Четверо брестчан из музшколы №1 получили премии спецфонда Президента

24  Января 2019 г.  в 18:05 : Разное: обо всём понемногу

Награды специального фонда Президента по поддержке талантливой молодёжи — высокая оценка творческих достижений и стимул для развития. В этом году премией и материальной помощью фонда отметили учащихся первой музыкальной школы: Дениса Викторовича, Александра Якуша, Евгения Наварко и Доминику Пронскую.

Четверо брестчан из музшколы №1 получили премии спецфонда Президента

Мы встретились с ребятами и их педагогами и поинтересовались, что помогло им добиться высоких результатов. А также узнали, легко ли сегодня сохранить преемственность поколений, которой славится музыкальная школа № 1. 

Первыми моими собеседниками стали юный гитарист Денис Викторович и его педагог Валерия Карманчикова. Валерия Андреевна всегда была увлечена музыкой и со второго класса мечтала стать учителем. «В моей жизни не было ни одного дня, когда бы я с нежеланием шла в класс. Очень люблю свою работу и учеников. На своём месте я больше пятнадцати лет, и для меня это огромное счастье. Сегодня от некоторых преподавателей можно услышать, мол, дети испортились, интернет сделал их другими. Не хочу жаловаться на детей, ведь до сих пор среди них попадаются такие жемчужины! Вы не представляете, какое это удовольствие и радость знать, что сейчас именно этот мальчик или девочка откроет двери класса, и ты проведёшь ещё один урок. Это невероятные, космические чувства, когда ребёнок следует за тобой, верит тебе, трудится и достигает успехов. Хочется надеяться, что в жизни своих детей я сыграю такую же определяющую роль, какую сыграли мои учителя. Однажды мама моего выпускника сказала: «Вы, наверное, не знали, но вы были единственная безусловная территория принятия для моего сына. Если он всегда бунтовал против чего-то или кого-то, то на занятия по гитаре всегда шёл с радостью». Разве ради этого не стоит жить?» — рассказывает педагог. 

Общение на равных 

Денис третий год занимается у Валерии Карманчиковой, учится в четвёртом классе четырнадцатой школы. Почему мальчик выбрал гитару? Однажды он увидел в интернете видео, на котором играет гитарист. Ему очень понравились песня и исполнение, возникло сильное желание научиться играть на этом музыкальном инструменте. Родители его сразу же поддержали. Семья живёт на Вульке, и мальчик самостоятельно добирается до музшколы три дня в неделю: в понедельник ездит на сольфеджио, а во вторник и пятницу посещает занятия по гитаре. 

— Денис, как воспринял новость, что тебя отметили на республиканском уровне?

— Мне было очень приятно и радостно, захотелось заниматься больше и лучше. Моя учительница по гитаре добрая и строгая, мне очень нравится посещать её уроки. Она постоянно обновляет мой репертуар. Вот недавно познакомила с новым произведением «Ромерио», это весёлая и энергичная испанская композиция. Валерия Андреевна умеет воодушевить, она часто повторяет: «Ты мой герой», «Мы с тобой одна команда», «Я тебе доверяю». Приятно, что в меня верят, что со мной общаются на равных. 

Четверо брестчан из музшколы №1 получили премии спецфонда Президента

«Как-то мне сказали, что даю слишком взрослые произведения для маленького мальчика. Я возразила, сказав, что «Маленького принца» можно читать как в девять, так и в 35 и 45 лет. Надо позволять себе «врастать» в музыку. Он исполняет так чувственно и осознанно, проживает каждое музыкальное мгновение.
 
Что касается награды от специального фонда, то мы подавали документы в прошлом году, и нас много раз предупредили, чтобы особых надежд не питали, так как отмечают очень немногих. Мы делали своё дело, участвовали в различных конкурсах. Взяли второе место в престижном конкурсе «Ренессанс гитары», который проходил в Гомеле в апреле прошлого года. Представители судейства мне сказали, что Денис истинный музыкант, его органичность, присутствие в произведении покорили слушателей. Он, конечно, волнуется, но я всегда успокаиваю его тем, что мы не гонимся за названиями, мы просто играем. Достаточно, что я ночами не сплю перед конкурсами. Та апрельская победа и помогла нам оказаться в списке награждённых. Помню, как однажды завуч меня обнял, и я поняла, что случилось что-то знаковое. Было очень приятно и радостно», — продолжила разговор Валерия Андреевна. 

О музыке, о жизни 

У Дениса была мечта купить велосипед, но теперь мальчик мечтает о гитаре. Шестиструнная у него обычная, рабочая. Чтобы участвовать в конкурсах и звучать достойно, педагог давала ему свою, мастеровую гитару. «Обычно детям я не доверяю свой инструмент, но Денис такой герой, борец и лев, что заслужил это. Услышав, как звучит хороший инструмент, он оставил мечту о велосипеде и вот уже полтора года копит на качественную гитару. Когда к тебе в класс заходит ребёнок, который увлекается, ты стараешься, бьёшься изо всех сил. Учитель вдохновляет ученика, но и ученик вдохновляет учителя».

Четверо брестчан из музшколы №1 получили премии спецфонда Президента

Я ещё долго оставалась под впечатлением от разговора с Валерией и Денисом, меня подкупили их тёплые дружеские отношения, запомнились красивые слова педагога: «Я, конечно, учитель, но это совсем не значит, что я должна подавлять ребёнка своим авторитетом. Стараюсь стать для детей другом. Мы смеемся и разговариваем, они делятся своими секретами, спрашивают совета, мы рассуждаем о музыке, а через неё — о жизни. Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники становились добрее, сильнее, светлее после нашего общения». 

Способ самовыражения 

Затем я отправилась на встречу с гитаристами постарше — Евгением Наварко и Александром Якушем и их педагогом Дмитрием Борисюком. Евгения не раз отмечали на республиканском уровне. На мой вопрос, как началась дружба с гитарой, 

Женя рассказывает: «Я был неугомонным ребёнком, мне хотелось чем-то заняться, и я стал просить родителей, чтобы они меня отдали на какой-нибудь кружок. Никто из родных толком не помнит, как я попал в музыкальную школу, но помню, что долго выбирал между гитарой и фортепиано. Начиналось моё становление в музыкальной школе Пинска, где сумел мне привить любовь к музыке Юрий Дубновицкий. Когда мы переезжали в Брест, спросили у Юрия Андреевича, к кому идти заниматься, он посоветовал Дмитрия Борисюка. Окончив первую музшколу, я решил связать свою судьбу с музыкой и поступил в колледж. Сегодня учусь на втором курсе по специальности «Инструментальное исполнительство», направление — «Инструменты народного оркестра». 

Приятно было увидеть Евгения Наварко на «Январских музыкальных вечерах. «Я очень люблю музыку. Играть — моя будущая профессия. А ещё мне повезло с педагогами. Дмитрий Николаевич продолжает преподавать и в школе, и в колледже». 

Александр Якуш впервые был отмечен специальным фондом. «Меня мама отдала в семнадцатую школу, где под меня выбирали инструмент. После прослушивания сказали, что я могу играть на любом. Сначала выбрал валторну, но в школе не было класса по ней, и остановился на гитаре — тогда она считалась самым крутым инструментом. Моя первая учительница — Тамара Пантелеймонова, она и сейчас работает в школе. Музыка для меня — это способ самовыражения. Что касается исполнителей, то я стал фанатом итальянского гитариста Дезидерио, после того как побывал на его концерте. В его игре есть характер», — поделился молодой человек. 

Приятный бонус 

Их учитель Дмитрий Борисюк преподаёт в музыкальной школе десять лет. Что помогает ему сохранять энтузиазм? Почему он выбрал преподавание? 

«Я давно задаюсь этим вопросом, но так до конца и не смог на него ответить. Отчасти это какой-то азарт, с другой стороны, меня так воспитали, а ещё обидно за державу, за молодых людей: если с ними не работать, они так и останутся середнячком. Лелеял надежды на исполнительство, но так получилось, что пришёл в школу. Исполнительство угасло, а свои мечты стараюсь реализовать в учениках. Как учитель никогда не задумывался о каких-то регалиях, для меня это работа, и мы вместе с ребятами шагаем вперёд, добиваемся успехов. Все поощрения — не первостепенная наша задача, это приятный бонус. Хочу, чтобы мои ученики стали известными не только в республике, но и за рубежом», — говорит Дмитрий Борисюк. 

Я не могла не поинтересоваться у своего собеседника, как добиться успехов в музыке. «Нужна предрасположенность самих детей к этому виду искусства, чтобы у них были способности. Заниматься могут многие, а вот предрасположенность к музицированию — это данность. На мой взгляд, очень важна поддержка родителей, которые должны постоянно интересоваться успехами своего ребёнка. Важны терпение и труд». 

Конкурсный ребёнок 

Последними моими собеседниками были Доминика Пронская и её педагог по классу фортепиано Ольга Захарова. Доминика занимается в музыкальной школе с пяти лет. «Учусь играть на фортепиано четыре года. Когда мне сказали, что я отмечена на уровне республики, я поняла, что нужно заниматься больше, играть лучше, чтобы оправдать награду. Мои родители музыканты, поэтому с раннего детства я влюблена в музыку», — рассказывает девочка. 

Доминика мечтает стать известной пианисткой. Её любимые композиторы Лист, Бах и Бетховен. Она не раз становилась лауреатом многих музыкальных конкурсов: «Палескі агеньчык» в Дрогичине, «Музыки свет» в Минске, «Музыкальные искорки» в Клецке, в Лондоне была дипломантом I степени. Кстати, в первый раз на международный конкурс в Дрогичине, который устраивает известный белорусский композитор Юрий Блинов, Доминика поехала, когда ей было шесть лет, тогда она взяла диплом 3 степени, а в 2018 году стала лауреатом 2-й премии. 

«Когда Доминика пришла ко мне впервые, я сразу увидела, что девочка яркая, талантливая, — говорит Оксана Васильевна. — Она занимается танцами, ходит на вокал, везде успевает, но в приоритете у неё фортепиано. Доминика артистичная, трудолюбивая, в нужный момент может собраться, поэтому я сразу видела, что она конкурсный ребёнок». 

На стенах в кабинете, где занимается юная пианистка, многочисленные дипломы, завоёванные учащимися Оксаны Захаровой. Талантливые дети — гордость педагога: Мария Семанюк, Вера Бидзюра, Артём Цёсь, брат Доминики Святослав, Анна Адаменко и другие. «Любая победа приятна. Мы тщательно готовимся ко всем конкурсам и выступлениям. Талант ребёнка — это, безусловно, хорошо, но без поддержки педагога и родителей добиться хороших результатов практически невозможно. Яркий пример — Доминика. 

Главная задача педагога — разглядеть ребёнка сразу, чтобы к десяти-одиннадцати годам он мог показать высокий уровень исполнительского мастерства, потому что потом уже не успеешь. Когда видишь горящие глаза родителей, желание ребёнка, начинаешь усиленно работать. В прошлом году мы с детьми ездили на десять конкурсов, в этом также много планов. На конкурсы всегда приезжают сильные дети с серьёзными произведениями. Поэтому если ребёнок способный, нужно приложить максимум усилий для его становления», — считает Оксана Захарова. 

Источник: Брестский вестник
Автор: Елена РИМОШЕВСКАЯ