Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брестчанка о жизни в Копенгагене: велосипедист это «священная корова» на улицах города

29  Июня 2016 г.  в 08:30 : Брест - велосипедный

Наша землячка Анна Передирий в своё время закончила ГУО «Лицей №1 им. А. С. Пушкина», затем биологический факультет БГУ. Талантливая девушка решила в дальнейшем заниматься наукой - поступила в аспирантуру при Гёттингеском университете имени Георга Августа (Германия). Получив диплом доктора философии (PhD), по-нашему это кандидат наук, несколько лет работала в научно-исследовательской лаборатории Копенгагенского университета. В связи с семейными обстоятельствами несколько месяцев назад переехала на работу в Германию.

Брестчанка о жизни в Копенгагене: велосипедист это «священная корова» на улицах города

Недавно Анна приезжала в Брест проведать родителей. Корреспондент попросил доктора философии поделиться своими впечатлениями об отношение жителей Датского королевства к экологии, а также велосипедному и автомобильному транспорту.

- Пока я жила в Белоруссии, даже мысли не приходило использовать велосипед в качестве средства передвижения, да и кататься на нём я не умела, - рассказала Аня. – В брестском лицее мне оценки по физкультуре немного завышали, чтобы не портить аттестат. Пока училась в Минске, тоже пользовалась исключительно общественным транспортом.

А вот когда поступила на подготовительное отделение Гёттингеского университета, сразу пришлось осваивать науку крутить педали. Территория студенческого городка огромная, «пешком не набегаешься». Хорошо, что за несколько дней освоила двухколёсного друга. Первый год студентам выплачивают стипендию в 500 евро - на эти деньги сильно не пошикуешь и на другое транспортное средство рассчитывать не приходилось.

Брестчанка о жизни в Копенгагене: велосипедист это «священная корова» на улицах города

Германия великая автомобильная держава с развитой сетью автобанов, так что практически вся местная молодёжь к 18 годам получает водительские права. Но и о велосипедистах в Гёттингене не забывают, ведь из его населения превышающего 100 тысяч человек, примерно 20 % составляют студенты, которые предпочитают дешёвый и экологически чистый транспорт.

Но с настоящим культом велосипеда пришлось столкнуться при переезде на работу в столицу Дании Копенгаген. Можно сказать, что для жителей королевства велосипед - это, прежде всего, СВОБОДА перемещения. На нём можно объехать автомобильную пробку и припарковаться практически в любом месте. Например, покататься по королевскому парку и оставить своего стального коня даже возле резиденции их высочеств.

Так что приехав в миллионный город, Аня с мужем первым делом приобрели велосипеды. На работу и обратно приходилось наматывать по пятнадцать километров в день, и это по местным меркам не очень много. Климат в Копенгагене из-за близости моря мягче, чем в Беларуси, зато высокая влажность, частые дожди, бывает и снег. Но это никого не смущает. В непогоду местные жители одевают водонепроницаемые «скафандры» и не изменяют своему двухколёсному другу. Детишек по одному, а иногда и по двое, тоже перевозят на специально оборудованных велосипедах.

Когда-то энергетический кризис 70-х годов больно ударил по экономике королевства. Были приняты меры по экономию энергоресурсов, что наложило определённый отпечаток на современную жизнь датчан.
При отсутствии своего автопрома, государство принимает действенные шаги для ограничения количества машин на душу населения. Так, при ввозе в страну нового автомобиля придётся заплатить таможенную пошлину, равную его стоимости. Добавьте сюда немаленькие суммы на налоги и страховку во время эксплуатации машины.

За постоянное место на подземном паркинге жители столицы выкладывают ежемесячно примерно 120 евро. Просто бросить машину на улице возле дома тоже не получится. Владельцы автомобилей обязаны приобретать в муниципалитете парковочные лицензии стоимостью 100 евро в год. За эти деньги им выдают карту района, где они проживают, с местами разрешённых парковок. Только там они имеют право оставить свою машину – естественно, при наличии свободных мест.

А вот к велосипедистам совершенно другое отношение. Сетью велодорожек опутан практически весь город, для этих целей на проезжей части обычно выделяется отдельная полоса движения, которая иногда шире, чем автомобильная и пешеходные зоны. В некоторых местах система «умных» светофоров организовывает «зелёную волну» для вело транспорта и скорость передвижения получается 40-50 километров в час.

- Навесив замок, датчане запросто оставляют велосипеды возле дома, - рассказывает Аня. – Конечно, могут и украсть, но это обычно происходит, если долго не пользоваться техникой, например, в течение месяца. Многие местные горожане имеют по два велосипеда. Один повседневный - для поездок на работу, другой спортивный - для воскресных прогулок на дальние расстояния (на 100 и более километров).

Дорогие «рейсерские» велосипеды стараются на улице не оставлять. В нашей копенгагенской квартире был специальный чулан для хранения таковых. Зимой и в дождливую погоду я предпочитала держать велосипед именно там. В нашем доме, построенном на сваях, на одном из многочисленных каналов многие жильцы держали под домом ещё и байдарки. У среднего класса популярна покупка катеров для морских прогулок и рыбалки.

Ещё в квартирах датчан практически ни у кого нет ванн, только душевые кабины. Для жителей постсоветских стран это непривычно. Подруга, приехавшая из России, хотела установить сей предмет роскоши, но ей отсоветовали. Жилплощадь сильно при этом упадёт в цене, так как при смене хозяев придётся делать ремонт и ставить обратно душевую кабинку.

В скандинавских странах в квартирах традиционно делают огромные окна. Наверное, из-за небольшого количества солнечных дней. Но местные жители шутят: традиционно так делали моряки, чтобы соседи видели, чем занимается их жёны, пока они ловят рыбу в море.

Так как Анна заранее планировала переехать в Германию, то ей пришлось идти учиться вождению автомобиля. Удовольствие это в Дании не из дешёвых - если всё обучение проходит без сучка и задоринки, то обойдётся в 2000 евро. Ей же пришлось заплатить почти четыре тысячи из-за дополнительных уроков и двух пересдач экзаменов.
Жители королевства идут получать водительские права, когда в этом возникает острая необходимость - женились, обзавелись кучей детишек, купили загородный дом. В основном это происходит уже после достижения тридцатилетнего возраста. Поэтому и наука водить автомобиль даётся датчанам тяжеловато.

Только первое занятие в автошколе проходит на автодроме, потом сразу выезд в город. Даже такие элементы, как парковка, отрабатываются прямо на улице столицы в дорожной толчее. Никто не переживает по поводу поцарапанного авто, ведь все расходы по ДТП оплачивает страховая компания.

Во время занятий автобус, пытавшийся протиснутся по узкой улице, сбил зеркало на нашем учебном автомобиле. После этого участники происшествия просто обменялись номерами телефонов. Обучение вождению в датской автошколе имеет и другие особенности. Например, отсутствует такое упражнение, как «горка». Зато выделено время для ночных занятий и поездок по подземным туннелям. Обращают внимание на эффект временной слепоты.

Самое сложное для начинающего водителя в Копенгагене - это правильно сделать правый поворот. Вся проблема в несущихся по дороге на высокой скорости велосипедистах. У водителя не должно быть слепых зон, и он должен поставить машину как можно правее к тротуару, чтобы никто не мог протиснуться в оставленную щель. Вот из-за этого нюанса Анне и пришлось пересдавать вождение. Ведь «железный конь» - это «священная корова» на улицах столицы датского королевства. Кстати, пешехода устроившего аварию с велосипедистом на велодорожке могут оштрафовать на 500 евро. Так что приезжих сразу предупреждают, что надо смотреть в оба и держать ухо востро. Правда, если вы студент или малоимущий – сумму наказания могут уменьшить в два раза.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

В этой стране с высоким уровнем жизни не принято выделяться крутыми автомобилями или велосипедами. Средства передвижения ездят до тех пор, пока на них можно хотя бы со скрипом передвигаться. Молодёжь предпочитает вкладывать деньги в путешествия по разным странам, занятия спортом. Это престижно, модно и пропагандируется в СМИ.

Сам кронпринц Фредерик Датский является заядлым спортсменом. Он участвует во многих марафонах в Копенгагене, Нью-Йорке и Париже. Также он с самого детства увлекается футболом. В 2013 году кронпринц Фредерик Датский принял участие в соревнованиях «Айронмэн» - железный человек. Триатлон, состоял из трех этапов: плавание на 1900 м, велосипедной гонки на 90 км и бега на 34 км. Его Высочество преодолел дистанцию за 5 часов и 2 минуты. Конечно, всё это является хорошей пропагандой здорового образа жизни для жителей королевства.

Источник: Газета Заря
Автор: Юрий МАКАРЧУК