Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

8 19  Сентября 2016 г.  в 10:28, показов: 4696 : История города Бреста

20 сентября в Бресте пройдет торжественное мероприятие, посвященное памяти советских летчиков – экипажа самолета Пе-2, погибших в 1944 году. Их имена более 70 лет числились в списках «без вести пропавших».

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

Самолет Пе-2 летчики-фронтовики наградили созвучным прозвищем «Пешка». Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком (всего было построено 11 247 самолетов всех модификаций). Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков.

Разработка Пе-2 была начата в середине 1938 года группой конструкторов под руководством В.М.Петлякова. К тому времени в военной авиации получила развитие новая тактика бомбометания с пикирования. Высокая точность пикирующих бомбардировщиков позволяла поражать сравнительно небольшие цели на поле боя и в глубине обороны противника.

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

В авиационной подготовке наступательной операции «Багратион» на территории современной Беларуси участвовало 548 Пе-2. Одним из них был самолет 72-го Петрозаводского разведывательного авиаполка 6-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

Экипаж боевой машины состоял из трех человек:

Бирюков Николай Иванович, летчик ст. лейтенант, 1922 г.р., уроженец Орловской обл. Ливенского р-на, с. Агорожны. Кадровый офицер, в Красной Армии с 8 января 1941 г.

Бараненко Сергей Яковлевич, штурман лейтенант, 1922 г.р., уроженец Черниговской обл., Батуренский р-н, с. Куроутовка. Призван в Красную Армию Хасав-Юртовским РВК Дагестанской АССР в январе 1941 г.

Шамалуев Григорий Григорьевич, воздушный стрелок-радист старшина, 1916 г.р., уроженец Карело-Финской АССР Беломорский р-н, с. Нехча. Призван в Красную Армию Беломорским РВК 28 июня 1941 г.

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

На фотографии, присланной из Татарстана родственниками Григория Шамалуева, экипаж запечатлен где-то на полевом аэродроме, на фоне замаскированного боевого самолета.

Возможно, именно из этого места 11 мая 1944 года летчики отправились в свой последний боевой вылет…

Вблизи города Бреста жители видели, как советский самолет был атакован двумя немецкими истребителями. В скоротечном воздушном бою бомбардировщик был подбит и упал у деревни Митьки. С места крушения немцы изъяли все ценные вещи и документы. Жители деревни захоронили останки летчиков недалеко от места падения самолета.

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

Долгое время над солдатской могилой возвышался небольшой холмик. В 1976 году на могиле экипажа советского самолета по инициативе педагогов и учащихся Гершонской средней школы был установлен бетонный памятник в форме паруса с мраморной плитой, на которой было написано: «Неизвестному экипажу советского самолета, погибшему при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 г.».

Памятник стал местом проведения торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. Здесь собирались жители близлежащих деревень Гершоны, Бернады, Аркадия, Митьки. Ветераны и молодежь возлагали цветы, отдавая дань памяти неизвестным героям Великой Отечественной войны.

В 2007 году, после включения территории указанных деревень в городскую черту Бреста, могила летчиков была взята под охрану государства и внесена в список исторических объектов Республики Беларусь. Городскими властями было принято решение провести реставрацию обелиска и обустроить место захоронения. 

В 2011 году военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь и поисковики из Татарстана провели раскопки на месте гибели самолета. Тогда удалось установить, что в земле на значительной глубине покоятся фрагменты самолета Пе-2. Но для того, чтобы идентифицировать боевую машину были нужны детали бомбардировщика с заводскими номерами. По ним на основании архивных данных можно было установить принадлежность самолета к авиационным частям и состав экипажа.

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

Новые поисковые работы были организованы в 2015 году. Раскопки проводились силами 52-го специализированного батальона и брестского отряда «Авиапоиск». Для того, чтобы проникнуть на большую глубину поисковикам приходилось использовать тяжелую технику. 

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

В грунтовой толще, на глубине 7,5 метров, были обнаружены детали самолета с сохранившимися номерами. Трое без вести пропавших летчиков обрели статус «погиб в бою», место захоронения – город Брест.

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

В нашем городе хорошо известны благородные дела поискового отряда «Авиапоиск» во главе с Владимиром Бухтой. Участники отряда делают все возможное, чтобы вернуть историческую память о летчиках, погибших при освобождении белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков.

 

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

11 мая текущего года на Гарнизонном кладбище состоялась церемония захоронения останков семи советских летчиков экипажа самолета Б-25 «Митчелл», погибших в боях за освобождение Бреста в июле 1944 года. Для того, чтобы вернуть летчиков из списков «без вести пропавших», участники отряда «Авиапоиск» проделали большую работу.

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Имена летчиков самолета Пе-2 более 70 лет числились в списках «без вести пропавших»

В 2016 году сотрудниками КУП «Брестское специализированное предприятие» при содействии Брестского горисполкома проведены дополнительные работы по обустройству места захоронения экипажа Пе-2. На могиле установлен гранитный обелиск с мемориальной плитой и портретами погибших летчиков, которые были сделаны благодаря сохранившейся фотографии.

Имена героев, увековеченные на обелиске, навсегда останутся в памяти благодарных жителей города Бреста!

Источник: Горисполком
Автор: Анатолий Большаков
Республиканский гидрометеоцентр



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


фома_гость 2016-09-19 11:16
Про историю создания ПЕ-2 интересная версия "
Наверное Петляков действительно получил задание спроектировать высотный одноместный истребитель в начале 1939 г. Но осенью СССР купил лицензию на Ме-110, и Петлякову поручили взять его за основу своей «сотки». А поскольку испытания «сотки» были трагическими, то их прекратили, приказали взять немецкие чертежи, скопировать их по советским стандартам и передать в производство. Поэтому КБ Петлякова и сделало их за полтора месяца, а к этому времени прибыли и сами Ме-110, которые послужили эталоном, пока на заводах не изготовили собственно Пе-2, как эталон.
По-другому трудно объяснить невероятные превращения одноместного истребителя в трёхместный бомбардировщик.
Вы скажете, что и Ме-110 тоже ведь был истребителем и так вот просто взять и без испытаний отдать на завод чертежи на него, как на бомбардировщик, тоже нельзя. Да, во всей советской литературе Ме-110 фигурирует только как дальний истребитель и таким он у немцев и был, поскольку у них хватало пикирующих бомбардировщиков (кроме Ю-87, пикировали и Хе-111, и Ю-88). Но в альбоме «Самолёты Германии», выпущенном в 1941 г. с тем, чтоб «обеспечить нашим доблестным сталинским соколам и героическим бойцам ПВО Красной Армии распознавание и уничтожение фашистских стервятников» на листах «Истребитель Мессершмитт Ме-110» есть примечание: «Самолёт может быть использован как скоростной бомбардировщик, штурмовик и дальний разведчик при наличии экипажа из 3 человек».
То есть, немцы создавали Ме-110 не только, как истребитель, но и в варианте бомбардировщика, просто этот вариант им не потребовался. Но зато он нам оказался очень кстати.
(Закупал лицензии на самолёты в Германии замнаркома авиаконструктор Яковлев. Интересно, что в своих мемуарах он несколько раз даёт список купленных им у немцев самолётов, но всякий раз забывает упомянуть Ме-110)."

+10

инженер от авиации_гость 2016-09-20 20:55
Похоже, что хохол в России окопался и гадит потихоньку, пользуясь тем,что народ темный! Петляков начал разрабатывать скоростной высотный истребитель ВИ-100 в СЕРЕДИНЕ 1938 года. Но вскоре военно-политическое руководство страны убедилось, что у вероятного противника нет высотных бомбардировщиков, а боевые действия ведутся в основном на средних и малых высотах. Кроме того основной фронтовой бомбардировщик СБ-2 по опыту войны в Испании, Китае и т.д. устарел, то нескольким КБ было дано указание срочно разработать скоростной пикирующий бомбардировщик. В результате ВИ-100 превратился в ПБ-100. При этом он распрощался с гермокабинами для экипажа и рядом прибамбасов для высотных полетов, а вот около 50 электроприводов для управления всякими механизмами остались (обеспечить герметичность кучи тяг и рычагов, выходящих из гермокабины было очень сложно), а переделывать все времени не было. Срок в 1,5 месяца очень легко объяснить: войной уже не просто пахло, а откровенно воняло, да и разрабатывал свой самолет Пеляков сидя в знаменитой шараге ЦКБ-29 (конструкторское бюро в тюрьме) и от того, выполнил или не выполнил задание, зависело выйдешь на свободу или останешься дальше "работать" в ЦКБ-29. Лицензии на немецкие самолеты не приобретались, а в период временного улучшения отношений были закуплены образцы основных немецких самолетов. Пять Ме-110 поступили в марте 1940г, а первый полет Пе-2 совершил 22 декабря 1939г. Те кто имеет представление о любом произвостве, знает, что перед началом выпуска изделия нужно изготовить еще кучу оснастки, а для самолета это вообще нечто: плазы, шаблоны, стапеля, прессовая оснастка и т.д. и т.п. Сходство общей идеи: тяжелый истребитель с двумя двигателями, двухкилевое оперение - это была такая мода в то время и подобная компоновка существовала в нескольких странах. А тому,кто хоть немного понимает в технике, достаточно посмотреть на фотографии Пе-2 и Ме-110, что-бы понять, что это два абсолютно разных самолета. Экипаж Ме-110 - два человека (пилот и спиной к нему стрелок), экипаж Пе-2 три человека: пилот, стрелок-радист в отсеке за крылом с нижним пулеметом и штурман, имевший два места - в носу у бомбардировочного прицела и у верхнего пулемета во время отражения атак истребителей. Даже заднее колесо у Ме-110 не убиралось в полете, в отличие от Пе-2. И самое главное: у Пе-2 были три бомбоотсека - один основной в фюзеляже и два малых в...хвостовых частях мотогондол, а у Ме-110 все бомбы висели под крыльями и одна под фюзеляжем - бомбоотсека в природе не было. Пе-2 вытащил на себе по сути всю войну, пока в 44-45гг не пошел в серию Ту-2, а Ме-110 оказался неудачен как истребитель и как бомбардировщик и спасло его использование во второй половине войны в качестве ночного истребителя ПВО (посадили еще оператора между пилотом и стрелком, как в байдарке или каное). Так-что стыдно писать непроверенные версии, а вот цельностянутая конструкция это Ту-4, скопированный Туполевым по приказу Сталина с Б-29, там есть еще и анекдотическая история с пепельницей. Ноэто уже совсем другая история...
+1

фома_гость 2016-09-21 20:55
Извиняйте уважаемый инженер. Приведенная мною версия похоже ошибочна. Лоханулся,бывает.  :bad:
0

SandmanBrest 2016-09-20 21:09
Гражданин Фома не хохол и не гадит - он просто радиоточка: в одном месте пукнут - радиоточка выдает звук.

Он собирает по интернету наиболее сомнительные измышления и копипастит их здесь выпучив глаза как истину в последней инстанции.

К его простыням надо относится как к "аналитическим" передачам по РенТВ.
+1

Pete_machinegunner 2016-09-19 19:26
Как обычно передрали аппарат у ненавистного запада. История интересная, но увы - банальная, потому что... ну вот всё так.

Вы столь разносторонни по всем вопросам. Может вам блог завести?

+3

гриша_гость 2016-09-19 11:15
третьему, 28
+2

трость_гость 2016-09-19 10:46
Страшное дело война: двоим по 22 года, третьему 32, еще бы жить и жить.. Никто не забыт, ничто не забыто. Вечная память героям. Спасибо, за благое дело людям, которые эту память берегут и по крупицам восстанавливают.
+67

-анна-_гость 2016-09-19 16:29
Сообщение от трость_гость
Страшное дело война: двоим по 22 года, третьему 32, еще бы жить и жить.. Никто не забыт, ничто не забыто. Вечная память героям. Спасибо, за благое дело людям, которые эту память берегут и по крупицам восстанавливают.


22 и 28. Вы правы, хорошо, что есть люди, что берегут и хранят память. Моей старшей почти 6 и не хватает слов, чтоб объяснить ребенку, что такое война. Наверное, всему своё время, но в любом случае, я хочу чтоб наши дети знали, помнили и ценили. чтоб не забывали своих прадедов, которые воевали и ездили на могилку, как бы далеко она не была.
+9


Страницы: [1]