У магазинов шаговой доступности проблемы с качеством товара и сервисом

30  Ноября 2017 г.  в 11:06 : Тайный покупатель

Осенью госконтроль мониторил работу магазинов шаговой доступности в Бресте. Повторно. Нашли гнилые овощи и фрукты, просрочку, левый товар. Всего за один день продавцы отправили в утиль такого «добра» на несколько сотен рублей. Это при том, что мини–маркеты с приходом на рынок крупных торговых сетей и так теряют былую популярность. А ведь идея изначально хорошая. Однако есть явные проблемы с ее реализацией. Каковы перспективы у мелкой торговли? Чем нужно привлекать покупателя? Попробуем найти ответы.

У магазинов шаговой доступности проблемы с качеством товара и сервисом

Для начала с заведующим сектором Комитета госконтроля Брестской области Владимиром Белоусовым отправляюсь в рейд по торговым точкам. Берем на контроль павильон «Фруктовый уголок» в микрорайоне Граевка. Место бойкое. Рядом — административные здания коммунальных служб и крупный жилой массив. Первое, что бросается в глаза, — гнилые овощи и фрукты. Они не просто потеряли товарный вид, а стали уже опасными для здоровья.

У продавца Елены Рыбалко свой аргумент. Вся некондиция идет по уценке. Покупатель, мол, видит, что берет, но голосует рублем. Особенно пенсионеры. Аргумент так себе. Старушка, сэкономив на гнилом винограде, впоследствии может потратить на лечение в два раза больше.

Следом в корзину отправляются увядший зеленый лук, укроп, красный перец и домашняя квашеная капуста. Все неизвестного происхождения. Документов на них нет. Как и на вяленую рыбу, селедку, сушеные кальмары. В конце концов, продавец списала сомнительную продукцию на 261 рубль. Владимир Белоусов объясняет, что тот, кто стоит за прилавком, в первую очередь обязан соблюдать санитарные нормы и правила торговли:

— Предприниматель может где–то ездить, а она все время здесь. И на ней груз ответственности за условия хранения и качество товара. Именно продавец обязана требовать у владельца все документы, которые может попросить покупатель.

У магазинов шаговой доступности проблемы с качеством товара и сервисом

Владелец павильона Галина Зорич на наших глазах так и не появилась. Но по телефону с позицией контролера согласилась, а заодно рассказала о других проблемах своего бизнеса:

— Очень трудно найти хорошего продавца. Не хотят работать! В большей степени либо воруют, либо пьянствуют. Я борюсь за покупателя, стараюсь, чтобы в магазинах был порядок. Постоянно объясняю работникам, что и как нужно делать. А они не понимают.

У магазинов шаговой доступности проблемы с качеством товара и сервисом

Павильон, где мы были, уже закрыт. У Галины Зорич остался еще один. Предпринимательница сетует: еле–еле держится на плаву. И о развитии говорить не приходится:

— В крупных магазинах тоже есть некачественный товар. Но там совсем другие обороты, вал покупателей, которых обслуживает многочисленный персонал. Мне как предпринимателю больше трех человек в штат взять нельзя. Пробовала открыть ЧУП, но все сразу оказалось сложнее. Даже налог не смогла выплатить. Поработала 8 месяцев и вернулась к ИП. В ЧУП нужны большие вложения, чтобы развивать сеть магазинов. А когда у тебя один–два павильона, смысла в создании предприятия нет. Так и работаю. Ни назад — ни вперед.

Мини–маркеты выживают, как правило, за счет постоянных клиентов. Да и те берут там товары по мелочи. В основном молочку и хлебобулочную продукцию. Чуть больший оборот у тех, у кого в окрестностях нет альтернатив. Вот как у павильона в микрорайоне Киевка. Пока мы изучали его ассортимент, за час с лишним через него прошли с десять покупателей. И ни одной претензии. Хотя и тут не обошлось без проблем: просрочка, печенье и рыба из России без документов.

У магазинов шаговой доступности проблемы с качеством товара и сервисом

Чуть позже в КГК выяснили, что часть товара предпринимателю привезли нелегально. Хозяйка павильона Стелла Крук не отрицает — продавца обманули недобросовестные поставщики. Больше, говорит, такого не повторится. Но о закрытии точки пока речи не идет, хотя, продолжает собеседница, один раз уже планировала вешать замок. Когда неподалеку открылся продуктовый магазин. Благо он проработал недолго и серьезной конкуренции не создал.

А вот Леонид Ярмошик, директор магазина «Альянс» ОДО «Ярмошик–сервис», куда мы также нанесли визит, переживал по поводу проверок и мониторингов, которые, по его мнению, тормозят торговлю формальными придирками:

— Вот санстанция нашла осу в плафоне, заметила кусок отбитой плитки... Это же не нарушение товарного соседства, температурного режима или просрочка. А ведь с начала года у меня было уже несколько служб.

Впрочем, и эта точка во время нашего мониторинга «отличилась» испорченной плодоовощной продукцией и просроченной сыровяленой колбасой. Так что до моратория на ревизии, думаю, торговле пока еще далеко.

На грани закрытия

Проблемы, скорее всего, можно найти в любом магазине. Не обязательно маленьком. Более того, по словам председателя Брестского областного общества защиты прав потребителей Ирины Марковой, сетевики как раз грешат чаще:

— Примерно раз в полгода я делаю внутренний мониторинг разных торговых объектов. Для наших исследований. В крупных магазинах нарушений больше из–за внушительных оборотов. К нам поступают сведения о некачественном товаре как раз оттуда. Да и в интернете на виртуальных досках позора мини–маркеты не встречаются. Но торговые сети привлекают широким ассортиментом, сервисом, скидками, рекламой. То, что не делают маленькие магазинчики, пусть даже с товаром лучшего качества. Им тоже нужно крутиться по части маркетинга. Рекламировать свой товар хотя бы на входе, развивать сервис. Например, подносить пожилому покупателю товар к дому.


На этой же позиции стоит и госконтроль. Начальник управления КГК Брестской области Александр Пузик говорит о праве покупателя на качественное обслуживание:

— С начала года мы провели несколько мониторингов в таких магазинах. Помимо вопросов безопасности, есть и ущемления прав потребителей. Где–то не было контрольных весов, отсутствовали книги замечаний и предложений, очень часто на ценниках не указывают полную информацию о товаре. Часто наши покупатели закрывают на это глаза, а порой и не замечают проблем. Но есть понятие культуры обслуживания и потребления. Ее уровень нужно постоянно повышать.

И совсем не случайно в новых микрорайонах города старых железных ларьков уже не встретишь. Заместитель начальника главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Сергей Крачко относит такие точки к пережиткам 90–х:

— Магазины шаговой доступности бывают разные. По большей части проблемы есть у некоторых ИП, которые содержат маленькие павильончики, по сути, киоски. Эти пятачки постепенно уходят в историю. А пока что подобные формы торговли имеют право на жизнь. Мониторить их, конечно, нужно, но под каждым объектом мы человека не поставим. Кроме того, сейчас, в свете либерализации бизнеса, вся ответственность ложится именно на владельца. Но и спрос с него будет более высоким.