Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брестские династии в Белорусском бизнесе. Кто есть кто?

18  Октября 2010 г.  в 17:12, показов: 3511 : Бизнес, экономика, аналитика


Материал является сокращенной версией статьи с ресурса http://ej.by/ - в нем собрано все, что касается только города Бреста.

Тихон Клишевич,

"" провел исследование частного бизнеса Беларуси и обозначил самые успешные семейные бизнес-структуры. Белорусский частный бизнес, зарождение которого приходится на конец 1980-х – начало 1990-х годов прошлого столетия, еще относительно молод. История серьезных, сложившихся компаний насчитывает в среднем 15 лет, в очень редких случаях она выходит за 20-летний рубеж.

Заслуженные водочники страны

У этой семьи есть интересы и в частном бизнесе, но больше она известна как династия топ-менеджеров. Многие даже назовут ее самой знаменитой династией в Беларуси. Ведь речь идет о фамилии Белко, которая уже на протяжении более тридцати лет (еще с советских времен), теперь во втором поколении, управляет крупнейшими ликероводочными заводами страны.

В 1990-х годах старшие представители семьи, родные братья Николай Трофимович и Василий Трофимович Белко, образовывали так называемое большое "3Б" в водочной отрасли на пространстве бывшего СССР. "3Б" – так называли директорский триумвират братьев Белко и тогдашнего директора Климовичского ЛВЗ Белоусова.

Старший из Белко, Николай Трофимович, еще с советских времен возглавлял крупнейшее предприятие отрасли – Минское областное объединение крахмальной промышленности "Кристалл". В ее состав входил Минский ликероводочный завод "Кристалл". Еще при Станиславе Шушкевиче минский Белко получил почетное звание "Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь".

Кресло директора "Кристалла" известный на все СНГ водочник покинул в 2001 году – в 68-летнем возрасте.

Его родной брат и в известной степени конкурент, генеральный директор Брестского ЛВЗ Василий Белко, ушел с завода тоже в достаточно зрелом возрасте – в 67 лет. Это случилось совсем недавно – в 2009 году. А возглавлял брестскую "ликерку" Василий Трофимович не много не мало – с 1992 года. Такое же, как у брата, почетное звание "Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь" ему присваивал уже Александр Лукашенко – в 1998 году.

Василий Белко знаменит не менее своего старшего брата. У брестских водочников существует два варианта расшифровки бренда, созданного для Брестского ЛВЗ, – "Белалко". Один из них официальный – "Белорусский алкоголь", другой неофициальный – "Белко-алкоголь". Василий Трофимович увековечил свой род и в названии фирменного бара завода – "У Василя".

Род Белко в водке укоренился, судя по всему, надолго. Этим летом генеральным директором Климовичского ЛВЗ был назначен Николай Белко-младший – сын бывшего директора "Минск-Кристалла".

До своего назначения Белко-младший, кстати, работал в должности первого заместителя генерального директора на бывшем "дядином" предприятии в Бресте, а до этого – на заводе "Аквадив", который в начале 1990-х годов в виде СП создавал его отец.
 

Когда сын за отца

В честь родоначальника этого бизнеса названа одна из улиц Бреста – этот случай уникальный не только для Беларуси, но и для большинства соседних стран.

Этот бизнесмен – Михаил Мошенский, основатель известного сейчас не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами холдинга "Санта Импэкс Брест". В его состав входит компания "Санта-Бремор" – лидер рынка пресервов в СНГ и, наверное, самый успешный пример предпринимательской инициативы в Беларуси. Ведь если бы кто-то сказал в начале 1990-х годов, что неморская Беларусь станет одним из крупнейших в СНГ производителей и экспортеров рыбной продукции, его бы просто не поняли.

А в 1993 году, не боясь быть поднятым на смех, на это решился бывший начальник конструкторского бюро Брестского электромеханического завода Михаил Мошенский. Сначала он импортировал в Брест рыбу, а с 1995 года начал заниматься ее переработкой на месте.

М. Мошенский умер в 2000 году, до этого перенеся два инфаркта. И дело отца взял в свои руки его 30-летний сын – Александр Мошенский. То, что не успел сделать отец, теперь осуществляет сын.

В 2004 году был построен новый производственный комплекс по переработке рыбы, мощности которого позволили стать лидером и удерживать эту позицию на рынке пресервов.

Быть впереди конкурентов – это значит и постоянно вносить инновации в бизнес. Должное креативности Мошенского-младшего отдали исландцы, в 2006 году сделав его почетным консулом этого государства в Беларуси. Для исландцев Мошенский стал чуть ли не национальным героем, когда придумал, что делать с икрой мойвы. Часть ее закупают японцы, а вот все остальное приходилось пускать в "расход" в связи с отсутствием спроса. Мошенский же придумал целую продуктовую линейку с использованием икры мойвы, и эта продукция сейчас успешно реализуется в Беларуси, России, Украине, Молдове и других странах.

Компании группы Мошенского выпускают также салаты, полуфабрикаты, безалкогольные напитки, мороженое. Последнее, кстати, экспортируется в Израиль и занимает на местном рынке серьезную долю.

Наконец, бизнесмен инвестирует в молочную отрасль. В 2007 году он купил контрольный пакет "Савушкина продукта", не так давно приобрел Пинский молочный комбинат.

По итогам 2009 года годовой оборот холдинга превысил полмиллиарда долларов.