25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии

28  Января 2016 г.  в 13:42 : Праздники, события, мероприятия

Двадцать пять лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии. Творческий коллектив - участник многих фестивалей, со своим разноплановым репертуаром они гастролировали в Польше, Украине, Франции, Люксембурге, Испании и Италии. Создателем и главным дирижёром на протяжении более двадцати лет был Александр Мартыненко.

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии

Нынешний руководитель коллектива Вячеслав Прилепин, начал свою карьеру в оркестре десять лет назад. Сегодня два замечательных руководителя - гости «БВ».

Александр Александрович, чтобы стать дирижёром, нужно проделать достаточно долгий путь. Почему выбрали именно эту профессию, а не исполнительство?

– Это давняя история, которая началась в 1955 году. В музыкальной школе я не учился, зато играл в самодеятельности. В десятом классе мы организовали оркестр, и ребята выбрали меня руководителем. Я тогда сделал первую инструментовку произведения Чайковского «Танец маленьких лебедей». В 1956-м получил за эту работу грамоту. Мне тогда было семнадцать. Не поступив в лётное училище, я пошёл работать. Друг моей сестры научил меня играть на домбре. Через год я решил попробовать свои силы в музыкальном училище в Минске. Мне повезло с замечательным преподавателем по специальности Георгием Ивановичем Жихаревым, у которого я занимался на протяжении девяти лет: четыре года в училище, пять лет в консерватории. Дирижированию учил меня заслуженный артист БССР Виталий Катаев.

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии

Когда служил в армии, с музыкой также не расставался. Пришёл приказ организовать ансамбль песни и танца на базе стрелковой роты в Уручье под Минском, где собрались ребята после консерватории, хореографических училищ, театрального института. Меня выбрали худруком. В то время я даже получил грамоту от командующего за плодотворную работу. Потом по распределению приехал в Брест, поначалу руководил симфоническим оркестром. Через полгода стал ещё дирижёром оркестра народных инструментов. Выступал с двумя коллективами одновременно. Через несколько лет мне предложили стать заместителем директора, а потом и директором музыкального училища. Двенадцать лет я возглавлял это учебное заведение.

Помните, как родилась идея создать камерный оркестр?

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии– В конце восьмидесятых выпало довольно сложное время для филармонии. Нас не финансировало государство на протяжении пяти лет, но, несмотря на это, у нас были деньги. Тогда мы создали вокально-инструментальный ансамбль «Лексис», группу Мальцева, взяли на работу ансамбль цыган, пригласили участников детской программы и цирковую группу из Москвы и вместе объездили всю Беларусь, Украину и Молдавию. В 1991 году нам дали дотацию. Дело было вечером: я сидел и думал, какой бы коллектив мне создать, подсчитал потенциальные кадры, набирался только камерный оркестр. Пригласили музыкантов, они дружно откликнулись. Вы не представляете, сколько нужно было приложить усилий, чтобы они начали дышать вместе, чтобы у музыкантов появилась общая интонация!

Управлять оркестром, наверное, довольно-таки сложно?

– Это большая эмоциональная нагрузка. Своим подопечным я сразу сказал, что дисциплины у нас не будет, будет только уважение: опоздал или не выучил – значит, не уважаешь своих коллег. Вы знаете, у нас получилось создать дружный коллектив, даже можно сказать, музыкальную семью. Создавая программу, я обязательно включал в неё классиков – Моцарта, Вивальди, Грига, Чайковского, Глебова и других, потом были лёгкие и вокальные произведения, чтобы слушателю было интересно на концерте. Безусловно, от дирижёра зависит подача произведения. Если оркестранты у тебя в руках, ты можешь слепить то, что тебе нужно. Здорово работать с коллективом единомышленников, которые не подводят друг друга. Я всегда испытывал удовлетворение, радость, когда получалось так, как я хотел, тогда я с уверенностью мог сказать, что я высказался, а меня выслушали.

Интересно, а были ли у Вас гастрольные случаи, которые вспоминали не один раз?

– В девяностых мы объехали всю нашу республику, побывали на Украине, давали концерты в Польше. Однажды мы гастролировали в Ветке Гомельской области. Перед концертом я пошёл прогуляться по городу и увидел нашу афишу, на которой фломастерами крупными буквами было написано: «Ура, живая музыка!». Эта фраза так согрела душу!

Ваша супруга Валентина Петровна тоже музыкант. Легко ли уживаться вместе?

– Через два года мы будем отмечать нашу золотую свадьбу. Бывает, можем немного поспорить, но по мелочам.

В конце нашего разговора хотелось бы услышать напутственные слова оркестрантам от родоначальника.

– Желаю успехов, плодотворных гастролей, хорошего настроения. Ведь музыкант – это не просто профессия, это образ жизни. Представьте только, сколько лет нужно посвятить музыке, прежде чем ты получишь квалификацию: семь лет в музыкальной школе, четыре года в училище и пять лет в консерватории, плюс ко всему каждодневный самостоятельный труд. Люди, которые остались в этой сфере, – истинные энтузиасты. Хочу, чтобы их ценили по достоинству, чтобы у них было справедливое вознаграждение. Я Вас всех люблю!

Дирижёр – это психолог

Вячеслав Юрьевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Когда Вы решили стать музыкантом?

– Сначала я занимался волейболом. До 17 лет не был связан с музыкой и не планировал связывать с ней свою жизнь, но мне кажется, что именно волейбол привил мне желание работать в команде. Однажды услышав, как звучит гитара, я решил непременно научиться играть на этом инструменте и стал усиленно заниматься. За два года охватил большой объём знаний и решил поступать в Могилёвское музыкальное училище по классу контрабаса. После нескольких лет учёбы начал заниматься дирижированием.

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии

Мой педагог увидел мои способности в этом деле и намекнул, что у меня неплохо получается. Я поступил в консерваторию и учился у заслуженного деятеля Республики Беларусь Николая Сергеевича Колядко параллельно контрабасному мастерству и дирижированию.

Почему всё-таки решили остановиться на профессии дирижёра?

– Оркестр может передать колоритность музыки концентрированно, чего нельзя продемонстрировать одним инструментом. Оркестр – это импровизация, в первую очередь чувств. Дирижёр находится между музыкой и музыкантами. Он своего рода режиссёр, который создаёт конкретную линию. Если я не буду представлять определённый образ, оркестр никогда не сыграет то, что я хочу. Желание донести музыку до слушателя должно исходить из души.

Говорят, музыка – живой организм. Уверена, что для Вас это не просто слова.

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии– Конечно. Дирижёр действует в определённых рамках, но так или иначе все выступления будут отличаться. На это есть много причин: даже от температуры в помещении, от количества людей звук меняется. Музыку нужно понимать, тогда обязательно передашь эти чувства публике.

Серебряный юбилей – весомая дата в жизни любого коллектива и организации. На мой взгляд, это хороший повод обозначить планы на будущее.

– Приятно, что в последнее время в зал филармонии приходит всё больше и больше слушателей. Сегодня мы создаём планы на целый год. Например, в марте выступим с талантливыми пианистами современности, а в апреле намечена духовная программа. Раз в полтора месяца мы обязательно будем радовать любителей классической музыки своими концертами. И все наши выступления будем наполнять новыми произведениями.

Вы рассказывали, что окончили музучилище в Могилёве. А как попали в Брест?

– По распределению. Мне очень нравился Брест, и, когда я узнал, что здесь ищут дирижёра, меня потянуло сюда ещё сильнее. Сначала меня распределили в Могилёве, но я пошёл к заместителю министра культуры и попросил перенаправить меня в приграничный город. Быть постоянно с оркестром – большой подарок для дирижёра.

Человек, на плечах которого организация музыкального процесса, безусловно, должен обладать определённым магнетизмом, умением объединять музыкантов. Не так ли?

– Мне кажется, дирижёр должен быть психологом. Ведь наш коллектив практически состоит из женщин, а милые дамы, как известно, всегда непредсказуемы. Поэтому я стараюсь учиться понимать их, наловчился даже где-то подстраиваться. Творчество творчеством, но есть и бытовые ситуации. Что скрывать, человеческий фактор всегда присутствует. Я стараюсь, чтобы в нашем коллективе царила творческая атмосфера. Тогда будет профессиональный рост. Оркестр – это игра не только музыкантов, но и дирижёра с людьми.

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии

 – Предполагаю, что с музыкой Вы не расстаётесь даже после работы.

– Вы правы, сейчас я живу только музыкой. Даже в свободное от работы время подбираю репертуар на будущее. Однако своим хобби я могу назвать спорт. Люблю смотреть и играть в футбол. К сожалению, на это остаётся совсем мало времени.

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии

Вы сказали, что Брест Вам всегда нравился. Наверное, есть места, где любите бывать чаще?

– Брестская крепость. А вообще я люблю путешествовать. Не так давно мы ездили в Италию, во Вроцлав.

25 лет назад начал свою историю камерный оркестр Брестской областной филармонии

Юбилей, как известно, подразумевает поздравления и пожелания.

– Желаю нам не останавливаться на достигнутом, а двигаться только вперёд. Быть преданными любимому делу. Хочу, чтобы музыка и наша работа делали нас счастливыми.

Фото Александра ВОРОБЬЯ и из группы оркестра в социальной сети Вконтакте

Источник: Брестский Вестник
Автор: Елена СИНЯВСКАЯ