Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Мухавец на подступах к Брестской крепости зарастает и превращается в болото

11  Июля 2016 г.  в 15:02 : Отдых, туризм, путешествия

Из исторических источников известно, что постройка канала «Днепр-Буг» в 1841 году, когда Брест-Литовск входил в состав Российской империи, способствовала становлению и развитию нового города, строящегося восточнее введённой в строй Брестской крепости.

Мухавец на подступах к Брестской крепости зарастает и превращается в  болото

Известно также, что по Мухавцу и далее по Западному Бугу до революции, в 1916 году, сплавляли лес вниз по течению – в Вислу. Кроме того, в 1940 году в спешном порядке был реконструирован Днепровско-Бугский канал, который связывал бассейн рек Днепра и Вислы, соединяя впадающую в Днепр Припять через Пину около Пинска и с Западным Бугом около Бреста, что имело немаловажное значение для советской Пинской речной военной флотилии.

Мухавец на подступах к Брестской крепости зарастает и превращается в  болото

Правда, как писала недавно «Киевская правда», транспортники сегодня в восторге от перспективы перевозить грузы водным путём из Балтики в Черное море не в обход Европы через Северное море – Атлантику – Средиземное море, а по более короткому и экономически более выгодному пути через Вислу – Западный Буг – Припять – Днепр, который согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения имеет код Е-40.

Мухавец на подступах к Брестской крепости зарастает и превращается в  болото

Поэтому предлагают сделать русло способным пропускать суда большого тоннажа, но для этого нужно углубить его, обеспечить дополнительную водность рек и возвести инженерные сооружения. По подсчетам экономистов, восстановление водного пути E-40 позволит перевозить до 4 миллионов тонн грузов ежегодно, что оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной. Тем более, что речной транспорт может перевозить большие объемы грузов. Так, баржа-площадка грузоподъемностью 900 тонн способна заменить 18 шестидесятитонных вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Специалистами водных речных и канальных перевозок магистраль Е-40 оценивается в миллионы тонн грузооборота угля, руды, металлов, калийных удобрений, поваренной соли, сахара, щебня, торфа, лесоматериалов, сапропелей и т.д. в Евросоюза. Есть надежда увидеть на водном пути Е-40 и суда под флагами стран Скандинавии.

Мухавец на подступах к Брестской крепости зарастает и превращается в  болото

В актив записаны и потенциальные трансграничные речные круизы. Наслаждаясь путешествиями на теплоходах, туристы смогут посетить польские города Гданьск, Варшаву, белорусские города Брест, Туров, Гомель, украинский Киев, любоваться девственными лесами белорусско-польского приграничья и загадочными полесскими болотами. Подсчитали также, что в расчете на один тонно-километр объем выбросов углекислого газа (СО») от водного транспорта будет в полтора раза меньше, чем железнодорожного, и в 5 раз меньше, чем автомобильного.

Однако сегодня для восстановления магистрального водного пути, созданного на участке Днепр – Висла в конце XVIII века и работавшего до Второй мировой войны, возникло немало проблем для фауны и флоры Польши, Беларуси и Украины.

Дело в том, что на участке Брест – Варшава этот водный путь не судоходен, то есть обмелел настолько, что в некоторых местах в городской черте Мухавец, к примеру, от моста Западного обхода до Брестской крепости, превращается в заросшее болото, что видно невооружённым глазом многочисленных посетителей историко-культурной ценности. Даже несмотря на то, что во время строительства моста в русле реки работал земснаряд, углубляющий и расширяющий русло реки.

Мало того, оказывается, участок водного пути E-40 от Бреста до Варшавы, требующий основных восстановительных работ, проходит через территории, включенные в природоохранной список NATURA-2000. Поэтому технико-экономическое исследование для восстановления судоходства на всем протяжении маршрута E-40 будет содержать подробный анализ влияния на воздушную и водную окружающую среду, околоводные системы и экосистемы прилегающих территорий.

Экологи Польши занимают очень жесткую позицию в отношении предлагаемого маршрута соединения Западного Буга и Вислы: именно на этом отрезке расположены ценные природные участки. А копать новый судоходный канал далеко в обход обойдётся значительно дороже.

Возникает и такой вопрос: хватит ли воды, чтобы наполнить будущую водную магистраль? В частности, часть Днепровско – Бугского канала уже наполняется водой, поставляемой по украинскому участку верхней Припяти. Поэтому ниже по течению река Припять на десятки километров значительно обмелела. И на озерах «Святое» и «Волянское», и в соседнем национальном парке «Припять – Стоход» отвод речной воды тоже сказывался не лучшим образом.

Получается: гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить…

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Владимир ЛАСКОВИЧ
Виртуальный Брест