Очередь как бизнес... На границе не зарабатывает только ленивый?

8  Июля 2016 г.  в 15:08 : Граница, таможня, пограничники

Ещё не утихли страсти по поводу конфликта, который имел место быть 6 июля 2016 года на "польской" стороне перехода в Тересполе. Многие задавались вопросом - почему польские пограничники и службы охраны правопорядка никак не вмешиваются в ситуацию? На этот раз речь пойдёт о "нашей" стороне.

Очередь как бизнес... На границе не зарабатывает только ленивый?

Сегодня утром с нами связался мужчина, который пересекал границу 7 июля 2016 года в направлении из Беларуси в Польшу. Как известно, утром её пересекали и иностранцы на своих ретро-автомобилях, им был выделен отдельный канал, процедура проверки была максимально ускорена силами пограничников и таможни. Однако избежать затруднений для обычных людей не удалось, что совсем неудивительно - погранпереход Домачево закрыт. За сутки до этого события Госпогранкомитет и Брестская пограничная группа предупреждали всех о том, что данные затруднения могут иметь место, и предлагала тем, кто спешит, воспользоваться пуктом пропуска Песчатка.

Понятно, что ехать такой "крюк" не каждому хочется, особенно если нужно только в Тересполь или Бялу-Подляску (это около 150 километров), и многие рискнули встать в очередь. Вот что рассказал наш собеседник:

- Когда мы подъехали к границе, то увидели, что машин много, но ехать было нужно, и мы встали в очередь. Она начиналась ещё у киосков сервисной приграничной зоны, где продают страховки. Движение прямо было перекрыто, там находился сотрудник, который пропускал только автобусы и иностранцев на ретро-автомобилях.

А вот на площадке перед шлагбаумом происходили удивительные вещи - там каждый что хотел, то и творил, "прыгали" по бордюрам, пытались как-то объехать, и в результате очередь двигалась очень медленно. Но не об этом речь.

Когда мы всё же выехали на прямую, то очередь традиционно выстраивалась в две полосы, оставляя свободной одну левую - для автобусов. Однако, не смотря на то, что запуск шёл довольно активно (это было издалека видно), очередь удивительным образом не двигалась. Мы позвонили знакомому, и тот ошарашил: "Что вы хотите, у вас же впереди стоит касса" (VБ: имеется в виду «чёрная» касса).

Стали разбираться и наблюдать, и действительно, увидели в одной из полос красный бус, который стоял на некотором расстоянии от стоп-линии и не двигался. Вроде бы ничего необычного, со стороны кажется, что просто заглох. За рулём была женщина, она постоянно разговаривала по телефону. На наши вопросы - что она тут делает, и не хотела ли отъехать - не реагировала, и даже предлагала ударить её, мол, тебе не нравится, твои проблемы, делай что хочешь, я ничего не нарушаю. Вела себя вызывающе и ничего не боялась.

Оказалось, что как только начинался запуск, по левой полосе (свободной для автобусов) подъезжало несколько автомобилей - как правило три или четыре. Они немедленно вклинивались перед стоящим бусом, и таким образом, значительно сокращали себе время, необходимое на очередь. Мы пытались разговаривать и с ними, но в основном нас просто "посылали", а кто-то чисто по-человечески объяснял: "Ну пойми, я должен два раза за сутки...".

Очередь как бизнес... На границе не зарабатывает только ленивый?

Всё хорошо, конечно, но из-за таких "два раза за сутки" обычные граждане вынуждены стоять значительно дольше! Начался дождь, люди были накалены, требовали порядка. У кого-то не выдерживали нервы, и они просили их просто выпустить из очереди. Им уже не верили, подозревая в желании проехать ближе к заветному шлагбауму пограничников. В результате нашли выход - те, кто хотел покинуть очередь, отдавали свои паспорта активистам, их пропускали, они разворачивались на выезд в сторону города, и забирали свои паспорта.

И всё это стихийно и бесконтрольно! А как-же наш бус? Он так и стоял, до тех пор, пока автомобилисты не начали дружно "блокировать" полосу для автобусов, и уже объезжали препятствие сами, не давай никому вклиниться (на фото).

Тогда женщина на бусе увидела, что ей тут уже ничего "не светит", и стала требовать, чтобы её выпустили, а на это место поставили синюю "фиесту", мол, она тут для неё очередь и держала всё это время. Однако, ей не дали этого сделать, разрешив просто уехать и освободить проезд для остальных.

Очередь как бизнес... На границе не зарабатывает только ленивый?

Вы спросите, почему не обратились к пограничникам для наведения порядка? Обращались, но там ответили, что это не их территория, мол, звоните и уточняйте в ГАИ. Туда тоже звонили, сотрудник настойчиво спрашивал - "Будете писать заявление?". Но естественно, получал отрицательный ответ, надо же было ехать в Польшу, а не разбираться тут с нарушителями. Да и с точки зрения ПДД женщина на бусе ничего не нарушала - стояла себе, имитируя неисправность. В результате никто не стал вмешиваться, ситуация так и осталась стихийной.

Кстати, всё это безобразие было хорошо видно на камере. От того момента, как мы приехали на границу и до момента, как мы въехали на пункт пропуска, прошло пять часов. Дальше всё было очень быстро - по "зелёному" каналу мы прошли проверку на белорусской стороне за 5 минут, у поляков процесс занял 15. Получается, что основная масса людей, которая создаёт очередь - это те, кто едет на "красный" канал.

По нашей информации, "цена вопроса" - около 5 долларов. С одной стороны, немного, с другой, как говорит наш собеседник - мимо очереди успело проехать 30-40 автомобилей, а может быть и больше. Простая арифметика показывает, что за день можно неплохо "навариться". Сумма может быть даже больше, чем если ездить в Польшу два раза в сутки. Кроме прочего, никаких вложений не требуется - ни страховки, ни топлива, и риск минимален. Фактически, никакого нарушения нет. Доказать что-либо просто нереально, так как наверняка, деньги за пропуск в обход очереди передаются кому-то другому. Даже в этой, описанной ситуации женщина-водитель может банально всё отрицать и доказать что-либо будет проблематично.

Естественно, что такой заработок "на очереди" возможен лишь при определённом стечении обстоятельств - наличии очереди, и полном попустительстве правоохранительных органов. Ведь ничего не стоило тому-же сотруднику ГАИ проверить документы у женщины, и предложить ей освободить проезд, или двигаться вместе со всеми. Удивительным образом это моментально решило бы ситуацию и сняло конфликт. Правда, оштрафовать её не получится, возможно, из-за этого никто не стал заниматься таким несложным вопросом.

Очередь как бизнес... На границе не зарабатывает только ленивый?

на фото - когда в "отстойнике" работает сотрудник ГАИ, тут мир и порядок
(смотреть Web-камеру на погранпереходе)

Нельзя сказать, что ГАИ совсем ничего не делает на этой территории. Наоборот, можно говорить о том, что конфликты и мелкие ДТП тут уже всем порядком надоели, но ничего не поделать - такова специфика нашего города., придётся как-то наводить порядок.

Начальник пресс–службы Брестской погрангруппы Александр Кислов пояснил порталу Виртуальный Брест:

- Территория, контролируемая пограничной и таможенной службой, в том числе и с целью наведения порядка, начинается с момента въезда в пункт пропуска, от шлагбаума, где гражданам выдают контрольный талон.

Таким образом, всё, что происходит до пункта пропуска - зона ответственности милиции и ГАИ. Наши сотрудники могут лишь вызвать правоохранительные органы в случае каких-либо происшествий, что и было сделано по поводу произошедшего ранее инцидента.

С другой стороны, можно понять и ГАИ, они не будут заниматься вопросом, который не касается нарушений правил дорожного движения. Выше перечисленные конфликтные ситуации произошли в 400-х метрах от пункта пропуска автодорожный «Брест» на территории, которая находится в ведении города.

Таким образом, выход пока один - граждане должны самостоятельно принимать меры, затрудняющие подобный "бизнес". Как вариант - создание препятствий тем, кто объезжает очередь и разъяснительная работы среди водителей, находящихся рядом. И конечно, в случае, когда ситуация выходит за рамки обычных отношений между людьми - вызывать милицию или ГАИ.

Ещё одна надежда возлагается на введение на пункте пропуска системы электронной очереди. Председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Леонид Мальцев заявил недавно, что на пограничном переходе "Брест" она заработает 1 сентября.

Автомобили, прибывшие в пункт пропуска, будут обязаны заезжать в сервисную зону. "Если нет очереди на границе - пожалуйста, езжай. Если есть очередь, то поедешь на стоянку и будешь ждать. Если у тебя время забронировано, поедешь в то время", - отметил глава пограничного ведомства.

Леонид Мальцев подчеркнул, что нахождение в сервисной зоне и пересечение границы будут бесплатными. Оплатить необходимо будет только услугу по бронированию времени для проезда в другую страну. При этом пользование данной услугой не обязательно для водителей.

Таким образом, можно предположить, что будет много желающих доплатить небольшую сумму и проехать без очередей и долгих ожиданий. Чисто теоретически, введение такой системы должно навести порядок и сделать пересечение границы приятным и комфортным, каким оно и должно быть.

От себя посоветуем - всегда фиксировать всё на камеру (делать фото и видео). Это значительно упрощает потом "разбор полётов" и позволяет создать доказательную базу, если дело дойдёт до суда. Идёте разбираться - включите видео в телефоне, или как минимум диктофон. Всегда оставайтесь спокойным, не поддавайтесь на провокации и требуйте соблюдения законности.

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram