Свадебные обряды полесских крестьян... Как это было?

13  Марта 2016 г.  в 21:15 : История города Бреста

Прошлая публикация была посвящена жизни и быту крестьян южных регионов Гродненской губернии, куда относился и Брест-Литовск. Теперь с помощью того же П.О. Бобровского прикоснемся к свадебным традициям крестьянского населения Полесья середины позапрошлого столетия.

Свадебные обряды полесских крестьян... Как это было?

Стиль и орфография автора, по мере возможности, сохранены. Сразу оговоримся, что брак в те времена, в отличии от сегодняшних «модных» веяний, заключался исключительно между двумя противоположными полами.

«Крестьяне женятся тотчас по достижении совершеннолетия, выбирая невест не столько по красоте лица, сколько по нравственным качествам; скромность, умение ходить за хозяйством, трудолюбие и целомудрие девицы, живущей в самой бедной хижине, привлекают женихов скорее, нежели красота, молодость и богатство.

Свадебные обряды полесских крестьян... Как это было? Свадебные обряды полесских крестьян... Как это было?

Предложение женитьбы почти всегда делается родителями, причем все основано на взаимных выгодах и расчетах. Бывают, однако, редкие случаи, когда парень, влюбленный в другую девушку, неохотно подчиняется воле других родителей. Заранее все обдумывается и принимаются все меры предусмотрительности, чтобы неудачным сватовством не пристыдить себя. Когда все улажено, отец, желающий женить своего сына, выбирает свата или сваху, разведывающих о согласии девушки.

… Сваха выведывает образ мыслей родителей девушки. Когда родители соглашаются выдать свою дочь, тогда являются «сваты» (двое женатых мужчин) или отец парня и сват с булкой хлеба и спрашивают: «Господаріку, чі нэ маетэ тэлушечкі до продажі?». … Девушка не соглашается с первого раза, так что сговоры продолжаются иногда несколько дней. … Нередко на сговор является сам жених с родителями и сватами и привозит с собой колбасы, жареное, сыр, хлеб и водку. Парень дает руку через стол свату, отцу и матери девушки; невеста делает то же самое и, наконец, подает руку своему суженому. Начинается подчивание: сват пьет к свахе, та к родителям жениха, те к родителям невесты, и, наконец, жених к своей невесте. Выпивши, он кладет в рюмку деньги, наливает водкой и передает невесте, которая приняв рюмку, выворачивает водку на стол, деньги прячет, наливает в рюмку водки и закрыв платком, передает оную жениху. Жених выпивает, а потом, выведя невесту на двор, дарит ее деньгами. … Невеста отнимает часть принесенных припасов и подчивает ими свою семью. … Молодой с родителями едет к приходскому священнику с булкой хлеба, квартой водки и заключает условия об оглашении и свадьбе. Перед свадьбой молодая плачет, чтобы веселилась всю жизнь».

Наконец, после обряда бракосочетания в церкви, новоиспеченная семья возвращается домой к родителям жены.

«Отец невесты встречает новобрачных с водкой, а мать стоит около дежи, к которой новобрачные должны прикоснуться; …. вошедши, они кланяются родителям и гостям. Начинается обед. Молодой угощает гостей пирогами, жареным, колбасой, яйцами, а молодая в кошель, где находилась мужнина закуска, кладет два куска холста, каждый в два аршина; начинается пляска.

… Женщины, взяв молодую, отводят ее в камору и переодевают. Свахи разбрасывают на голове волосы и подсмаливают их концы в знак, что жена не должна с этих пор щеголять ими; смазывают волосы маслом, а иногда медом, кладут на голову кусок хлеба и деньги и все это с целью, чтобы жизнь новобрачных была сладка, изобильна и богата. После всех этих церемоний, сопровождаемых песнями, молодой надевают чепец и наметку.

Прощание молодой с родителями и всеми домашними также трогательно, сопровождается унылыми песнями слезами. Молодые с торжеством едут в дом родителей мужа. По приезде, новобрачных встречает хозяйка дома… Молодая жена раздает подарки всем по куску холста в 3 аршина (1 аршин – 71,1 см); начинается угощение, на стол для новобрачных ставится яичница, стол с ней при песнях выносится в гумно. После угощения в гумне пивом или медом, стол с яичницей при песнях вносят опять в избу. Молодую обводят вокруг стола в знак того, что она будет госпожой этого дома (если нет матери). Вся эта церемония называется зводыны. Брачное пиршество кончается выпивкой и закуской пирога – подручник. Сват обводит молодую вокруг хозяйственных строений и колодезя, чтобы знала весь хозяйственный порядок.

Молодая во время свадьбы становится общим предметом внимания и подобострастия; перед ней все преклоняется, невинная девушка приносит в дом благодать Божию, в ней каждый видит залог благоденствия и счастья. Но, если, Боже сохрани, девушка опорочена, что никогда не укроется в быту крестьян…, бедная со слезами на глазах кается, но уже поздно. Такая жена не обещает счастья, на нее и смотрят все как-то холодно; в доме мужа ее ждет неуважение, частое посрамление, возбуждающее вечные семейные раздоры. Такая женщина не уйдет от посрамлений и колких насмешек, как бы ни сильна была власть землевладельца и покровительство господского дома…».

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

По материалам сборника «Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния» (С.-Петербург, 1863).

Фото:
http://xan-13.livejournal.com/1953652.html 
http://www.belhistory.com/course14.shtml

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Никита Стриж
Виртуальный Брест