Ирина Лавровская рассказала о «городе, которого нет» - Берестье XVI – XVIII века

5  Мая 2019 г.  в 14:05 : Музыка, кино, музеи, выставки

4 мая 2019 года в Брестской городской библиотеке им. А. С. Пушкина прошла встреча с Ириной Лавровской, доктором искусствоведения в области урбанистики и архитектуры. Тема разговора - «Дамы. Двары. Гаспадары. Берасце XVI – XVIII ст.». Ирина Борисовна поделилась со слушателями новыми материалами архивных исследований о древнем городе.

Ирина Лавровская рассказала о «городе, которого нет» - Берестье XVI – XVIII века

В 2008 году возникла идея застройки территории крепости. Слои асфальта и бетона грозили надолго, если не навсегда, скрыть от потомков следы средневекового Берестья. Эта опасная тенденция заставила Лавровскую провести серьезные исследования, чтобы на фотографиях и картах сохранить то, что пока оставалось неизменным.

- В 2012 году я предоставила информацию о том, что мы потеряем, если застроим крепость. Вместе с архитектором Михаилом Гайдуковичем мы предложили свое видение такой застройки. Это был компромисс. Все объекты располагались за территорией мемориала. Идея так и осталась на бумаге.

В год 1000-летия Бреста много разговоров о сохранении наследия 800-летнего города, но и на сегодняшний момент не проведена консервация сохранившихся объектов, например, руины Бернардинского монастыря.

Первым слайдом презентации стала Гугл карта, совмещенная с чертежом, где отмечены знаковые объекты – места размещения городской ратуши, монастырей, церквей, синагоги, объектов городской инфраструктуры: корчма, мельница, земельные участки с жилыми домами.

Ирина Лавровская рассказала о «городе, которого нет» - Берестье XVI – XVIII века

На протяжении двух часов заинтересованные зрители знакомились с фотографиями архивных материалов – картами, рисунками, чертежами, письменными источниками на старославянском, старорусском, польском, идиш, фотографиями сохранившихся руин, материалами раскопок.

- Материалов в архивах России, Польши, Литвы, Беларуси очень много, их можно изучать годами, - рассказала Ирина Борисовна. - Это уставы со множеством печатей, завещания, документы о судебных разбирательствах, решения городских властей. Они сохраняются в актовых книгах. Мне, как архитектору, в этих документах интересна информация о смене владельцев объектов недвижимости и земельных участков.

Такая информация позволяет больше узнать о формировании больших земельных участков для строительства таких монументальных сооружений, как, например, церковь Петра и Павла (Белый дворец) или Коллегиум иезуитов. С их приходом в город «начался новый этап развития города, новые веяния строительства богатого архитектурного ансамбля». Коллегиум иезуитов начинался с перекупки и объединения соседствующих земельных участков.

- Коллегиум иезуитов находился там, где голова одноименного монумента. Наискосок была городская ратуша. Документы позволяют сделать подробную карту и проследить переход права собственности. Сколько имели собственности, кем были соседи, когда и что именно приобреталось, - Ирина Борисовна показывает точки на карте. - Мы знаем историю кляштаров, зданий магнатов. Но мало знаем об обычных гражданах. Документы доказывают, что они очень хорошо знали свои права, грамотно ими пользовались и защищали. Каждую точку.

В работе с архивами очень важно сопоставление разных источников информации. Например, в текстовом документе есть информация об изменении русла реки в связи с наводнением. В другом документе – просьба мельника разрешить построить канал, чтобы вернуть воду на мельницу. Ещё в одном – разрешение городской власти на строительство такого канала. Значимое звено цепочки - документ, который возлагает ответственность на принявшего решение чиновника за нарушение прав горожан, пострадавших от этого решения.

- Стать горожанином в те времена было непросто. Нужно было доказать, где и как ты будешь жить, как зарабатывать. И принести присягу. А вот городской голова давал присягу на площади перед горожанами.

Фотографию изобрели значительно позже. Реальными доказательствами истории становятся рисунки, глиняные осколки, картины. В частности, Лавровская может доказать, что портрет берестейца князя Николая Радзивилла Черного был написан Тицианом.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Работа не окончена. Она продолжается. Архивы ждут новых исследователей. Ирина Борисовна Лавровская «постепенно выстраивает представление о городе и горожанах». Ищет в архивах, советуется со специалистами, сопоставляет, записывает, публикует... и увлекательно рассказывает о «городе, которого нет».

Автор: Татьяна Мухоровская