Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

«Что не так с архитектурным памятником? На пороге переворота»

20  Января 2017 г.  в 13:05 : Недвижимость

19 января на территории «Пространства КХ» состоялась лекция Степана Сурейко (доктор гуманитарных наук, культурный антрополог, преподаватель Европейского Гуманитарного Университета в Вильнюсе) «Что не так с архитектурным памятником? На пороге переворота».

«Что не так с архитектурным памятником? На пороге переворота»

Сначала – о лекторе. Увлеченный и эрудированный человек увлекает за собой аудиторию. Полтора часа пролетели незаметно. Наверное, самым точным знаком того, что лекция была интересной и полезной, стали несколько длинных мгновений тишины, во время которых слушатели осознали, что пришло время определить и – возможно - высказать свое мнение о точке зрения автора. Общим решением стали аплодисменты. Некоторые назвали лекцию «провокационной», но требующей конструктивного диалога между обществом и властью по вопросам определения и применения инструментария, определяющего понятия «наследие» и «памятник».

«Что не так с архитектурным памятником? На пороге переворота»

Что есть памятник? Сохранившиеся старые камни? Целые кварталы или отдельные элементы городской застройки? Считать ли национальным наследием современное здание (новодел), построенное по старинным чертежам? Является ли памятником средневековый храм, отреставрированный газосиликатными блоками? Чьим наследием является белорусская деревянная синагога: разобранная, вывезенная и восстановленная на новом месте, в Польше? Что важнее: построить амбулаторию для жителей города или восстановить старинный замок? Что в падающей Пизанской башне главное – ее архитектура или продолжающееся веками «падение»?

Имеют ли право на существование многочисленные копии Эйфелевой башни и других архитектурных объектов мирового значения? Что первично – восстановление крыши Комаровского рынка в Минске или купола старинной церкви? К какому историческому периоду отнести Кёльнский собор, который строили шесть веков? Нужно ли превращать дворцовый ансамбль в районном центре в театр, куда не пойдут зрители? На какие средства будет существовать музей в глубинке?

И что более рационально и оправданно – сохранить в Бресте колонию Варбурга, как памятник истории и деревянного зодчества или переселить людей в современное жилье и обеспечить микрорайон продовольственным магазином, а студентов – жильем рядом с университетом?

И еще один важный вопрос. Кто и как должен отвечать за принятое и приведенное в исполнение решение о сохранении либо разрушении исторического наследия?

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Не все те, кто собрался на лекцию на «Просторе КХ», решился прямо высказать свою точку зрения. Но те, кто говорил и кто молчаливо соглашался, понимали, что надо широко и гласно обсуждать поставленные вопросы, искать компромиссы и принимать на себя ответственность по сохранению и содержанию национального достояния.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Татьяна Мухоровская
Виртуальный Брест