«Человек года» Людмила Денисевич: «Не имею права подводить людей»

10  Июня 2018 г.  в 11:36 : Здоровая нация, спорт

Директор вспомогательной школы Бреста в области образования удостоена почётного звания «Человек года».

«Человек года» Людмила Денисевич: «Не имею права подводить людей»

Автор фото: Алексей ГАНЧУК

Людмила Денисевич из числа тех руководителей, которые смотрят только вперёд, видят цель, принимают правильные решения и завершают своё дело успехом.
Этот человек знает жизнь вспомогательной школы изнутри, уважает своих коллег и умеет найти общий язык с воспитанниками и их родителями. Ведь в этом учреждении занимаются особенные дети и к ним нужен индивидуальный подход.

Она преподаёт здесь белорусский язык. Кроме того, является соавтором учебника по этому предмету для шестого и седьмого классов вспомогательных школ. А в ближайшее время такое пособие появится и для восьмого. Кстати, в прошлом году школа признана лучшей в стране среди вспомогательных школ.
О том, как удаётся ею управлять и создавать достойную репутацию, узнала корреспондент «БВ».

- Людмила Григорьевна, расскажите о себе. Как жизнь связала Вас со вспомогательной школой?

- Родом я из Ляховичского района, а оканчивала школу в Ивацевичском, так как переехала с родителями туда жить. В школьные годы мечтала стать юристом, а на момент поступления предпочтения изменились. Окончила нынешний БГПУ имени Максима Танка, где получила специальность «олигофренопедагогика и логопедия». Помню, мне больше всего нравилось работать с детьми, у которых нарушена речь, а моей подруге – с теми, кто отставал в интеллектуальном развитии. В итоге я давно работаю во вспомогательной школе, а она всю свою жизнь трудится логопедом.

С первых курсов нас основательно знакомили с будущей профессией. Каждую неделю мы ходили то в школу-интернат, то в дом инвалидов… Первое время, конечно, было очень сложно. Душа болела за детей. Со временем пришло осознание того, что нужно хоть что-то сделать, чтобы облегчить их состояние. На пятом курсе я уже работала в школе-интернате №8 города Минска. 

С дипломом на руках у меня было много предложений: остаться в столице, уехать работать в Мозырский педуниверситет… Но почему-то тянуло в Брест. Ещё до распределения я приехала сюда к подруге, а та отвела меня в отдел образования Ленинской администрации. Здесь сразу предложили рабочее место. Так моя трудовая деятельность началась в средней школе №18, где на то время было пять классов детей, отстающих в интеллектуальном развитии. Сначала я была учителем-дефектологом, а через два года стала заместителем директора по учебной работе с данной категорией учащихся. Прошло время, и классы стали числиться лишь филиалом школы, а затем и вовсе стали самостоятельным учреждением образования, которое я возглавила в 2003 году. 

- Сколько в школе воспитанников? И кто с ними работает?

- Было время, когда здесь занимались 70 детей, а сейчас – 126. И, наверное, это не предел. Если бы позволяли площади, то и учащихся становилось бы больше. У нас два отделения воспитанников: первое и второе. Они работают по специальной программе и по окончанию учёбы получают свидетельство о специальном образовании.

Коллектив школы небольшой, около пятидесяти человек. Здесь трудятся незаменимые педагоги. К примеру, учитель математики Инна Новосёлова, которая начинала работать с особенными детьми ещё в восемнадцатой школе. Каждую детскую судьбу она пропускает через себя. Это педагог от Бога. Она всегда полна идей и планов. Также учитель младших классов Валентина Мишук, преподаватель физической культуры и здоровья Людмила Гринько, которой всегда удаётся найти подход к родителям и привлечь их к различным спортивным состязаниям. Много талантливых специалистов. К примеру, театральные постановки Анастасии Шевкун, руководителя театральной студии «Жалейка», пользуются спросом у любого зрителя. Одним словом, наши сотрудники – это люди, умеющие сострадать и помогать, а другие, как правило, здесь надолго не задерживаются. 

- Доводилось ли Вам лично принимать участие в судьбе своих подопечных?

- Здесь участвуешь в жизни каждого ребёнка, даже того, кто растёт в благополучной семье и о котором заботятся родители. Очень часто они приходят за поддержкой или советом. 

С неблагополучными семьями работы, конечно, больше. Помню, одна из наших учениц долгое время вместе с мамой ютились у сестры. Мы пытались им помочь решить жилищный вопрос, и у нас получилось: они уже несколько лет живут в своей собственной квартире. Девушка окончила училище, устроилась на работу и вышла замуж.

Решать материальные вопросы помогают и спонсоры. Например, такой случай. Мама наших воспитанников, сама выросшая в интернате, не справлялась со своими обязанностями. Самостоятельно растить пятерых детей ей было сложно, они находились в плохих условиях. Мы обратились в благотворительный местный фонд «Новое поколение». Он и хлебокомбинат помогли купить для этой семьи кровати, матрасы, стиральную машину… 

Людям с особенностями сложно приспособиться к жизни. Поэтому очень важно, чтобы кто-то был рядом, указал на верный путь и вовремя поддержал. После окончания школы мы в течение двух лет в курсе всего того, что происходит с нашими детьми. Если надо помочь – помогаем, например, собираем документы, необходимые для оформления на работу или учёбу.

- Как часто приходится видеть результат своей работы и гордиться учениками?

- Я всё время ими горжусь. Ведь для них каждый день – это подвиг. Бывает то, что не выходило ещё вчера, получается сегодня. И это дорогого стоит. 
У нас учился мальчик, который играет на пяти музыкальных инструментах. И это благодаря родителям. Они вложили в него немало души, усилий и времени. 
Ещё один из наших выпускников остался работать в школе. Он – незаменимый человек, хотя вначале всё было не так гладко, у него многое не получалось. Всё разрешило время: у таких детей к окружающим условиям более длительная адаптация.

- Бывали случаи, когда у Вас опускались руки?

- Всего хватало, но, в основном, не по вине детей, а их родителей. Иногда делаешь всё для того, чтобы ребёнок остался в семье, а родители будто тебя не слышат. К сожалению, в таких случаях детей забирают в интернат. Одна наша ученица попала в такую ситуацию. Было очень жалко ребенка. Но даже из такой ситуации нашёлся выход: её забрала бабушка, сейчас они живут вместе. Ребёнок стал неузнаваемым: светлый, радостный и самое главное – любимый близким человеком. К сожалению, так бывает не всегда.

- Какие достижения своего труда Вы можете назвать ещё?

- После окончания аспирантуры я долгое время занималась вопросами социализации детей в плане профессиональной подготовки в 11 и 12 классах. Теперь они у нас есть. Здесь обучаются дети, которым в училищах будет сложнее адаптироваться, да и родители боятся их от себя отпускать. Мы постоянно пополняем свой ресурсный центр. Это методическая помощь не только нашим педагогам, но и коллегам из региона. За время работы накопилось много полезных наглядных пособий и материалов.

Главным достижением стало то, что в марте этого года трансграничный проект, подготовленный совместно с ассоциацией «Общий мир» (Бяла-Подляска), был высоко оценен. В нём мы отразили то, какой видим помощь детям с аутизмом и другими нарушениями развития. За эту работу наше учреждение получит около 400 тысяч евро. Мы планируем создать в школе ресурсный центр по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития. Закупим современное оборудование, обучим специалистов. К тому же у нас в шаговой доступности на улице Куйбышева появится ещё одно здание. После ремонта там откроются дополнительные классы, где будут получать коррекционную помощь не только дети вспомогательной школы, но и из других образовательных учреждений.

- Поделитесь секретами своего успеха?

- Когда я начинаю что-либо делать, то даже не задумываюсь об успехе. Главное, чтобы это было полезно и интересно. Понятное дело, что вспомогательную школу не сравнить с обычной гимназией, но очень хочется сделать всё для того, чтобы родители, приведя ребёнка к нам, через некоторое время увидели результат нашего труда. Немаловажно также внимание и поддержка со стороны местных властей, которую наше учреждение и я как руководитель ощущаю постоянно.

- Людмила Григорьевна, что для Вас значит звание «Человек года»?

- Это почётно и вместе с тем очень ответственно. Приятно, конечно, что мой труд оценили, значит, я работаю не зря. Хотя не раз задавала себе вопрос: почему именно я, ведь вокруг столько достойных людей? 

Я стала строго оценивать себя, часто повторяю, что обязана достойно выполнять свои обязанности, так как не имею права подводить людей, которые рядом со мной. Это повод работать ещё лучше, ставить перед собой новые цели и достигать их.
Источник: Брестский Вестник
Автор: Ольга КОВАЛЬСКАЯ