Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Их именами... Сергей Грицевец, выдающийся лётчик

13 27  Апреля 2016 г.  в 10:24, показов: 4485 : История города Бреста


В брестском районе Березовка притаилась небольшая улочка Грицевца. Улица небольшая, всего около 20 частных домов. Названа в честь нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца. Он прожил короткую, но яркую жизнь и достоин нашей памяти.

Их именами... Сергей Грицевец, выдающийся лётчик

Их именами... Сергей Грицевец, выдающийся лётчикСерге́й Ива́нович Грицеве́ц родился 6 июля 1909 года в дер. Боровцы Новогрудского уезда Минской губернии (ныне – Барановичский район Брестской области) в семье крестьян. В период первой мировой войны семья Грицевца эвакуировалась и оказалась в захолустном посёлке Шумиха нынешней Курганской области. Здесь по окончании школы-семилетки С.И. Грицевец работал на железной дороге, а в 1927 году перебрался в Златоуст Челябинской области, где устроился слесарем на механический завод. По комсомольской путевке с 1 апреля 1931 года Грицевец стал курсантом 3-й Оренбургской военной школы лётчиков, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. С этого момента и началась его военная карьера летчика-истребителя.

В сентябре 1932 года Грицевец получил назначение в Киевский истребительный авиаотряд, а в декабре 1933 его уже направили в 1-ю Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью в
Гатчино. В составе этой эскадрильи Грицевец стал начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи, затем командиром звена. В 1935 году возглавил рекордный перелёт шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево-Спасск Дальний с посадкой в Хабаровске. В августе 1936 года он был направлен в Одесскую школу воздушного боя, став после окончания в ней лётчиком-инструктором. Вот что он писал о своей учебе в Одессе брату Ивану: «С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1-2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6-8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа...».

Их именами... Сергей Грицевец, выдающийся лётчикВремя было грозовое, шла гражданская война в Испании. В 1938 году старший лейтенант С.И. Грицевец служит уже в Кировабадской (совр. Гянджа, Азербайджан) авиационной школе и готовит к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев. Параллельно и сам бесконечно строчит рапорты начальству с просьбой направить его в Испанию. Удача улыбнулась ему: в июне того же года он в в составе группы из 34-х лётчиков-добровольцев с загранпаспортом на имя Горева Сергея Ивановича выезжает в Испанию. Официально его командировка длилась с 10 июня по 26 октября 1938 года. За 116 дней пребывания на земле Испании командир эскадрильи старший лейтенант Грицевец проявил себя с самой лучшей стороны. Человек мужества, чести и отваги «командор Серж» (как звали его приятели-испанцы) стал в небе Испании одним из лучших асов.

Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы). Лётчики его эскадрильи на своих И-16 сбили 85 самолётов противника.

За исключительную отвагу в конце декабря 1938 года старшему лейтенанту Грицевцу было присвоено внеочередное звание майора, а уже 22 февраля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР майор Грицевец был удостоен звания Героя Советского Союза.

Казалось бы, теперь, когда он получил заслуженное признание и высшие награды со стороны руководства страной, можно расслабиться и почивать на лаврах, выбив себе «теплое» местечко. Однако, майор отказался от спокойной должности начальника Борисоглебской авиационной школы и был направлен в обычную строевую часть на Дальнем Востоке.

В мае 1939 года японские войска вторглись на территорию Монголии. СССР в соответствии с Договором о военной взаимопомощи направляет в Монголию на отражение агрессии военную технику, вооружение и часть регулярных войск.

29 мая 1939 группа из 48 опытных пилотов, в числе которых был и Грицевец, под командованием Героя Советского Союза Якова Смушкевича командирована в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Основной задачей нашей авиации было завоевание господства в воздухе.

В монгольском небе майор Грицевец в должности командира эскадрильи 70-го истребительного авиаполка совершил 138 боевых вылетов, провел 30 воздушных боев и сбил 12 самолетов противника.

Их именами... Сергей Грицевец, выдающийся лётчикна фото справа - майор В.М. Забалуев

26 июня 1939 года во время воздушного боя был сбит самолет командира полка майора В.М. Забалуева и упал в 60-км вглубь линии обороны японцев. Грицевец, не долго думая, посадил свой И-16 недалеко от самолёта Забалуева, помог ему влезть в кабину и взлетел под ураганным огнем японской пехоты. Спасение командира всегда высоко ценится в любой стране. 29 августа 1939 года майор Грицевец был удостоен здание дважды Героя Советского Союза.

В начале сентября 1939 года майор Грицевец вместе с группой военных лётчиков был вызван в Москву, где получил назначение советником в одну из авиабригад в БССР.

16 сентября 1939 года Грицевец присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращаясь на свой аэродром под Оршей, С.И. Грицевец попал в авиакатастрофу: при посадке в него врезался шедшим вторым самолет майора П.И. Хары. В результате столкновения оба самолеты были разбиты, Грицевец трагически погиб.

Его похоронили в дер. Болбасово Оршанского района Витебской области. Бронзовый бюст установлен в городе Барановичи, обелиск – на месте гибели в деревне Болбасово, памятник и мемориальная доска – в Минске.

С.И. Грицевец является одним из выдающихся советских и мировых асов тридцатых годов. Вполне возможно, что не будь той злополучной авиакатастрофы, может и обошлось бы без трагического финала для советских ВВС 1941 года. Увы, многие выдающиеся советские асы тридцатых годов по разным причинам не смогли помочь авиации летом 1941 года.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

По материалам интернет-портала «Википедия», сайтов

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Никита Стриж
Виртуальный Брест



Система Orphus