Уровень безналичного расчета банковскими карточками в торговле области составляет всего 1,7 процента

30  Ноября -0001 г.  в 00:00

На коллегии управления торговли и услуг Брестского облисполкома были подведены итоги 2008 года. За счет чего обеспечен рост розничного товарооборота? Каковы убытки нерентабельных предприятий? Покупают ли на Брестчине белорусские товары? Когда некоторые комбинаты бытового обслуживания перестанут проедать дотации? Почему в ресторанах заоблачные цены? И как расчет пластиковой карточкой сделать для покупателя привлекательным?

Начальник управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валентина Хандошко отметила, что в прошлом году товарооборот через все каналы реализации вырос на 20,4%. Этому способствовали положительные тенденции в экономике области, в частности, рост средней зарплаты. Однако 8% предприятий торговли области убыточны. Их убытки – 5,4 миллиарда рублей, причем 3,4 миллиарда приходится на областной центр.

По мнению Валентины Хандошко, уровень безналичного расчета пластиковыми карточками в области катастрофически низок. Даже в Бресте он составляет всего 2%, а в пяти районах Брестчины не превышает 0,3%. И это при том, что к концу 2010 года через карточки планируется осуществлять 30% расчетов в торговле. Реально ли это? В барановичском доме торговли «Радуга» считают, что да. В декабре прошлого года здесь по безналу продали 15% товара. Безусловно, для такого высокого результата все кассовые узлы должны иметь платежные терминалы, причем не с длительным дозвоном, а с выделенным сетевым соединением. При этом каждому покупателю продавец обязан предложить рассчитаться карточкой. Однако в Пинске оптимизма коллег не разделяют. В одном из магазинов города над Пиной также большинство касс оборудовано терминалами с оптоволоконным соединением. Но банк отдал их на обслуживание столичным специалистам, которые не спешат на помощь в случаях довольно частых поломок оборудования. К тому же около многих торговых точек установлены банкоматы, наличие которых сводит на нет усилия магазинов по поднятию престижа безналичного расчета в глазах покупателей. Хотя последних, безусловно, привлекли бы минимальные скидки, рекламные акции или конкурсы для тех, кто рассчитывается банковской карточкой.

Отрадно, что покупатели все больше отдают предпочтение белорусским товарам. Доля отечественной продукции в розничном товарообороте выросла на 0,8 процентных пункта и достигла 84,5%. Однако в некоторых районах из-за неоправданного роста импорта покупать белорусское стали меньше. К примеру, на Пружанщине доля товаров, сделанных в Беларуси, упала на 3 процентных пункта, в Жабинковском районе – на 2. Буквально провалена продажа отечественного пива – в Бресте продали 23% янтарного напитка иностранного производства. Бывали случаи, когда производители Брестчины давали торговым организациям несколько дней на реализацию своей продукции, в то время как их конкуренты из других областей республики предлагали как минимум месячный срок реализации аналогичного товара. Что при этом выберет торговля? Думается, вопрос риторический.

За 11 месяцев прошлого года объем бытовых услуг в области вырос на 30,8% к аналогичному периоду прошлого года. Особым спросом пользуются услуги по ремонту жилья, автомобилей и мебели. Но не все так гладко. Некоторые районные комбинаты бытового обслуживания получили оборудование, но эффекта пока не просматривается. Скажем, Березовскому РКБО предоставили оборудование для рекламно-оформительских услуг, а выручки от его использования до сих пор не видели. При этом в некоторых районах дотации таким предприятиям сравнимы с объемами оказанных ими услуг. В отдельных регионах крайне низок объем бытовых услуг на комплексных приемных пунктах, не налажена работа по подбору кадров для них. К тому же неоправданно высоки расходы на ремонт этих пунктов.

В общепите все еще невысок удельный вес продукции собственного производства – 72,7%. Причем многие рестораны и другие точки общепита высоких наценочных категорий порой покупают максимально дорогие ингредиенты для своих блюд, чтобы затем на их стоимость накрутить свою наценку и, таким образом, получить наибольшую прибыль при минимальных затратах. При этом забывают о главном – о клиенте. Заметим, что точки общепита в приграничных районах - первое, что бросается в глаза. Однако, по словам Валентины Хандошко, например, в Домачево есть мини-кафе, в которое стыдно зайти.

Несмотря на положительную динамику товарооборота в январе 2009 года, торговым организациям не стоит обольщаться. Кстати, даже во время ажиотажного спроса в начале этого года некоторые магазины не смогли обеспечить достаточный ассортимент и раздражали покупателей пустыми залами. По словам Валентины Хандошко, есть все основания думать, что в нынешнем году жители области сократят свои расходы. Ушло то время, когда можно было ссылаться на трудности руководителям отдельных предприятий бытового обслуживания. Отсутствие положительных сдвигов в отрасли будет в первую очередь их виной. Серьезная задача на этот год поставлена и перед оптовиками – обеспечить продвижение белорусских товаров на зарубежные рынки.
05.02.09 | Сергей РЕКУЦ