Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

22  Сентября 2016 г.  в 21:45 : Граница, таможня, пограничники

Пункт пропуска "Брест" в этом году принял на себя двойную нагрузку - с закрытием в июле ПП "Домачево" количество пересекающих границу здесь выросло. С 1 сентября в связи с окончанием сезона отпусков ожидалось уменьшение числа желающих пересечь границу, но в законодательстве произошли изменения - был отменен указ "раз в 8 дней", а в пункте пропуска "Брест" заработала новая система пропуска. Все это спровоцировало рост очередей и создало в начале месяца напряженную ситуацию. Корреспондент ABW.BY побывала на белорусско-польской границе и узнала, за счет кого выросла очередь и как люди относятся к новой системе.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

1 сентября мы посетили пункт пропуска "Каменный Лог" на белорусско-литовской границе. Как пояснили тогда сотрудники приграничного сервиса, снятие ограничений нисколько не повлияло на количество желающих пересечь границу и не создало очереди. Выяснилось также, что на это отчасти повлияло ограничение с литовской стороны. Если гражданин любой из стран пересекает на автомобиле границу больше трех раз в месяц, четвертый и каждый следующий раз он обязан будет задекларировать все, что везет с собой: топливо, технику, даже распечатанные пачки сигарет. 

А вот из пункта пропуска "Брест" с начала сентября, наоборот, поступали тревожные вести: количество желающих пересечь границу с 1 сентября выросло в два раза, очередь в один из дней протянулась до ворот Брестской крепости. Неужели белорусы начали вывозить топливо в Польшу? ABW.BY решил разобраться в ситуации на белорусско-польской границе.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Пересекаем границу по-новому

В ПП "Брест" мы прибыли в будний день около 13.00. Огромной очереди, о которой писали две недели назад, нет. Наоборот, проезжая часть на подъезде к границе абсолютно пустая.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Расположение въезда в приграничную зону не изменилось. Если ехать из Бреста до павильонов со страховыми услугами, водитель увидит шлагбаумы, которые предназначены для автобусов, пересекающих границу в этом пункте пропуска. Для них всегда работал отдельный въезд, чтобы они не мешали легковым автомобилям.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Чтобы попасть в зону пункта пропуска для легковых автомобилей, возле шлагбаумов нужно повернуть направо. Здесь водители увидят две таблички: первая указывает местонахождение въезда на стоянку для тех, кто зарегистрировался платно, вторая показывает место, где водитель должен повернуть, чтобы попасть в накопитель для бесплатного проезда. 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Воспользоваться услугой платного бронирования водитель может не менее чем за три часа до предполагаемого прибытия в пункт пропуска. Для этого он должен заполнить форму на сайте belarusborder.by, указав свои данные и данные транспортного средства, на котором будет пересекать границу. Максимальное время, за которое можно зарегистрироваться для пересечения границы, - три месяца. 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

"В работе системы есть несколько нюансов, которые стоит учесть водителям, - поясняетдиректор КУП "Приграничный сервис" Виктор Рясный. - Во-первых, нельзя опаздывать на регистрацию. Если водитель выбирает интервал, например, с 10 до 11 часов, то на стоянке он должен быть уже в 9.45-9.50, так как "номер" его автомобиля на табло высветится уже в это время. Если человек опаздывает на регистрацию, его бронь отменяется без возврата денежных средств. В этом случае придется или становиться в общую очередь, или регистрироваться еще раз на сайте и ждать на границе еще три часа. Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание: указанный при регистрации интервал времени - это не то время, за которое автомобиль пройдет границу, а время, в течение которого он должен заехать в пункт пропуска. Во время проведения таможенных процедур могут возникнуть разные ситуации, в том числе может потребоваться дополнительный досмотр автомобиля, заполнение таможенной декларации. Также в случае использования услуги платного бронирования существует ограничение - на один интервал времени не должно регистрироваться больше 15 машин. Во избежание конфликтных ситуаций стоит обратить внимание на эти моменты".

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Как говорят сотрудники приграничного сервиса, если водитель ошибется и, зарегистрировавшись по платному бронированию, встанет в общую очередь, он сможет пройти границу и там - технически система это позволяет. 

"Услугой платного бронирования пользуется с каждым днем все больше людей. По нашим данным, за 15 дней сентября по платному въезду границу пересекло 1088 машин: в первые сутки было 16 автомобилей, во вторые - уже 170. В целом мы наблюдаем рост количества пересекающих границу на автомобиле примерно в два раза, электронное бронирование очереди набирает обороты", - рассказывает Виктор Рясный.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

На парковку периодически приезжают машины, водители которых забронировали время через интернет. В основном они стоят на парковке не больше 10 минут - водители, как и положено, приезжают заранее, дожидаются своего номера на электронном табло и проезжают в зону таможенного оформления.

"Первый раз пользуемся данной системой, всем довольны,- делятся впечатлениями супруги Максим и Анастасия. - Едем из Минска, зарегистрировались перед выездом через интернет. Пока всем довольны - очень быстро, удобно и доступно. Посмотрим, как будет в самом пункте пропуска. В будущем по возможности будем регистрироваться через сайт, потому что стоять в общей очереди не хочется, в свое время уже настоялись. А 210 тысяч рублей не такая уж большая сумма, когда ты точно знаешь, к какому времени окажешься в пункте пропуска и что не будешь 5-6 часов стоять в очереди". 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Перед накопителем, где собираются автомобили, которые пересекают границу по живой очереди, машин нет. Но это середина рабочего дня - на границе затишье. По словам сотрудников приграничного сервиса, предсказать, когда появится очередь, выходящая за пределы зоны ожидания, невозможно. 

"Водители заезжают под шлагбаум, регистрируют госномер автомобиля и становятся в очередь, - поясняет Виктор Рясный. - Затем дожидаются, пока на табло появится "номер" их автомобиля, и проезжают в пункт пропуска". 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

В целом, по его мнению, введение электронной очереди положительно повлияло на порядок в пункте пропуска: "Это совсем не то, что было раньше. Раньше объезжали очередь по газонам, пропускали друг друга вперед, были конфликты. Сейчас система исключает подобные действия. Если ты уже заехал, то стоишь и дожидаешься, когда твой "номер" покажется на мониторе. Большинство людей довольно, что в очереди наконец-то порядок".

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Чтобы люди не стояли "очередь в очередь", не раз предлагалось увеличить накопитель. По словам Виктора Рясного, этот вопрос обсуждается: "Как видите, очередь у нас не постоянная, она образуется наплывами. Например, в воскресенье очереди обычно нет, а в пятницу вечером будет большая. Собираются очереди и в будние дни. Мы надеемся, что поток уменьшится с началом работы пункта пропуска "Домачево". Когда вводили систему, в этом пункте пропуска ничего не строили - парковки здесь были уже давно, мы лишь использовали то, что было. Конечно, если бы увеличить накопитель хотя бы в два раза, думаю, было бы лучше. И конечно, мы планируем перенести камеру из пункта пропуска в зону накопителя, чтобы люди могли видеть реальную очередь в режиме онлайн". 

В общей очереди есть автомобили с белорусскими и польскими "номерами". Есть те, кто не воспользовался электронной очередью и жалеет об этом.

"Мы едем на отдых, - рассказывают супруги Александр и Валентина. - Стоим уже минут пятнадцать, сколько еще стоять - не знаем. Жалеем, что не воспользовались регистрацией через интернет. К отмене ограничений раз в 8 дней относимся скорее негативно - сами за границу ездим не чаще раза в три месяца, а из-за этой отмены теперь приходится стоять в очередях".

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

После того как "номер" автомобиля появляется на табло и он въезжает в пункт пропуска, водитель, как и раньше, выбирает "красный" или "зеленый" коридор в зависимости от того, что он везет через границу и нужно ли заполнять таможенную декларацию. Здесь потоки сливаются - разницы между оплатившими проезд и стоявшими в живой очереди нет. Получается, водитель платит только за то, чтобы не стоять в очереди перед накопителем, обычно от 1 до 4 часов, но может быть больше в зависимости от количества людей и времени суток. После таможенного контроля автомобиль выезжает из пункта пропуска и въезжает в Польшу. Теперь время пересечения границы будет зависеть от скорости работы польских служб. 

"За 16 дней августа этого года в нашем пункте пропуска в республику въехало 24.000 транспортных средств, выехало 23.500, - рассказывает начальник таможенного поста "Варшавский мост" Николай Яроцкий. - В сентябре за 16 дней произошло увеличение потока транспортных средств, пересекающих границу: на въезд за 16 дней проследовало порядка 27.000 транспортных средств, на выезд - 27.300. Как видим, в текущем месяце произошло увеличение количества на 3000-4000 транспортных средств. Пока сложно сказать, связано ли это с отменой 753-го указа. Окончательные выводы можно будет сделать через несколько месяцев работы. Опять же у нас еще не открыт после ремонта пункт пропуска "Домачево", люди, которые пересекали границу там, вынуждены ездить к нам. Когда его откроют, ожидаем, что и у нас количество людей снизится". 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Из пункта пропуска обратно в Беларусь мы выходим около 15.30. В это время на границе начинает собираться очередь, ее "хвост" выходит на проезжую часть и скрывается за перекрестком.

Как отметили сотрудники приграничного сервиса, изменились правила внеочередного проезда границы. Если раньше право на это имели водители, в автомобилях которых находились дети до трех лет, то с введением электронной очереди они это право утратили. Теперь право на внеочередной проезд имеют лица, следующие по документам о смерти или тяжелом заболевании близких родственников, граждане Республики Беларусь, направляемые Министерством здравоохранения на лечение или консультацию за пределы Республики Беларусь, физические лица, следующие по удостоверениям инвалида Отечественной войны, участника войны, инвалида I группы, организованные группы детей, следующие за границу на оздоровление и лечение, автобусы, выполняющие перевозки пассажиров в регулярном сообщении, и др. 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Кто же создает очереди? 

На находящейся рядом с пунктом пропуска заправке "Белнефтехим" пусто в течение всего дня - заправляется одна-две машины. 

"Нет никакого ажиотажа, - уверяют нас работники заправки. - Вот три года назад, когда это ограничение на въезд вводили, к нам не успевали бензин привозить - сразу все разметали. А сейчас пусто. Оно и понятно: у нас солярка стоит 2,50 на польские злотые, у них - около 3. Но если человек работает в сельском хозяйстве, ему солярка достается со скидкой, ее стоимость выходит около 2,50, то есть цена примерно равна нашей. Конечно, все: и белорусы, и поляки, выезжающие из Беларуси, - стараются заправляться именно у нас - все же цена привлекает. Но на продажу топливо никто не возит".

Как мы писали в предыдущем материале, многие европейцы жалуются на качество белорусского топлива. Как рассказали нам в очереди, поляки брали белорусский бензин только из-за цены. Сейчас, когда цены сравнялись, они предпочитают европейский. Да и белорусам возить топливо стало невыгодно: у нас его стоимость колеблется в пределах 0,54-0,59 евро, в Польше - 0,98-1,10 евро. 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Сергей, житель Бреста: "Сейчас на топливе зарабатывать никто не будет - нет выгоды. Ведь нужно найти покупателей, отвезти им, а это лишние траты времени. Да и по стоимости выгоды практически не будет. Я думаю, никто не станет за эти копейки возиться. А вот сигареты, слышал, возят. Их там сбыть легко. Несколько раз на поезде в Польшу ездил, так даже на вокзале спрашивали, не продаю ли сигареты".

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

По словам сотрудников приграничного сервиса, рост очередей произошел в основном за счет местных жителей, которые стали ездить в Польшу чаще, некоторые делают это каждый день и даже по 4 раза на день. 

"Автомобили, которые работают на газовом оборудовании, с пустым бензобаком могут пересекать границу без ограничений, а бензиновые и дизельные автомобили могут ездить не чаще одного раза в сутки. Причина в том, что с польской стороны действует такое ограничение на въезд", - рассказали сотрудники приграничного сервиса.

Действительно, при наблюдении за очередью создается впечатление, что ездят одни и те же люди: большинство водителей, которые ожидают своей очереди в накопителе, хорошо знают друг друга, обращаются по имени, обсуждают какие-то общие темы.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

"С одной стороны, системой доволен, с другой - нет, - делится впечатлением Анатолий, один из стоящих в очереди водителей. - Границу по этой системе пересекаю не первый раз. Скорость, с которой идет очередь, зависит от того, с какой скоростью работают сотрудники в пункте пропуска. Когда едешь из Польши, много времени занимает досмотр с нашей стороны, когда едешь туда - дольше работают поляки. Платным въездом пользоваться нет смысла, так как очередь здесь сейчас небольшая, экономия времени будет не больше 40 минут, а там нужно регистрироваться и еще три часа ждать. Россиянам или минчанам с регистрацией удобнее, а для местных лучше будет бесплатный вариант. Если бы можно было заплатить и ехать сразу, а не ждать три часа, может, и воспользовался бы платной очередью, а так я за это время уже в Польше буду. Вообще к введению электронной очереди отношусь положительно - после заезда в накопитель ждать не так долго, уже точно знаешь, что никто перед тобой не влезет. Тут же, видите, все друг друга знают, все друзья, кто-то кому-то очередь придержал. Кто приезжает первый раз, тому дико на это смотреть".

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Много в очереди и машин с польскими "номерами".

"Стоим здесь около часа, это не много и не мало, - рассказывает полька Малгожата. - Ездим в Беларусь 5-6 раз в месяц - зависит от того, как дорога, от очередей. С 1-го числа стало лучше проходить границу, быстрее". 

По словам людей в очереди, в Польше лучше покупать все: и одежду, и продукты, и технику. Там и качество выше, и цены ниже. Но ведь у нас на ввоз товаров из Европы действуют жесткие ограничения: если человек пересекает границу чаще раза в квартал, он не может ввезти товар стоимостью свыше 300 евро и весом более 20 кг. К тому же не чаще одного раза в три года можно ввозить ноутбуки и другую технику, а также мебель и всякие домашние приспособления, например, душевые кабины и прочее.

"У нас, если нужна техника, ее покупают через других - нужно просто найти человека, который не был три месяца в Европе или визу первый раз делает", - делится секретами мужчина в очереди.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

На въезде в Беларусь много автобусов. Некоторые жители Бреста, Кобрина, Жабинки ездят в Польшу почти как минчане в супермаркет - 2-4 раза в месяц. И закупаются по полной: средства для мытья посуды, стиральные порошки, чай, шоколад. На границе транспорт и пассажиров тщательно досматривают. Все выходят из автобуса и показывают сотрудникам таможни сумки. Билет на автобус из Бреста до Тересполя стоит всего 6 долларов в одну сторону, конечно, необходимо сделать визу. Но даже со всеми этими тратами, как говорят люди, выходит дешевле.

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

"Мясо мы не везем - свинину перевозить через границу нельзя, а польская колбаса не внушает доверия, - отвечает на наш вопрос о том, что везет из-за границы, брестчанин Андрей. - Что касается бытовой техники, то сейчас ввели ограничение раз в три года, много уже не навозишь. Мы ездим в Польшу за покупками примерно раз в две недели, потому что там многое дешевле. Вот смотрите: у нас самый дешевый сублимированный кофе стоит около 10 рублей, там - 4 рубля 50 копеек, у нас кофе Dallmayr - 15 рублей, у них - около 7 рублей на наши деньги. Там почти все в два раза дешевле, чем у нас".

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Как говорят в очереди, с отменой ограничений стало лучше. Не нужно подгадывать, когда можно ехать, а когда нельзя, - можно ездить за покупками хоть каждые выходные. Если подумать, на тех же продуктах при разнице в стоимости почти в два раза можно заработать не хуже, чем на топливе и сигаретах. Даже в Минске в переходах можно встретить людей, которые продают польские продукты питания - кофе, шоколад, конфеты, - и все это пользуется спросом. 

Как видим, в пункте пропуска "Брест", в отличие от "Каменного Лога", наблюдается значительное увеличение очередей. Ажиотаж отнюдь не постоянный - обычно белорусы едут в Польшу утром в будние дни, а вечером возвращаются, также очереди на выезд наблюдаются в пятницу вечером и в первой половине субботы. На топливе же сейчас никто не зарабатывает ни в Литве, ни в Польше, зато в ходу белорусские сигареты и польские продукты питания, бытовая химия и бытовая техника. 

"Продавать топливо сейчас не выгодно. У нас иначе зарабатывают". Репортаж с границы

Введение электронной очереди благоприятно сказалось на порядке в очереди, однако есть некоторые недостатки, такие как слишком маленький накопитель для въезжающих по живой очереди и невозможность увидеть по камерам ситуацию на границе. Сотрудники приграничного сервиса ожидают, что с открытием после ремонта пункт пропуска "Домачево" около 30% потока перейдет туда, очереди если и не исчезнут, то станут меньше. К тому же, как говорили стоявшие в очереди, было бы неплохо организовать работу пункта пропуска таким образом, чтобы людям не приходилось отходить в очереди далеко от зоны ожидания и своего автомобиля, так как они рискуют, выйдя за чашкой кофе, пропустить свою очередь.

Источник: ABW.BY
Автор: Татьяна ЕМЕЛИНА Фото автора

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram