Области Беларуси идут войной друг на друга

19  Марта 2009 г.  в 11:21

области Беларуси пошли войной друг на другаВ период кризиса ужесточились торговые войны между регионами Беларуси. Причем экономические взаимоотношения областей обострились настолько, что даже ведущие производители стали терять свои позиции на рынке.

«Белорусские новости» располагают копией письма на имя премьер-министра Сергея Сидорского, подписанного председателем Брестского облисполкома Константином Сумаром. В документе, в частности, сообщается, что «несмотря на неоднократные поручения главы государства и правительства об исключении практики межрегиональных ограничений поставок товаров на территории Беларуси, данные факты продолжают иметь место».

Межрегиональный протекционизм описывается на примере ограничений поставок в ряд регионов страны ведущего производителя Брестской области ОАО «Савушкин продукт».

Как сообщается в письме, ограничения привели к тому, что, например, на территории Полоцкого, Оршанского, Верхнедвинского и других районов Витебской области объемы продаж компании «Савушкин продукт» в январе текущего года упали на 20%.

Аналогичная ситуация сложилась в Речицком районе Гомельской области, «где организации не получают такую продукцию компании как молоко стерилизованное, кефир, ряженка, сметана.

В Гродненской области, в частности, в Лидском и Слонимском районах, дан запрет на поставку таких традиционных видов продукции ОАО «Савушкин продукт» как масло, сметана, кефир. Ожидается снижение поставок в организации потребительской кооперации Минской области».

Премьер-министра просят оказать содействие в предотвращении фактов ограничений поставок товаров производителей Брестской области в другие регионы страны.

Министерство экономики, пообещавшее всерьез заняться этим вопросом, пока, судя по всему, с проблемой не справляется. Напомним, что 10 февраля директор департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин заявил, что министерство намерено повлиять на ситуацию по ограничению доступа товаров из одних областей в другие. «Мы за развитие сферы свободной конкуренции в разумных пределах», — озвучил он позицию Минэкономики.

Тем не менее, и в период кризиса регионы продолжают враждовать и топить производителей друг друга. «Если уж «Савушкин продукт», который считается лидером в производстве молочной продукции, так прижали, что у него резко упали объемы продаж, то о чем вообще можно говорить?» — комментирует ситуацию специалист в области продаж молочных продуктов Сергей Игнатьев.

«Если раньше до магазинов нормы по ассортименту своей и «чужой» продукции доводились в устной форме, то сейчас действуют прямые запреты: «Продукцию этого и этого заводов не брать!» Если и поступают, например, молочные продукты производителей другого региона, их стараются запрятать подальше, выставив на видное место товары «своих», — рассказывает Сергей Игнатьев. — И никого не волнует, что продукция «чужого» производителя пользуется спросом. Ее могут вообще оставить на складе. Нередко в магазины захаживают проверяющие и за недостаточное количество товаров производителей своего региона даже грозятся отобрать лицензию».

Впрочем, по мнению специалиста, отбирать лицензии на таком основании у магазинов не будут: «Зато запреты приведут к снижению доходов предприятий торговли и поступлений денег в местные бюджеты. Покупатель становится грамотный. Он ищет то, что хочет, к чему привык. И будет спрашивать, искать и оставлять деньги там, где есть то, что ему нужно».

Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин считает региональные войны, особенно в период кризиса, фактором, «сильно ослабляющим позиции национального бизнеса, подрывающим интерес к Беларуси инвесторов. Это демонстрация нестабильности, отсутствие реальной конкуренции, возможности себя проявить».

Экономический аналитик Александр Потупа видит в торговых войнах еще одну угрозу развитию бизнеса. «Отсутствие реальной конкуренции снижает собственную конкурентоспособность предприятий», — считает он.

Между прочим, это уже подтверждается на практике. «Упало качество колбасных изделий. Увеличилось количество всевозможных добавок, продукцию стали активнее шприцевать, то есть увеличивать массу товара за счет увеличения объемной доли рассолов, — рассказал Сергей Игнатьев. — Я раньше с удовольствием покупал продукцию одного из мясокомбинатов Гродненской области. Сейчас ее есть невозможно. Когда тушишь тефтели — полная сковорода воды».

По словам специалиста, «сегодня существуют технологии, благодаря которым из двух видов порошков, красителей, консервантов, можно, фактические не используя мяса, сделать колбасу. С таким подходом народ скоро начнут кормить опилками».

Чтобы предотвратить в том числе и подобные издевательства над потребителем, бизнес-сообщество предлагает пойти на радикальные меры. В частности, одним из пунктов Национальной платформы бизнеса-2009 является «ужесточение административной ответственности представителей госорганов не только за письменные, но и устные требования, касающиеся ограничения поставок товаров из других регионов».
Андрей КОЖЕМЯКИН
 

Источник информации: http:///rubrics/economic/2009/03/18/ic_articles_113_161737/