«Плита хорошая – зачем ее менять?». Как мы сходили в рейд с газовиками

2  Февраля 2019 г.  в 16:13 : Недвижимость

«У вас тут утечка», – говорит слесарь после осмотра газовой плиты. Хозяйка квартиры охает, а ее собака, которая встречала нас громким лаем, моментально смолкает – как будто понимает, что дело серьезное. «Сейчас всё устраним», – добавляет работник «Брестгаза», и женщина вздыхает с облегчением. О том, что в их доме №59 на проспекте Машерова в этот день будут работать газовики, она узнала из объявления, которое появилось на дверях подъезда за неделю до планового технического обслуживания.

«Плита хорошая – зачем ее менять?». Как мы сходили в рейд с газовиками

Уведомления о проведении ПТО белеют и в почтовых ящиках жильцов, когда мы поднимаемся по лестничному пролету, чтобы начать обход квартир.

- В 52-й квартире ящик забит бумагами, 42-я и 47-я будут явно проблемными: почту не забирали, газовиков не ждут. Значит, попасть туда вряд ли получится, – оценивает «фронт работ» старший мастер службы внутренних газопроводов и внутридомового оборудования ПУ «Брестгаз» Александр Савчук.

Он объясняет, какая задача стоит перед бригадой слесарей. 

- Согласно графику, который предварительно согласуется со ЖРЭУ, мы работаем сегодня по этому адресу. График ПТО составляется на 10 лет и размещается на сайте предприятия. То есть ведется системная работа по плановому техническому обслуживанию газового оборудования: первое проводится через 5 лет после ввода газовых систем дома в эксплуатацию без отключения газоснабжения, затем через 5 лет – с отключением, а в дальнейшем каждые 5 лет они чередуются. Помимо этого, в домах, где установлено отопительное либо водогрейное газовое оборудование (газовые колонки и котлы), предусмотрено СТО – сезонное техобслуживание. Чтобы приступить к проверке фасадного и внутриплощадочного газопровода дома, нам нужно сначала провести обслуживание квартир. 

Казалось бы, для собственника квартиры освободить полчаса в день проведения планового осмотра, чтобы организовать доступ к газовой плите специалиста «Брестгаза», не такая уж и проблема. Тем более нет необходимости томиться в ожидании своей очереди часами: по указанным в уведомлении контактным номерам можно оставить заявку, и работник обслужит квартиру в удобное время.

Для этого организована работа слесарей в две смены, а также в субботу – чтобы охватить всех жильцов. Ведь есть те, кто в будни категорически заняты – работают допоздна или уезжают.

Однако проявить сознательность спешат далеко не все: меньше десятка хозяев из 75-ти квартир позвонили и уточнили время, когда они будут дома. Обход остальных квартир проходит с переменным успехом: где-то нас уже ждут, где-то двери так и не открываются. Да и встречают по-разному.

- В прошлом году мы обслужили более 7 тысяч абонентов. Как правило, люди реагируют адекватно, но случаются и конфликтные ситуации. Бывает, сначала наслушаешься негатива, а потом звучат слова благодарности, когда обнаруживается утечка и ее тут же устраняют – мелкий ремонт производится бесплатно. Иногда человек в процессе обслуживания узнает, что оно платное, и возмущается. Хотя никаких дополнительных платных услуг мы не навязываем, – вспоминает Александр Савчук.

Так ли велика стоимость техобслуживания для кошелька абонента, интересуюсь у пожилых жильцов дома, с которыми довелось пообщаться. Отвечают одинаково: «Конечно, проверять нужно! Чтобы спокойно жить и знать, что у тебя всё в порядке. А платить ведь не каждый месяц – нужную сумму можно найти».

Цена вопроса – около 6 рублей (в зависимости от вида оборудования и выполненных слесарем работ). 

- Впоследствии, если остаются необслуженные квартиры, приходится направлять владельцам заказные письма, стоимость одного – больше 5 рублей, – комментирует Александр Савчук. – Так что мы работаем, можно сказать, с рентабельностью в полпроцента – чтобы окупить свои затраты.

Еще один камень преткновения – когда в ходе техобслуживания выясняется, что необходима замена морально устаревшего газового оборудования со сроком службы более 20 лет.

- Когда говоришь людям (особенно пенсионерам), что их плиту нужно менять, у них часто начинается паника, – рассказывает слесарь Алексей Ситник. – Но мы объясняем, что в «Брестоблгазе» действует акция по замене плиты (доставка и установка газового оборудования бесплатные), предусмотрена рассрочка. Есть ряд магазинов, которые по нашим актам предписания также предоставляют рассрочки, скидки. То есть проблемы заменить старую газовую плиту, которая представляет угрозу, абсолютно нет.

Впрочем, во время нашего обхода таких случаев не было. Вместе с мастером и слесарем заходим в очередную квартиру. Хозяин здоровается и приглашает пройти на кухню. Правила пользования газом в быту ему уже напомнили: недавно при переоформлении квартиры он перезаключил договор на поставку газа и прошел инструктаж.

«Плита хорошая – зачем ее менять?». Как мы сходили в рейд с газовиками

Специалист «Брестгаза» производит все необходимые манипуляции: внешний осмотр газового оборудования, проверку на самовольное подключение и на соответствие плиты, установленной в квартире, рапорту ведомости. С помощью специального прибора, реагирующего на метан, осматриваются плита, счетчик, резьбовые и сварные соединения на возможную утечку газа. Ведь если квартира проветривается, хорошо работает вентиляция, мелкие утечки практически не ощутимы. Но в квартирах с пластиковыми окнами и металлической дверью (где нет притока воздуха) даже микроутечка представляет угрозу, потому что концентрация газа от 5 до 15 процентов – уже взрывоопасная смесь.

«Всё работает исправно», – констатирует слесарь Алексей и делает запись о проведении ПТО и отметку в техпаспорте абонента. Тут же выписывается акт выполненных работ, к оплате – 6 рублей 52 копейки. Хозяин квартиры Юрий Алексеевич обслуживанием доволен: пришли в назначенное время, сделали всё быстро. 

- Посмотришь, что в России произошло – и подумаешь: можно и чаще проверять, чтобы такого не случалось, – говорит он. 

Равнодушное отношение к своей и чужой безопасности некоторых соседей мужчина объясняет тем, что многие квартиры сдаются, а квартиросъемщики – по большей части народ несознательный.

Работники «Брестгаза» вспоминают недавний случай, когда на ул. Орловской, 57 во время планового обслуживания была зафиксирована утечка газа в съемной квартире. Чтобы попасть в помещение, пришлось потратить немало времени на розыск собственника. Не секрет, среди граждан, не открывших дверь газовикам, есть и категория людей, которые знают, что состояние их газового оборудования вызовет вопросы.

«Плита хорошая, рабочая – зачем ее менять?» – примерно так рассуждают они. При этом нормативы по эксплуатации газового оборудования никто не отменял, как и печальные последствия такого отношения.

Вторая сторона медали – собственники квартир, которые уверены, что их дорогостоящее импортное оборудование настолько надежно, что нет нужды тратить драгоценное время на проведение ПТО. О том, что любая техника требует своевременного обслуживания и контроля, они почему-то не задумываются.

За прошлый год «неоткрыванцев», которые по различным причинам не обеспечили доступ к своему газовому оборудованию, в Бресте набралось 270 – это примерно 3,7% от общего количества квартир, подлежавших обслуживанию.

«Плита хорошая – зачем ее менять?». Как мы сходили в рейд с газовиками

Газовикам приходится затрачивать ресурсы и время, задействовать городскую власть и коммунальные службы, чтобы в итоге «проблемный» собственник предоставил им возможность выполнить необходимые работы по техобслуживанию. Информация о нерадивом абоненте отражается в его личной карточке, и без прохождения техобслуживания он не сможет ни поменять оборудование, ни вызвать мастера на ремонтные работы.

– С людьми, которые по выданному во время планового техобслуживания акту-предписанию не спешат менять газовую плиту, мы работаем отдельно, – поясняет Александр Савчук. – Если в течение месяца не приобретается новая плита и не делается заявка на ее установку, собственнику квартиры напоминают в заказном письме, что использование устаревшего оборудования и невыполнение акта-предписания газоснабжающей организации влечет за собой наложение штрафа до 20 базовых величин. Если не подействовало и письмо – подключается наша юридическая служба и составляется протокол об административной ответственности. Вызов на административную комиссию, как правило, стимулирует к активным действиям.

За два дня, отведенных по графику на ПТО дома №59 на проспекте Машерова, из 75 квартир необслуженной осталась 31 квартира. 

- Люди зачастую относятся к проведению планового техобслуживания безответственно: получить доступ в квартиры сложно, уведомления игнорируются. Соответственно, трудоемкость наших работ возрастает. Но в первую очередь от этого страдает безопасность самих жильцов: любая неисправность может стать причиной взрыва, – рассуждает Александр Савчук. – Если бы мы своевременно попадали в каждую квартиру, этот дом можно было бы в течение 2 дней полностью обслужить и вернуться к нему только через 5 лет. Хотелось бы обратиться к потребителям газа с просьбой соблюдать Правила пользования газом быту в части обеспечения доступа и своевременного технического обслуживания оборудования. 

Источник: Газета Заря
Автор: Алена САЦУТА