Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

История города: Брестское дворянское училище

27  Апреля 2016 г.  в 10:15 : История города Бреста

В середине учебного года будет полезно заглянуть в прошлое и познакомиться с одним из учебных заведений дореволюционного города – Брестским дворянским уездным училищем. Брестское уездное пятиклассное дворянское училище было основано в 1834 году на базе Брестского университетского училища, преобразованного из базилианского униатского училища.

История города: Брестское дворянское училище

Первоначально дворянское училище располагалось в собственном каменном здании, доставшемся от базилиан, но затем в связи с постройкой крепости и переносом города восточнее администрации училища приходилось постоянно заботиться о найме частных домов для нужд учебного заведения. Естественно, это вызывало ряд неудобств. Первоначально штат училища состоял из 10 человек: смотрителя (директора), двух законоучителей (преподавателей Закона Божьего православного и католического вероисповеданий) и семи учителей.

Согласно данным на 1860 год (более ранних в нашем распоряжении нет), смотрителем училища был титулярный советник Клементий Свенцкий. В 1864 году его сменил коллежский асессор Петр Бецкий, также преподававший русский язык. С 1828 года бессменным почетным смотрителем учебных заведений Брестского округа являлся бывший уездный предводитель дворянства (должность на уровне сегодняшнего председателя райисполкома), видный помещик Павел Ягмин, семейству которого принадлежали два прекрасно сохранившихся особняка на ул. Мицкевича (см. фото). Преподавателями в училище также были:

  • Русского языка – Густав Кавельмахер;
  • Географии и законоведения – Александр Доманский;
  • Православный законоучитель – священник Иоанн МАРКЕВИЧ;
  • Католический законоучитель – ксендз Ипполит Снигурский;
  • Истории и географии – Илья Протасевич.

Математику преподавал сам смотритель Клементий Свенцкий. Штатным врачом училища с 1844 года был надворный советник Фома (Томаш) Булдескул, отставной офицер крепостного гарнизона.

История города: Брестское дворянское училище

Училище было рассчитано на детей из беднейших слоев дворянства, а также крестьян и мещан. В разное время там занималось от 100 до 130 учеников. Занятия проводились в две смены. Вторая смена длилась с 14 до 16 часов, и в это время преподавались только языки: латынь, немецкий, французский, и разумеется, русский и польский. Кроме языков, в училище преподавались арифметика, алгебра, геометрия, физика, зоология, ботаника, минералогия, география, русская и всеобщая история. На изучение таких важных дисциплин, как языки и точные науки, отводилось по 16 часов в неделю, на географию и историю – по 12 и 10 часов соответственно (желающие могут сравнить с современными школьными программами).

Очевидно, дисциплина в этом учебном заведении была далека от идеальной, прогулы учителей – обычное явление. Впрочем, за полтора столетия ничего не изменилось – университетские преподаватели также грешат этим. Попечитель Виленского учебного округа был вынужден даже прибегнуть к строгим мерам против нерадивых учителей. Так, при училище имелась особая тетрадь, куда записывались все опоздания и пропуски занятий учителями. Позднее с пропустивших занятия без уважительной причины учителей взимались штрафы. Также принимались моральные меры воздействия: учителей, которые, по мнению начальства, не справлялись со своими обязанностями, грозились заменить другими, более профессиональными, в том числе и имевшими университетские дипломы.

История города: Брестское дворянское училище

Методика преподавания учебных дисциплин не отличалась особым разнообразием: упор делался на непрерывную зубрежку. Так, по русскому языку в первых трех классах изучали грамматику и заучивали наизусть басни и стихотворения (акцент делался на придворного баснописца и поэта XVIII Гавриила Державина). При изучении иностранных языков особое внимание обращалось на перевод и заучивание отдельных отрывков из произведений зарубежных авторов. Не менее важное место занимало изучение грамматики и синтаксиса. При училище имелась библиотека с фондом в полторы тысячи книг.

Распорядок дня в училище был следующий: занятия начинались в восемь утра и продолжались до 13 часов, затем, с 14 часов велось изучение иностранных языков. Послеобеденные занятия не проводились по вторникам и четвергам.

Здесь обучались не только дети горожан, но и приезжие из других уездов. Как правило, они размещались в квартирах, по 8-15 человек в каждой. Каждая квартира имела своего надзирателя, который выбирался из учеников старших классов. В его обязанности входило наблюдение за порядком и помощь учащимся в подготовке домашнего задания.

В свободное от учебы время учащиеся под наблюдением своих надзирателей отправлялись на прогулки. Каждый класс для устранения различных конфликтных или спорных ситуаций выбирал себе цензора из числа лучших учеников, основной обязанностью которого было разрешение конфликтов между одноклассниками. При межклассовых противоречиях цензоры этих классов собирались для переговоров и выработки оптимального решения, которому были обязаны подчиняться все ученики.

Учебный год заканчивался в конце июня публичным экзаменом, на который приглашались родители учеников и городская элита. Экзамен, во избежание нежелательный казусов или недоразумений сдавали только лучшие ученики.

Денежное довольствие преподавателей уездного училища позволяло им чувствовать себя комфортно и не отличалось от содержания чиновников. Смотритель училища получал 450 рублей в год, остальные преподаватели – по 330 рублей и 2 законоучителя – по 100 рублей в год. Для сравнения: городничий получал 450 рублей, уездный казначей – 375, землемер – 400, уездный врач – 300, судебный стряпчий (чиновник по судебным делам) – 200 рублей в год. Желающие могут сравнить зарплаты современных преподавателей колледжей с денежным содержанием чиновников уровня районной администрации. При том, что никаких отделов образования, с неисчислимой массой перебирающих бумажки «специалистов» при каждом уезде тогда не было и в помине…

Сейчас, по прошествии более чем полутора веков, трудно сказать, чем руководствовалось правительство при реорганизации учебных заведений Виленского учебного округа, куда относился и Брест-Литовск. В 1858 году Брестское пятиклассное уездное дворянское училище было преобразовано в трехклассное. Одно можно сказать точно: существенной пользы это не принесло. И без того незначительное количество учеников в училище уменьшилось. Так, в первый же новый учебный год в преобразованном училище обучались всего 34 человека. Высокопоставленное начальство, очевидно, само не осознавая всю пагубность творимых им перемен, требовало от смотрителя училища и преподавательского состава, «чтобы число учеников их старанием и усердием к службе непременно увеличивалось». Однако, несмотря на все принятые меры, число учащихся выросло незначительно, больше всего их было в 1860 году – 60 человек.

Деятельность Брестского уездного дворянского училища закончилось в сентябре 1865 года, когда «инспектор прогимназии уведомил через городскую и земскую полиции родителей, что в Брест-Литовске, по воле Государя Императора, назначено быть классической прогимназии».

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Использованы данные из «Сборника сведений о средних учебных заведениях Виленского учебного округа» (Вильно, 1873) и «Материалов для географии и статистики России, собранных офицерами Генерального штаба. Гродненская губерния» (С.-Петербург, 1863).

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Никита Стриж
Виртуальный Брест