Многие уникальные белорусские обряды и фестивали не привлекают туристов из-за слабой инфраструктуры

26  Января 2018 г.  в 13:04 : Разное: обо всём понемногу

Нам, стране с богатым прошлым, есть что показать. И это касается не только памятников старины, но и нематериального наследия: самобытных древних обрядов и этнографических фестивалей. Но может ли глубинка удовлетворить высокие запросы иностранных путешественников?

Многие уникальные белорусские обряды и фестивали не привлекают туристов из-за слабой инфраструктуры

ФОТО ГАЛИНЫ ГАЩУК

В канун старого Нового года в деревне Лука Столинского района прошел уникальный праздник «Братская свеча». Небольшой населенный пункт в 10 с лишним километрах от райцентра собрал несколько сотен гостей. Музыка, песни, танцы с национальным колоритом и кульминация фестиваля — изготовление ритуальных свечей. Нагретый воск разминают руками и раскатывают на ровной поверхности. Приобщиться к древней традиции может любой желающий — правда, только мужского пола.

Ольга Пешко, заведующая клубом, рассказывает: «Братскую свечу» в Луке лепят еще с XVI века. Как зародился обряд, здесь уже не помнят, но суть остается прежней. Это — жертва церкви. Одна на все селение, потому и братская. По преданию, местные пчеловоды таким образом надеялись, что бог летом отблагодарит их труд щедрыми плодами, ибо здешние земли не очень плодородные.

Обряд примерил на себя одежду фестиваля, который теперь проходит раз в два года, в конце нулевых. Этот — шестой по счету. Организаторы внесли минимум корректировок. Теперь катают три свечи. На каждую уходит по 7 — 8 килограммов воска. Две отправились в православные храмы, а третья — в районное объединение людей с ограниченными возможностями. Кстати, председатель правления Столинского общественного центра поддержки молодых инвалидов Михаил Скребейко приложил немало усилий для возрождения и популяризации «Братской свечи»:

— Это делается не ради денег. Мы учимся жертвовать, а жертва — таинство. Важно сохранить то, что есть, и не испортить обряд массовыми гуляньями и какими–то нововведениями.

Многие уникальные белорусские обряды и фестивали не привлекают туристов из-за слабой инфраструктуры

Деревня Лука. Местные жители демонстрируют обряд катания свечи.
ФОТО НИНЫ ЛЕОНОВЕЦ.

Готов поспорить. Деревня, увы, не молодеет. Чтобы обряд не исчез, нужно привлекать внимание гостей — как наших, так и заграничных. Фестиваль должен выйти за рамки «местечковости». Но остановиться приезжему негде, хотя праздничная трапеза проходит тут как раз таки ночью. Днем выездной торговли нет. Удобства, как говорится, на улице, а дорога до Луки вся в ямах. Так что турист скорее оставит здесь подвеску автомобиля, чем какие–либо деньги.

Между тем Столинский район — кладезь аутентичных обрядов и народных гуляний. В Щедрый вечер в Давид–Городке отмечают праздник «Коники» — своеобразная вариация колядок. Летом в деревне Ремель проходит конный фестиваль. Раз в два года селение Ольманы собирает гостей на праздник клюквы, а деревня Городная — на международный пленэр гончаров. Ему уже 10 лет. Само действо совершенствуется, но многие вещи остаются неизменными: рваные «раны» дорог, отсутствие гостиницы (участники живут в местной школе, где и питаются), минимум сторонних развлечений.

И не скажешь, что власти не поддерживают народных традиций. Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Столинского райисполкома Василий Заруба приводит убедительные аргументы:

— Пленэр гончаров — это тысячи рублей. Половину спонсирует облисполком, половину — райисполком. «Коники» организовываем как за бюджетные средства, так и за счет внебюджета. Планируем вкладывать деньги и в «Братскую свечу». Но местные власти не могут взять на себя финансирование целиком по объективным причинам.

Как ни парадоксально, деньги на развитие и поддержку нематериального наследия дает Евросоюз. По словам Василия Зарубы, праздник клюквы в Ольманах на пару со столичным проектом выиграл грант в 12 тысяч евро. Эти деньги будут заложены в следующий фестиваль. А вот наш бизнес в глубинке пока еще к меценатству не готов...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Коржук, директор Брестского областного общественно–культурного центра:

Многие уникальные белорусские обряды и фестивали не привлекают туристов из-за слабой инфраструктуры

— На Брестчине есть множество обрядов и традиций, которые нужно не возрождать, а сохранять. Без материальных вложений этого не будет. Областные и районные власти деньги выделяют. На любой фестиваль нужно собрать коллективы из других районов, привезти, разместить, накормить. Это все немалые средства.

В первую очередь руководитель каждого района должен поддерживать национальную культуру, понимая, что это лицо страны. Но если говорить о перспективах наплыва иностранных туристов, то здесь, вероятно, необходима государственная программа по поддержке и возрождению объектов нематериального историко–культурного наследия. На уровне исполкомов определить точки на картах регионов, куда поедет турист. Когда наши учреждения традиционной культуры будут выглядеть так же, как ДК в агрогородках, а вокруг появится такая же инфраструктура, то и у туристов возникнет другое отношение.

Нюансы приграничья

На прошлом пленэре гончаров гости столкнулись с непредвиденными барьерами. Кто–то забыл оформить пропуска в погранзону, к которой относится Городная. Вопрос с пограничниками решили, но вечером в лагере гончаров началась проверка документов, что вызвало недовольство гостей. Заместитель председателя Столинского райисполкома Сергей Сидоревич констатирует, пограничная зона — территория особая, а потому, к примеру, в Городной бизнесмены не спешат открывать агроусадьбы, которые решили бы вопрос с размещением туристов. Есть и проблемы с посещением заказника «Ольманские болота», где проводится фестиваль клюквы. Иностранцы, желающие попасть на его территорию, должны заплатить за годовой «абонемент» 10 базовых величин. И не важно, едут они туда ради ежедневного промышленного сбора ягод или просто хотят раз в год отдохнуть на фестивале. А это вопросы, которые местные власти решить не в силах.