Одна из самых известных белорусских поп-рок-групп - «J_Морс» - в этом году празднует свой десятый день рождения. Отметить первую двузначную круглую дату музыканты решили, как и положено, на сцене, замыслив тур по городам Беларуси. Брест стал второй точкой на юбилейном маршруте «J_Морс». Перед концертом в Брестском ДК профсоюзов лидер группы Владимир Пугач рассказал, почему так долго записывался диск «Аквамарин», за что он не любит музыкальных критиков и чего не хватает его коллективу.
- Владимир, последний полноформатный диск «Аквамарин» «J_Морс» записывал достаточно долго. Связано ли это с уходом гитариста Романа Орлова?
- Да, связано. Это было сложное время для группы. Мы стояли на перепутье, не было сложившейся концепции альбома и плана, что делать дальше. Диск мог вообще не появиться. Но благодаря тому, что наш новый гитарист Паша (Павел Третьяк. - С.М.) очень быстро влился в коллектив, альбом мы все-таки записали.
Кстати, «Аквамарин» - не последний релиз «J_Морс». Недавно мы выпустили сборник лучших наших хитов «Морсианские хроники 2000-2010», а еще акустическую программу «Концерт в театре».
- Насколько часто, после того как песня или альбом записаны, вам нравится результат?
- То, что задумываешь, никогда не получается реализовать на 100 процентов. Если получается процентов на 80 – это уже успех, думаю. Например, на диске «Аквамарин» удачной я считаю песню «Мы станем». Хотя у слушателей и критиков мнение может быть совсем другим...
- Да, вот Олег Климов, в частности, отругал альбом «Аквамарин»...
- А кто такой Климов?
- Это бывший редактор «Музыкальной газеты». Сейчас – музыкальный критик...
- Так всем же невозможно угодить. Если настроен на всеобщую любовь, музыкой лучше не заниматься.
- А в свой адрес вы критику легко воспринимаете?
- К критике я отношусь положительно – но только к той, из которой можно сделать какие-то выводы и благодаря этому стать лучше. Но такой критики у нас минимум. Многие рецензии так написаны, что не дают никакого представления об альбоме или артисте. Да журналист часто и не ставит такой цели. Зато пытается показать, как здорово он умеет складывать слова и предложения. Я по пальцам одной руки могу перечислить музыкальных журналистов, которые реально пишут об альбомах или музыкальных событиях, а не занимаются самолюбованием.
- Чьи же рецензии вам нравятся?
- Мне лично интересно читать рецензии Татьяны Замировской. Притом, что она далеко не всегда нас хвалит.
- Следите ли за новостями, происходящими в мире? Какие из последних событий запомнились больше всего?
- Новости каждый день читаю в Интернете. Телевизора у меня нет, причем очень давно. Слишком много ненужной информации показывают по «ящику»... Что запомнилось? Да, наверное, то, что и всем: извержение вулкана в Исландии, а еще события в Киргизии.
- А если говорить о музыкальных или о кинособытиях?
- Ну, в этом году меня ничего особо не зацепило. Возможно, удивил бы концерт «Rammstein», но я на него не попал, к сожалению. Говорят, там было здорово. Что касается фильмов – понравился последний фильм Ларса фон Триера «Антихрист». Мрачное такое кино.
- Насколько часто у вас получается бывать на родине – в Пинске?
- Не так часто, как хотелось бы. Но если приезжаю, навещаю родителей и друзей, которые там у меня остались.
- «J_Морс» - это группа или проект Владимира Пугача?
- Начиналось все как проект, но сейчас, похоже, мы стали группой. Слишком долго играем вместе (смеется). А когда люди долго вместе играют, они притираются, знают, от кого чего ждать, кто на что способен. Учатся друг друга слушать. Вот так проект и становится группой.
Но в то же время для меня группа – не семья. У меня западный подход к этому понятию. Музыкальный коллектив – это люди, которые занимаются одним делом, но при этом они могут не ходить друг другу в гости и вообще не общаться вне репетиций или концертов. И так должно быть, на мой взгляд. Музыканты должны напитываться какими-то эмоциями не вместе, а по отдельности. Тогда каждый из них принесет в группу что-то свое и тогда творчество будет более ярким и разнообразным.
- С Романом Орловым какие-то отношения поддерживаете?
- Да, конечно. Недавно он меня пригласил в свой новый альтернативный проект, который называется «У» нескладовае». Там участвуют разные вокалисты, а он играет на гитаре. На днях будет презентация этого проекта, но я, к сожалению, там не смогу быть – у меня телевизионные съемки.
- Какова судьба альбома танцевальных ремиксов, который вы отправляли в Москву?
- А-а-а, песенки? Ну покрутились там на радио, и слава Богу. Может, мне даже авторские какие-то придут...
- А в Беларуси следите за продажами своих дисков?
- За продажами я не слежу. У нас схема работы с лейблами такова – они мне дают деньги, а я им – права на выпуск неограниченного числа копий. То есть, если им потом нужно «допечатать» тираж дисков, у меня разрешения уже не спрашивают. Мне достаются авторские - 12 процентов от себестоимости диска.
- Кризис как-то сказался на группе «J_Морс»?
- А у нас и до кризиса не так все хорошо шло, чтобы почувствовать разницу (смеется).
- Ну, возможно, количество корпоративов уменьшилось...
- Да они практически исчезли! Отчасти этому «помог» кризис, отчасти и сами фирмы поняли, что можно обходиться и без пышных корпоративных вечеринок с приглашением известных музыкантов. Но, в принципе, нас это не сильно волнует, поскольку такие выступления нашим основным заработком не были.
- Помните вашу самую первую песню?
- Да, конечно. Мне было 13 или 14 лет, песенка называлась «Дождь». В одном из моих блокнотиков где-то даже сохранился текст. А музыку я написал на таком нехитром клавишном приборе с программируемыми ударными. Конечно, в репертуар «J_Морс» она не попала (смеется).
- В одном из недавних интервью вы признались, что музыка «J_Морс» в чем-то себя исчерпала и пора искать какие-то новые идеи. В каком же направлении думаете идти?
- Я думаю, нам нужно больше позитива и легкости. Это все возраст. Чем старше становишься, тем больше тянет к простым вещам. Перестаешь пытаться доказывать, что ты серьезный человек. И появляется легкость в общении с миром. Во всяком случае, у меня все происходит именно так.
Сергей МАГДЫСЮК