История запретной любви белорусов к алкоголю долгая, страстная и периодами драматичная. В годы социальных потрясений и периоды, когда эта привязанность оставалась без должного внимания сверху, статистика выдавала ужасающие цифры. Помните, в 2014 году нас назвали самой пьющей нацией в мире?
Потом, правда, появились высказывания, что эти 17,5 л чистого спирта в год на каждого жителя страны старше 15 лет неизвестно кем и на каких основаниях выведены. Год спустя данные были уже иными: 10-е место и 10,6 л. Однако благодаря создавшейся шумихе алкогольная тема навсегда получила статус приоритетной.
С тех пор писатели законов думают день и ночь, как сократить потребление, не сокращая продажи. Ведь монополистом на рынке спиртосодержащей продукции было, есть и остается государство.
Первый этап оказался самым простым - ужесточили ответственность для тех, кто выпил и сел за руль. Теперь статьи 18.16 КоАП и 317-1 УК все равно что черная метка на карьере водителя. Никакого прощения, дикий штраф, а для особо непонятливых - конфискация автомобиля.
Уникальный случай, когда баланс интересов удалось сохранить. Люди это нововведение поддержали, органы правопорядка зафиксировали положительный эффект, а бюджет сказал большое спасибо.
По идее последовательному государству стоило бы идти дальше и поступательно переводить своих граждан на легкий и качественный продукт, а то и совсем вынудить отказаться от такого сопровождения досуга. Сделать покупку крепкого алкоголя труднодоступной и малопривлекательной в моральном и финансовом плане.
На всю Швецию с населением 9,4 млн человек существует 418 магазинов государственной монополии Systembolaget, торгующей спиртным, или по одному магазину на 22,5 тыс. человек. Работают они с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00, в субботу - с 10.00 до 13.00. Воскресенье по-прежнему остается днем, когда алкоголь купить невозможно.
На бумаге у нас, как обычно, дела обстоят лучше, чем в реальности. Так, главный нарколог Минздрава Иван Коноразов в начале июля рассказал, что в Беларуси разработали специальную программу по предупреждению и преодолению пьянства до 2020 года. Казалось бы, здесь упоминаются все аспекты проблемы: и стоимость акцизов, и сокращение количества объектов, торгующих спиртным, и ограничение времени продаж. Беда в том, что все это мы уже проходили, а запреты отменялись с такой же легкостью, как и вводились.
Поэтому, когда заместитель премьер-министра Наталья Кочанова сообщила, что Совмин взялся за вопрос реализации алкоголя на АЗС и в круглосуточном режиме, мы решили спросить наших читателей: "Будет ли эффективным запрет на продажу алкоголя на АЗС?"
На этот раз выяснилось, что мнение большинства автомобилистов разделилось почти поровну, хотя очевидно, что в правительственные инициативы люди не верят.
На первом месте оказались те, кто сомневается в искренности намерений власть имущих. "Алкоголь - серьезная статья доходов любой торговой точки. Дело не в заботе о водителях, а в переделе рынка", - ответили 33% опрошенных.
На втором - сторонники позиции, что прямыми запретами проблему не решить. "Нет: желающий выпить найдет, где купить", - считают 31%.
К скептикам запрета продажи алкоголя на АЗС можно отнести и 11% респондентов, указавших: "При чем здесь АЗС? Большинство пьяных ловят на "остаточном".
И лишь 25% в сумме видят в предложенных ограничениях положительный эффект. "Проблему пьянства за рулем не решит, зато заправки перестанут быть местом паломничества за алкоголем", - ответили 16%участников опроса. "Да, меньше соблазнов - меньше пьяных за рулем", - полагают 9%.
К слову, на нашей странице в ФБ были и те, кто уверен: "Дорога и алкоголь - вещи несовместимые. Пусть запрещают", и те, кто полагает, что смысл есть в запрете после определенного времени: "Меньше будут за догонкой к заправкам щемиться пьяные водители и пешеходы", и те, кто в очередной раз смеется над "страной запретов".
Но первое место в номинации "Правдивый циник" мы отдаем автору комментария об эффективности запрета продажи алкоголя на АЗС: "Конечно! Один придумал, второй разработал, третий утвердил, четвертый контролирует. Минимум четверо обеспечены работой".
И действительно: главное, чтобы все были при деле.
Автор: Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ