования местных стратегий и планов с глобальными целями устойчивого развития и дальнейшего продвижения принципов «зеленой» экономики говорила в своем выступлении старший эксперт Проекта SAQEM Валентина Леончик. Она пояснила, что устойчивая мобильность глобально формируется целой совокупностью факторов – это стремление к использованию экологически чистых транспортных средств и альтернативных видов топлива, цифровизации и эффективных методов управления, стимулированию активной, безопасной и инклюзивной мобильности, созданию интегрированной транспортной системы. А если рассматривать вопрос на примере конкретного города – это грамотная разработка и реализация Плана устойчивой городской мобильности, который решает существующие проблемы и определяет дальнейшие перспективы развития. Помощь команды Проекта SAQEM заключается в методическом сопровождении и улучшении городского планирования посредством современных инструментов и методов.

Еще одна важная задача, которую поможет решить Проект SAQEM для городов Брест и Пинск, – это усовершенствовать систему мониторинга атмосферного воздуха. «В настоящее время ведется работа по приобретению датчиков качества воздуха и счетчиков подсчета автотранспорта. Создаваемый в рамках проекта веб-инструмент сможет аккумулировать и анализировать получаемые с датчиков и счетчиков, иных пунктов мониторинга атмосферного воздуха сведения и, что для нас ново и важно, – моделировать ситуацию на перспективу. Реализация запланированных мероприятий поможет местным органам власти определять необходимые направления развития городской транспортной политики с учетом качества атмосферного воздуха (например, создание зон с низким уровнем выбросов от автотранспорта, введение ограничений или изменений в организации дорожного движения, оптимизация грузоперевозок и т.д.), а также оценивать экологические и экономические последствия от принимаемых мер», – рассказала начальник отдела контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов облкомитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Марина Пилипенко.

Какие «точки роста» и проблемы есть у Бреста, выясняли участники семинара в ходе дискуссии. Создатели «Брест: Симбио Сити 2050» рассказали, с какими трудностями столкнулись при реализации решений Концепции. Обсуждение затронуло вопросы пешей доступности базовых объектов в районах города, потенциала «шеринговых» предложений, внедрения инноваций в городской черте.

– Семинар состоялся в рамках Европейской недели мобильности, к которой присоединились 15 городов области. В Бресте порядка 80 процентов выбросов в атмосферу приходится на мобильные источники, поэтому проблема загрязнения воздуха автотранспортом затрагивает всех горожан. И важно, чтобы граждане принимали активное участие в обсуждении и решении подобных вопросов, – резюмировал начальник Брестской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Петр Брыш.

Источник: Газета Заря