Мастерица из Бреста: "Это не куклы – это мои модели"

29  Октября 2016 г.  в 10:26 : Благотворительность

В 7 лет у Елены Таранко, а тогда Леночки Соколовой, появилась мечта – стать модельером. Ее тетя, сама увлекавшаяся шитьем, делала ей выкройки платьев, дарила лоскуты материи и даже разрешала строчить на своей швейной машинке. Любимая немецкая кукла юной рукодельницы была первой модницей среди кукол подружек, а сама Лена пользовалась репутацией «придворной модистки».

Мастерица из Бреста: "Это не куклы – это мои модели"

В школе на уроках труда, когда одноклассницы корпели над «типовым плечевым изделием», Лена шила блузку по выкройкам из журнала мод. Не ради оценки, а чтобы самой можно было носить. Поэтому и материал подбирался дорогой, дефицитный в ту пору – искусственный шелк и количество всевозможных защипов, оборок, складок с прострочками на ее изделии было невероятным. Преподаватель труда, увидев готовую блузку, сетовал, что не может поставить оценку выше пяти баллов, и пророчил ей карьеру модельера-конструктора.

Елена, которая, кроме шитья, любила и математику, побеждала во всех городских олимпиадах, поступила в технический вуз на специальность, совершенно далекую от мира мод. 

– Наверное, слишком критически оценила себя. Я совершенно не умела рисовать. Чертить – да, а вот эскизы платьев, которые создавало воображение, почему-то никак не хотели ложиться на бумагу, – вспоминает Елена. – Окончила институт, стала инженером. Потом замужество, семья, дети… Так как-то незаметно и отстала детская мечта на два десятка лет.

Но не зря говорят, что ничего не бывает в нашей жизни случайно. Шесть лет назад Елена Таранко купила племяннице в подарок дорогую красивую куклу. Да такую, что самой понравилась. Решила узнать через интернет побольше о фирме-производителе и нашла форум, где обмениваются опытом, фотографиями, где общаются люди, увлекающиеся вязанием крючком платьев… для кукол.

Глядя на творения чужих рук, Елена вспомнила бабушкины уроки вязания и решила тоже попробовать. Купила несколько кукол-моделей, придумала им образы, связала платья, не побоялась открыть на форуме тему и выставить фотографии своих работ. 

- Меня сначала заинтересовали исторические костюмы, и я решила собрать коллекцию моделей костюмов прошлых веков, вязанных крючком. Их еще называют парадизы. Вязала по переводам описаний моделей из каталога взятых на сайте Кимберли. Для пробы пера взяла модель «Скарлетт – красавица из Атланты», потом была «Леди в красном», «Танцовщица Фламенко». Начинала с нуля. Освоив технику вязания крючком, мне захотелось попробовать и вязание с бисером, потом технику сцепного гипюрного кружева или так называемого ирландского. 

Мастерица из Бреста: "Это не куклы – это мои модели" Мастерица из Бреста: "Это не куклы – это мои модели"

Первыми ценителями ее творчества были муж и сыновья. Положительные отзывы посетителей интернет-форума также не заставили себя ждать и вдохновили на очередные работы.

Причем мастерица из Бреста, как будто наверстывая упущенное, почти сразу стала признанным авторитетом среди единомышленников по увлечению. 

Примерно через год после первых работ, Елена Таранко приняла участие в творческом конкурсе на одном из тематических сайтов. Нужно было создать и представить фантазийный наряд Хозяйки Медной горы по мотивам сказов П. П. ова. Среди 35 заявленных на конкурс нарядов ее работа «Уральские самоцветы» заняла первое место. 

На следующий год Елена приняла участие в необычном конкурсе, который назывался «Двенадцать». Длился он целых 12 месяцев! Каждый участник должен был сделать и представить по 12 работ на выбранную тему. По одному образу в месяц. Победитель выбирался голосованием зарегистрированных пользователей. Елена выбрала тему «12 сказочных особ», создала двенадцать работ и, как говорится, одержала убедительную победу. 

- Для меня они не игрушки, - так говорит Елена о своих куклах, - а самые настоящие арт-модели. Все начинается с идеи будущего платья, и я обычно подбираю под него модель, но иногда внешность куклы диктует мне новые идеи. И тогда уже в ходе работы что-то меняется в платье, что-то может поменяться в кукле. Так получается образ, за создание которого оценки ставятся и мастеру, и модели. 

Мастерица из Бреста: "Это не куклы – это мои модели" Мастерица из Бреста: "Это не куклы – это мои модели"

- Материал покупаю в магазинах тканей, если получается – на швейных ярмарках, в интернете. Иногда покупаю ткань, даже не зная, на что она пойдет – просто нравится. Бывает, насобираю лоскутов, достану и начинаю между собой тасовать – смотреть, как они между собой сочетаются. Бывает, что рисунок на ткани подсказывает будущий образ работы. Так было в работах над «Коломбиной» и «Арлекиной», «Шахматной королевой». Кружева иногда покупаю в магазине для рукоделия. Я, конечно, представляю, как их делать, и могу сделать сама, но готовые экономят время. А то наряд и так не быстро вяжется... На аксессуары идут птичьи перья, детали бижутерии, детских игрушек, сувениров, часов. Вообще люблю экспериментировать. Например, наряд а-ля Мария Медичи сшила из трех видов жаккардовой тесьмы, а для юбки с фижмами использовала, конечно, не тростник и китовый ус, а всего лишь двухжильный телефонный кабель. Мужской костюм а-ля Генрих IV сшила из четырех видов жаккардовой тесьмы, атласной ленты, гофрированной тесьмы, органзы. Даже обувь своим моделям шила сама. Благодаря этому увлечению я научилась вязать, плести бисер, фотографировать, если надо будет к моему костюму сделать рыцарские латы, то, думаю, и это дело освою.

Как истинный дизайнер в качестве эксперимента Елена Таранко пробует совместить в своих работах на первый взгляд несовместимое – например, викторианский стиль и панк, а из бумажного кофейного стаканчика сотворить ступу для Бабы Яги, из старого ночника – избушку на курьих ножках. 

На создание одного платья у Елены уходит от 2-3 недель до нескольких месяцев работы. Творит в основном в свободное от семейных забот время, по вечерам. Успевает еще и в интернете с единомышленниками пообщаться, и информацию об истории того или иного костюма литературу почитать. 

- Эскизов как таковых я не делаю, потому что я так и не научилась рисовать, - улыбается мастер. – Всё держу в голове. Мои наброски на бумаге напоминают скорее схемы, чем эскизы. На них я помечаю какие детали, элементы, тона буду использовать. Наверное, сказывается все-таки техническое образование. Читаю много по истории костюма, моды. Хотя я не делаю точных копий костюма, это, скорее, стилизация, но стараюсь шить их по правилам. Если это русский народный женский костюм, то по всем правилам и традициям обязательно должна быть душегрейка, сарафан, кокошник. Кокошник девушки – открытый, замужней женщины – закрытый. Когда делала Шамаханскую царицу, читала о восточном костюме, костюм Марии Медичи – о моде XVII века. Еще меня вдохновляют хорошие иллюстрации к книгам. Вдохновляюсь и хочется сделать следующую работу еще лучше.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Идей и задумок у мастерицы много. В планах – выставки работ в детской библиотеке имени А.С. Пушкина, областном краеведческом музее, участие в новых конкурсах, создание выставочной галереи-музея кукол. 

Источник: Газета Заря
Автор: Олег ГРЕБЕННИКОВ