Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Налоговая Бреста: к нововведениям следует готовиться заранее

5  Апреля 2016 г.  в 12:23 : Разное: обо всём понемногу

Что известно сегодня плательщикам налога на добавленную стоимость о том, что с 1 июля 2016 года на территории Республики Беларусь запускается механизм функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее - ЭСФ)?

Налоговая Бреста: к нововведениям следует готовиться заранее

На первый взгляд достаточно для того, чтобы, ознакомившись со статьей 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, которая вступит в силу с вышеуказанной даты), быть готовым к нововведению. Конечно, эта статья нормативного документа не раскрывает полной картины грядущих изменений. Именно поэтому на уровне Министерства по налогам и сборам в настоящее время разрабатывается Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры. С проектом данной Инструкции уже сейчас можно ознакомиться на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по следующей ссылке: www.nalog.gov.by/ru/electronic_invoice_ru.

 Другой вопрос, насколько осведомлены налогоплательщики о том, что именно им необходимо будет применять вышеуказанный документ в своей работе с первого июля 2016 года? Этот вопрос касается тех субъектов предпринимательства, кто не является плательщиком НДС при реализации объектов по своей основной деятельности на территории Республики Беларусь: плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, уплачивающих налог по УСН по ставке 5%, а также индивидуальных предпринимателей- плательщиков единого налога. А ведь и у этой категории представителей бизнеса может возникнуть необходимость применения электронного счета- фактуры…

Итак. ЭСФ - электронный документ, обязательный для всех плательщиков НДС, у которых возникает объект обложения НДС, включая обязанность исчислять налог при приобретении объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах. Иными словами, ЭСФ должен быть составлен:

- при реализации объектов, включая реализацию на экспорт;

- ввозе на территорию Республики Беларусь товаров;

- приобретении на территории Республики Беларусь объектов у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете;

- в случае когда плательщик не выступает продавцом (покупателем), но должен перевыставить либо предъявить соответствующие суммы НДС (посредническая торговля, возмещение расходов при арендных отношениях и т.п.).

Например, с учетом сказанного организации, применяющей УСН без уплаты НДС, в случае реализации объектов оформлять ЭСФ не надо, поскольку в этой ситуации она не исчисляет и не уплачивает НДС. В то же время при ввозе объектов или при их приобретении на территории страны у иностранных организаций обязанность исчислить налог и, соответственно, представить ЭСФ у нее возникает.

Необходимость составления ЭСФ отсутствует:

- при реализации объектов, не признаваемых объектом налогообложения и не подлежащих отражению в декларации по НДС;

- реализации физическим лицам освобождаемых от налога объектов;

- реализации банками и страховыми организациями операций, указанных в подпунктах 1.37 и 1.39 пункта 1 статьи 94 НК;

- реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, освобождаемых от НДС объектов;

- ввозе на территорию Республики Беларусь товаров на основании посреднических договоров.

Электронный документооборот ЭСФ между продавцами и покупателями будет осуществляться с использованием Портала ЭСФ, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
При этом указанный документ применяется сугубо для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость между продавцом и покупателем и не является первичным учетным документом. В части осуществления налоговых вычетов необходимо учитывать, что с момента введения электронных налоговых счетов-фактур данный документ будет основным, на основании которого такие вычеты будут осуществляться. То есть, если норма статьи 106-1 НК не исполняется, плательщик просто не вправе принимать к вычету суммы НДС

В чем суть статьи? Хотелось бы, чтобы бизнесмены любого уровня тщательно изучали нормативные акты, в том числе, и в сфере налогообложения. Как говорится, осведомлен, значит, вооружен. Тем более, что в век развития Интернет - технологий «отговорка» - никто не сказал, не говорили, не слышал, вряд ли будет принята в качестве смягчающего фактора при проверке.

Отдел консультаций инспекции МНС по Ленинскому району г.Бреста