История Брестского аэропорта, часть вторая, всё ещё впереди...

10  Апреля 2016 г.  в 23:32 : История города Бреста

В наше время, когда аэропорт Бреста практически не загружен, кажется, что подобная ситуация была всегда. Однако, еще каких-то четверть века назад из Брестского аэропорта уходило по 5-7 рейсов в день, а число отправленных пассажиров достигало 100 тысяч в год. На фоне современных только двух рейсов в неделю в Калининград (расписание на осень 2015 года) эти цифры кажутся из области космической фантастики.

первая часть материала

История Брестского аэропорта, часть вторая, всё ещё впереди...

Бум авиаперевозок пришелся на конец 60-х годов прошлого века и мощностей старого аэропорта стало не хватать. В начале 70-х годов на правительственном уровне было принято решение вынести аэропорт за пределы города и начать строительство нового комплекса в районе Московского шоссе на восток от Бреста. Институт «Брестгражданпроект» стал победителем в конкурсе и проект главного инженера А. Астафьева был принят в производство. Как вспоминал позднее один из участников строительства: «Когда приехали на место строительства, в березовой роще токовали тетерева, и сложно было поверить, что здесь когда-нибудь будут садиться стальные птицы». Первая очередь нового авиапредприятия была сдана в эксплуатацию летом 1976 года.

Была построена новая взлетно-посадочная полоса длиной 3 км с основной инфраструктурой, а 15 октября 1986 года открылось и новое здание аэропорта. Комплекс был рассчитан на обслуживание 400 пассажиров в час, оснащен магазином «Товары в дорогу», рестораном, баром и столовой. Для транзитных пассажиров и сотрудников Аэрофлота при аэропорту имелась гостиница «Мечта», действующая по сей день. Были внедрены современные электронные системы продажи билетов и проверки ручной клади и багажа пассажиров.

30 июня 1976 года на новой взлетно-посадочной полосе приземлился первый пассажирский самолет ТУ-134, ведомый экипажем начальника Белорусского управления гражданской авиации, заслуженного пилота СССР, кандидата технических наук Д.Г. Глущенко.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Авиация связала пограничный Брест с 15 городами СССР, в числе которых были Москва, Одесса, Симферополь, Запорожье, Минеральные Воды, Киев, Кишинев, Минск, Гродно и т.д. Рейсы на Москву выполнялись по несколько раз в сутки, ежедневными были вылеты в Киев, Днепропетровск, Кишинев, Минеральные Воды. Самый дешевый билет в 80-е годы был на рейсы в Гродно и стоил 7 рублей. Выполняли его самолеты АН-2, прозванные в народе «кукурузниками». Более дальние маршруты обслуживали комфортабельные лайнеры ИЛ-62, ТУ-134 и ЯК-40. Рейсы в Минеральные Воды протяженностью в 1800 км выполнялись самолетами ТУ-134, билеты на которые стоили 37 рублей. За 30 рублей можно было вылететь в Симферополь и Ростов-на-Дону, за 22 рубля в Кишинев, а за 15-16 рублей в Минск, Могилев или Киев. Следует отметить, что самолетный парк Аэрофлота постоянно обновлялся новыми самолетами с заводов-изготовителей и современная ситуация, когда авиакомпании постсоветских стран (в том числе и «Белавиа») приобретают подержанные самолеты до этого убитые на африканских или китайских авиалиниях в те времена была просто немыслима.

В 1985 году в различные города страны из Брестского аэропорта было перевезено более 100 тысяч пассажиров и 700 тонн грузов. 3 июля 1987 года в Бресте приземлился самый современный самолет того времени ТУ-154, доставивший 120 пассажиров из Москвы. Пик загруженности аэропорта пришелся на 1990 год, когда его услугами воспользовались 340 тысяч пассажиров. Для сравнения: в 2015 году, по словам начальника Брестского филиала РУП «Белаэронавигация» М.Н. Скробко, аэропорт перевез 14,6 тысяч пассажиров. Купить билет на самолет в те годы было похоже на подвиг, ибо даже такая цифра обеспечивала потребность пассажиров только на 57%.

В 1991 году открылась самая протяженная линия Аэрофлота: Брест-Челябинск-Новосибирск-Чита-Владивосток. География авиаперелетов была расширена до 20 крупнейших городов страны.

Развал страны в 1991 году сказался и на авиаперевозках. Дикий капитализм, пришедший на смену плановой экономике, привел к многократному повышению тарифов на авиаперевозки, что сделало их крайне недоступными для пассажиров. В 1993 году из-за низкой рентабельности закрылось 8 пассажирских рейсов, на остальных была существенно уменьшена частота вылетов.

фото под следующим спойлером - форум Брестского аэропорта

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Пытаясь как-то выжить в сложных экономических условиях, коллектив аэропорта в начале 90-х годов организовал коммерческие перевозки, чартерные рейсы зарождающихся «челноков». В 1993 году распоряжением правительства Беларуси аэропорт получил статус международного. Была реконструирована взлетно-посадочная полоса, способная теперь принимать самолеты тяжелого класса – Боинг-737, ИЛ-86 и т.д. Началось обслуживание транзитных рейсов в Германию, Словакию, Польшу, Италию и Болгарию, но все это носило лишь временный характер, и было похоже на латание дыр. Нечто подобное продолжается и сейчас, ибо сложно назвать успешной работу аэропорта, выполняющего сезонные чартерные рейсы в теплые страны от силы 2-3 раза в неделю…

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

А пока аэропорт зарабатывает как только может. Вот и в 2010 году интерьеры аэропорта приглянулись российским кинематографистам, снимавшим здесь отдельные эпизоды фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».

По материалам книг «Память. Брест. Часть 2», «Справочник пассажира» (М., 1988)
интернет-порталов «Википедия», «Виртуальный Брест», газеты «Заря»

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Никита Стриж
Виртуальный Брест