Александр Шемедюк, учитель СШ№27 Бреста: «Быть ученикам другом, а не дружком»

24  Мая 2019 г.  в 13:16 : Разное: обо всём понемногу

Недавно в соцсетях моё внимание привлёк видеоролик. Его герой, молодой учитель, рассказывает с искренностью, теплотой и любовью о своей профессии.

«Я — педагог, а это значит, всегда на пути буду встречать своих детей. Всегда найдутся те, кто захочет со мной здороваться, кто будет рад увидеть своего учителя, который когда-то научил их жить, научил истории... Я — педагог, а это значит, я самый счастливый человек!» — до глубины души трогают услышанные слова. Радует, что, несмотря на все сложности профессии и утраченный интерес к ней среди молодёжи, находятся те, кто продолжает учить детей. 

Зовут этого учителя Александр Шемедюк, и сегодня он гость «БВ». Родился Александр в Микашевичах. Работает педагогом-организатором и учителем истории в 27-й школе и учится на четвёртом курсе истфака БрГУ. 

— Александр Петрович, как отнеслись родители и друзья к Вашему выбору профессии?

— У меня было много идей, кем стать. Долго горел желанием связать свою жизнь с театральной деятельностью, занимался в народной театральной студии «Абібок». Мы много выступали, брали призовые места в районе и области. Родители же одобряли любую другую профессию, кроме театральной. Они говорили, что это всего лишь должно быть хобби, но никак не профессия. Одно время хотел стать врачом, но быстро понял, что моё призвание — это педагогика. Выбрал историю: этот предмет мне очень нравился.

Александр Шемедюк, учитель СШ№27 Бреста: «Быть ученикам другом, а не дружком»

С самого детства любил возиться с бумагами, тетрадями и всем, что связано со школой. Может, потому, что мама, Екатерина Николаевна, работает воспитателем в детском саду. Да и бабушка, Нина Александровна Литвинович, работала учителем младших классов. А мой папа — водитель. Вначале к такому выбору мама отнеслась с осторожностью: понимала всю сложность профессии. Бабушка же сразу поддержала. Позже родители согласились с моим решением и стали поддерживать. 

Среди друзей нашлись те, кто поддержал, но большинство отнеслись с насмешкой: «Ну что там пед, вот программист — это да. И сейчас спрашивают, не жалею ли я. Надеялся на большее понимание и со стороны учителей, что правильно поступил. Единственный, кто не комментировал, а просто помогал готовиться к тестам, — это учитель истории. 

Остановился на Бресте, потому как здесь у меня много друзей. Приехал на день открытых дверей и понял, что это моё. Ещё ни разу не пожалел, что выбрал исторический факультет. Школа мне очень нравится. Я сейчас понимаю, что люблю свою профессию, мне интересно работать с детьми. 

— Каким должен быть учитель и что главное в профессии педагога?

— Учитель — это тот, кто идёт в ногу со временем. Он обязательно должен быть направлен на детей. Проблема многих педагогов в том, что акцент они делают на себе. Если ставишь в центре себя — будут сложности. Нужно делать его на детях, стремиться понимать их, тогда будет взаимопонимание. Ты стараешься для них. Например, используешь какие-то интересные идеи на уроке. А ещё главное, чтобы у учителя было чувство юмора. Нужно быть для них другом, но не дружком. Я всегда это разделяю. Друг — это тот, к кому они могут всегда прийти, посоветоваться. Говорю детям, что для них я мама, папа и учитель одновременно.

Если в полночь позвонит ваш ученик и скажет: «Александр Петрович, у меня проблема», поможете?

— Да. Я строгий учитель, но дети идут на контакт. Недавно был похожий случай. Нужна была помощь одному из моих учеников, он не хотел травмировать родителей. Сделал всё, чтобы его выручить. Также отвечу на позднее сообщение, без нотаций и претензий. Я даже думал, как бы я воспринимал учителя, который общается со мной в «Инстаграме»? Наверное, более положительно к нему, чем к своим учителям, которые не шли бы на такое общение. 

Считаю, что это правильно, когда учитель находится с учениками на одном уровне. Нужно быть попечителем. В том плане, что детям нужно кому-то выговориться. Ведь наша профессия не только в том, чтобы провести урок. Очень часто они пишут о проблемах, о которых не могут рассказать родителям, боятся, что их не поймут. Приходится утешать. Они реально ищут поддержку со стороны педагога. У нас небольшая разница в возрасте, и я стараюсь их понять. Приятно, что тянутся ко мне, знают, что всё останется между нами. Всегда вспоминаю о том, что раньше было три главных профессии: сеятель, врач и священнослужитель. А учитель включает в себя и сеятеля — сеем доброе дело, и врача — лечим души, и священнослужителя — мы в душе и в сердце человека. 

— Какую методику преподавания используете, чтобы привлечь детей?

— У меня всегда есть вопрос на логическое мышление, который оценивается в девять баллов. Например, в учебнике за седьмой класс написано, что, когда умер князь Альгерд, своим преемником он назвал Ягайло. Это был его любимый, но не старший сын. Я спрашиваю: Ягайло не был первым и не был старшим сыном, но одновременно был и первый, и старший. Как так? Ответ: Ягайло не был первым и не был старшим от первого брака. Но был первым и старшим от второго… Помню, мне говорили: история — это не тот предмет, который нужно понимать, его нужно зазубривать. Сейчас, работая учителем истории, я понимаю, что даже если человек зазубрил, но не осмыслил, он не ответит хорошо. 

С датами стараюсь на уроке использовать ленту времени. Чтобы запомнили последовательность событий, привожу интересный факт, которого нет в учебнике. Он сможет привлечь внимание детей и даст возможность запомнить тему. Например, сейчас уделяю внимание тысячелетию Бреста. Довожу до моих учеников, что это важный момент в истории города, потому что мы живём в такое время, в которое больше никто из нас не попадёт. Приятно потом услышать, как дети делятся после таких уроков своими знаниями с родителями и сверстниками. Посчастливилось самому такое слышать не раз. 

— Вы занимаетесь благотворительностью. В чём она заключается? 

— В помощи больным детям. Это общественное объединение «Сердце детям» и акция «От сердца к сердцу». Мы общаемся с ребятами, посещаем больных в дни рождения, Новый год, дарим подарки, стремимся оказать хоть какую-то помощь. Но им нужен не столько подарок, сколько общение. Им интересно узнать, например, как у меня идут дела в школе, как мои ученики. 

Многие делятся своими достижениями в учебе. Мы даже общаемся в соцсетях. Тяжело видеть боль ребенка, важно поддержать и родителей. К слову, в конце мая в университете будет проходить выставка картин Саши Соковича, он прекрасно рисует. Благотворительность хорошо организована на историческом факультете, курирует её декан Елена Бурик. Также она активно поддерживает нас в этом направлении, да и многие студенты откликаются помочь.

— Где ещё могут увидеть Александра Петровича его ученики? 

— В театре, кинотеатре, библиотеке, архиве, даже брал с собой детей, чтобы дать им возможность прочувствовать его атмосферу. Меня можно увидеть и на рыбалке, в лесу за сбором грибов и даже в Ледовом на коньках.

От автора

Александр Шемедюк — молодой, креативный с добрым сердцем человек. Его любят дети, положительно отзываются коллеги. В нём есть всё, что нужно для учителя. Без сомнения, его ученикам, как и их родителям, безмерно повезло, что в их жизни есть такой преданный своему делу человек. А его видеосюжет о себе, педагогической деятельности — это то, что может помочь сделать правильный выбор будущим выпускникам. 

Ведь учитель — одна из самых главных профессий в любом обществе.
 

Источник: Брестский вестник
Автор: Наталья Шляжко