Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Ликбез от Телогрейкина: не препятствовать защите недостаточно, ГАИ должна предоставить возможности

6  Марта 2018 г.  в 13:40 : Разное: обо всём понемногу

Обычно после того, как инспектор обнаружил или выявил нарушение ПДД, ему нужно определиться, привлекать нарушителя к ответственности или ограничиться нравоучениями (профилактической беседой).

Ликбез от Телогрейкина: не препятствовать защите недостаточно, ГАИ должна предоставить возможности

фото - иллюстрация

Если инспектор решил составить протокол или вынести постановление, то есть начать административный процесс (ст.9.5 ПИКоАП), то перед этим действом он обязан ознакомить нарушителя с его правами и обязанностями. Инспектор дает водителю ознакомиться или зачитывает сам содержание ст.4.1 ПИКоАП. Заострим внимание на п.5 ч.1 данной статьи.

Статья 4.1 ПИКоАП. Права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс:

1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право:

5) иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания - с момента объявления ему об административном задержании.

Как видим, гражданин наделен правом на защиту. Классически всякое право гражданина порождает обязанность должностного лица либо содействовать реализации этого права, либо как минимум не препятствовать этому. Вот здесь и кроется частая ошибка инспекторов, которые удовлетворяются тем, что не препятствуют, и считают, что не обязаны содействовать. На практике это выглядит приблизительно так: водитель заявляет о желании иметь защитника при составлении протокола, а инспектор отказывается того ожидать. Дескать, хотите - приглашайте потом на рассмотрение, а на дороге мне некогда, я не обязан его ждать. Весьма сомнительное утверждение. 

Обратимся для начала к содержанию ст.62 Конституции.

Статья 62

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Как известно, все другие НПА в стране не могут противоречить конституционным нормам. Так, и в ПИКоАП это конституционное право на защиту отражено в ст.2.3 и ст.2.8 ПИКоАП, где первая касается всех участников административного процесса, а вторая - конкретно лиц, в отношении которых ведется процесс:

Статья 2.3. Обеспечение защиты прав и свобод

1. Суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса, создать установленные настоящим Кодексом условия для ее осуществления, своевременно принимать меры по удовлетворению их законных требований.

Статья 2.8. Обеспечение права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс

2. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязаны разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные настоящим Кодексом средства и способы для своей защиты.

Как видим, инспекторы заблуждаются - в соответствии с действующим законодательством им недостаточно просто не препятствовать, а нужно создавать условия и принимать меры для реализации права гражданина на защиту. Как минимум ожидать прибытия защитника к месту ведения процесса. Это не я придумал - так в законе написано. 

Все очень демократично, в духе реформизма, но вместе с тем наблюдается некая абсурдность ситуации. Просто представьте себе на мгновение, что по каждому протоколу (постановлению) гражданин начнет заявлять ходатайства об участии защитника. Что из этого получится? Формально инспектор должен сесть и ждать. Ну, может еще между делом тормозить проезжающих. Сколько времени ждать - нигде не прописано, не рекомендовано. А если на это уйдет больше трех часов? Дальше удерживать нарушителя запрещено, а продлевать срок задержания санкция статьи не позволяет. Получается, что ожидать - неэффективно работать. А мы ведь хотим видеть кипучую деятельность Госавтоинспекции. Не ожидать - сознательно нарушать закон. Но мы не хотим, чтобы ведомство использовало незаконные способы. К тому же нетрудно доказать в суде, что инспектор нарушил закон, а значит, может быть использована ч.3 ст.2.8 ПИКоАП:

Статья 2.8. Обеспечение права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс

3. Нарушение права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания.

Как быть? Не надо думать, что ситуацию может спасти некая инструкция, рожденная в недрах Управления ГАИ или МВД. Они при всем желании не вправе установить срок ожидания. Любая цифра будет противоречить требованиям ПИКоАП, похожая инструкция может быть лишь рекомендована. Значит, во избежание недоразумений поправку следует вносить в Кодекс. 

Для этого у нас существуют замечательные люди, представляющие законодательную власть. Есть вопрос по их части - нужно решать. Только куда стучаться, чтобы быть услышанными? Я знаю один способ - массово ставить инспекторов в неловкое положение вызовом защитника. Если тот не приедет, то гражданину все равно ничего за это не будет, зато рано или поздно инспекторы придут к руководству и скажут: решите вопрос, создайте нам условия для работы. И тогда механизм, может быть, скрипнет и провернет свои ржавые шестерни. Есть, наверное, и другие способы, но лично я результата от них не видел.

А мы тем временем продолжим. Следующий материал - о нестыковках в законодательстве, регулирующем сферу эвакуации транспортных средств. Спасибо за внимание!

Источник: ABW.BY
Автор: Василий ТЕЛОГРЕЙКИН