Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

25  Января 2016 г.  в 17:36 : Разное: обо всём понемногу

В предыдущей серии у нас возникли определенные сомнения насчет качества белорусского дизельного топлива. На самом ли деле предельная температура фильтруемости, указанная в документах, соответствует действительности?

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

К тому же в сильные морозы поступает много жалоб на топливо от наших читателей. Да и солярка в первом эксперименте была уж больно мутноватая… В общем, вопросов хватает. А чтобы найти ответы, мы решили построить стенд, который имитирует часть топливной системы дизельного автомобиля. Представляем вам наше первое изобретение - "Парафиногон-3000"!

Для тех, кто любит видеоформат, предлагаем посмотреть следующий ролик. Наши руки тряслись, мы ужасно замерзли, но рады, что успели все смонтировать. Наслаждайтесь! 

Ну а для тех, кому удобнее все воспринимать через фото и текст, мы подготовили подробный отчет. Итак, поехали. 

Согласен, название аппарату было дано не без юмора. Почему "парафиногон", думаю, понятно. А вот цифра 3000 выбрана просто так. Ну, или может быть, потому, что так название звучит грозно и перекликается с обозначением робота Т-3000 из фильма «Терминатор: Генезис». Производство устройства для проверки топлива - Республика Беларусь, портал ABW.BY, КБ Архипова - Гладчука.

А если говорить серьезно, то наш "самопальный" стенд состоит из корпуса топливного фильтра от Peugeot 307 2.0 HDI (система питания Common Rail) и электрического насоса от этой же машины. Все соединено трехметровым шлангом, из него же сделан небольшой змеевик для охлаждения топлива. К насосу подведено питание в виде аккумулятора от Citroёn. Прибор был аккуратно собран всего за час на коленке нашим "прирученным" автомехаником Александром. За помощь в конструировании "Парафиногона", кстати, хотим отдельно поблагодарить компании "Ф-авто" и "Шате-М Плюс", которые предоставили нам необходимые компоненты для устройства. Молодцы, поддержали народный тест.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Для нашего стенда ребята из "Шате-М Плюс" предоставили аж десять фильтров-вставок PATRON. Восемь на этот эксперимент и еще два в качестве подстраховки.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Ну и антигеля Cyclo дали нам аж две бутылки, хотя нам хватило бы и одной..

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Безусловно, для проверки топлива существуют серьезные лаборатории с сертифицированными приборами и утвержденными методиками испытаний. Однако лабораторные тесты - это одно, а реальная жизнь, как показывает практика, все-таки другое. Поэтому мы решили провести свой собственный любительский тест с помощью самодельного прибора. Еще раз повторим: это просто любительский тест, мы не претендуем на лабораторную точность.

Если честно, в самом стенде до самого последнего момента мы не были уверены. Но оказалось, что аппарат отлично работает. Хотя полученный опыт говорит о том, что неплохо было бы для следующих экспериментов кое-что в нем усовершенствовать. Ну а пока "заводим" так.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Слева направо: "Белоруснефть", "Лукойл", "А-100", "Славнефть" (Мозырь), "Трайпл", "Газпромнефть", United Company и "Славнефть" (Рязань)

А вот наши "конкурсанты". Мы взяли восемь проб топлива на семи заправках. Все топливо зимнее, кроме одной пробы. Согласно ТР ТС 013/2011 предельная температура фильтруемости зимнего топлива составляет не выше -20°С.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Но одна проба у нас не то зимняя, не то межсезонная. Это рязанское топливо, купленное в "Славнефти", с обозначением ДТ-Е-К5 Сорт F. Уже к самому названию возникают вопросы. Дело в том, что буква "Е" указывает на то, что топливо межсезонное, а "Сорт F" - что топливо зимнее. Какое оно на самом деле, непонятно, хотя куплено было в начале января. Через пару недель на этой же заправке мы взяли еще одну пробу: оказалось, что АЗС "Славнефть" на Жукова заменило рязанское топливо на зимнюю солярку Мозырского НПЗ.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

С паспортами качества топлива можно ознакомиться в нашем предыдущем материале. По вашей просьбе мы закупили пробы на United Company (АЗС на пр-те Дзержинского) и "Газпромнефти" (ул. Пономаренко). UC продала нам белорусское дизельное топливо ОАО "МНПЗ". В документах указано, что температура помутнения составляет -2°С. На заправке "Газпромнефти" мы купили топливо производства ОАО "Славнефть-ЯНОС". Предельная температура фильтруемости купленного топлива United Company и "Газпромнефти" по ТР ТС 013/2011 составляет не выше -20°С.

Начали мы тест вечером в субботу. Днем было -10°С, затем температура упала до -16°С. Подождали немного и начали визуально оценивать пробы.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Слева направо: "Лукойл", "Трайпл", "А-100", "Славнефть" (Мозырь), "Белоруснефть", "Газпромнефть", United Company и "Славнефть" (Рязань)

Если говорить о прозрачности, то в лидерах "Лукойл", "Трайпл» и "А-100". "Славнефть" (Мозырь) и "Белоруснефть" в середнячках, а позади плетутся "Газпромнефть", United Company и "Славнефть" из Рязани.Забегая вперед, скажем: тесты показали, что помутнение еще не говорит о том, что топливо плохое…

Тест дизельного топлива. Часть вторая. ПарафиногонщикиТест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Но в трех последних пробах на дне наблюдался небольшой осадок, если смотреть на фоне лампы. Больше всего осадка было в первой пробе у "Славнефти" - какое-то уж очень мутное топливо на фоне остальных.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Ну, думаем, все, конец "Славнефти".

- Да вряд ли эта муть через фильтр с ячейкой в пять микрон пройдет! Скорее всего, забьется еще в сеточке заборника.

Сеточку мы, кстати, почистили. Запускаем стенд и…

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Очень хорошей струей начало литься топливо! И сразу же проба начала светлеть. Вот так сюрприз! Оставили мы работать наш прибор на полчаса.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Возвращаемся и наблюдаем картину: топливо идет все той же сильной струей. К тому же оно стало абсолютно прозрачным. Сетка заборника чистая. Фильтр немного запарафинился, но визуально еще ничего. Вот уж действительно "Парафиногон"!

Предвижу ваши комментарии: нет, насос все-таки холодный, вряд ли он греет топливо.

Сами в шоке. Сели мы думы думать:

- Машина моего знакомого встала на этой солярке при минус девяти. Причем почти новая машина. Может, у нас что-то не так с прибором?

- Да все так… Просто он имитирует абсолютно новый автомобиль с чистым топливным баком, новым фильтром и чистой сеткой заборника топлива. В жизни так не бывает. В жизни в баке всегда плавает вода, грязь и прочая муть. Не соблюдаются регламенты замены топливного фильтра. Бак или хотя бы сетка бака не чистится десятилетиями. Поэтому пока не будем делать выводов. А может, действительно для этого топлива температура воздуха около минус 16 не настолько низкая, чтобы топливо начало замерзать....

- Мне все равно кажется, что всему виной наше наплевательское отношение к автомобилям. В частности, к обслуживанию топливных систем. Ты когда последний сетку бака чистил?

- Никогда.

- Вот и я о том же…

- Не стоит забывать и об охлаждении топлива в движении автомобиля потоком набегающего воздуха. Слышал, что на каждые 10 километров в час топливо охлаждается на полтора градуса…

- Ну, охлаждение топлива мы сделаем в следующей версии "Парафиногона". А пока давай поставим топливо на ночь на улицу и посмотрим, что будет утром. Обещают минус 21…

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Слева направо: "Лукойл", "Трайпл", "А-100", "Славнефть" (Мозырь), United Company, "Газпромнефть", "Белоруснефть", "Славнефть" (Рязань) и межсезонная солярка "Белоруснефти" (вне конкурса)

Утром было действительно холодно. Когда я подъезжал к Заславлю, а возле этого городка находится наш "секретный технический центр", бортовой компьютер показывал -22°С. Но очень быстро стало теплеть. Тесты мы начали при температуре около -18°С.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Помутнело все, даже "Лукойл". Причем на всех пробах, кроме все того же "Лукойла", на дне появился белый осадок. Традиционно больше всего осадка оказалось в рязанской "Славнефти".

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

У нас появилась девятая проба. Мы нашли межсезонную солярку "Белоруснефти", купленную в начале ноября. Вечером субботы она была еще более-менее жидкая при -15°С, через "Парафиногон" решили мы ее не пропускать. А толку? По виду она явно должна была пройти наш тест.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

А утром это был если и не "кисель", то что-то около того… Поэтому загружаем в стенд "межсезонку" в первую очередь. А чтобы добавить реалистичности, "зарядили" мы в наш прибор старый фильтр, который нам отдали вместе с корпусом.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Насос закачал топливо в корпус топливного фильтра, но дальше - никак. Жужжит, издает странные звуки, но топливо из "обратки" не идет. Все, стоп машина!

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Из корпуса извлекаем вот такой фильтр. Парафина - мама не горюй!

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

А теперь сымитируем ситуацию, когда владелец пытается оживить незапускающийся дизельный двигатель с помощью замены старого фильтра на новый.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Заменили. Включили. Немного брызнуло - и все. Топливо не идет. Замена фильтра не помогла. А причина в том, что сетка "бензобака" вся в желе. В общем, наш "Парафиногон" работает! Но к "межсезонке" у нас по понятным причинам никаких претензий нет - она не рассчитана на работу при таких температурах.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Не отходя от кассы, заправляем наш "Парафиногон" рязанской соляркой ДТ-Е-К5 Сорт F, купленной на заправке "Славнефти". На вид мутная-мутная после ночи, на дне - хороший такой осадок.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Перед экспериментом очищаем нашу "топливную систему", чистим сеточку, ставим новый фильтр - и вперед.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

На удивление, стенд без проблем прокачал топливо.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Более того, оно практически сразу, как и в предыдущий раз, стало светлым. Оставляем стенд работать на 20 минут, а сами идем пить чай.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Возвращаемся. Выключаем насос и извлекаем фильтр. М-да… Парафина достаточно.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Из корпуса топливного фильтра вылилась вот такая жижа. Зато сетка заборника оказалась чистой.

Есть ощущение, что на ходу это топливо, охлаждаемое потоком воздуха, запарафинит весь фильтр, машина остановится… Пока ничего утверждать не будем, но ситуация с этим топливом какая-то мутная, как и его внешний вид.

Зато скидка хорошая.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Следующая проба на очереди - "Белоруснефть". На вид, конечно, мутноватое топливо.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Но "Парафиногон-3000" говорит о том, что с топливом все в порядке. Оно бодро течет по трубкам и мгновенно светлеет...

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

… хотя в колбе и плавает какая-то белая гадость.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Прокачиваем топливо ровно 20 минут и останавливаем работу стенда. Итог - фильтр девственно чист, визуально намеков на парафин не наблюдается.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Из отстойника вылилось нормальное топливо, а не странная жижа, как в предыдущем случае.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Слева - "Белоруснефть" (Мозырь), справа - "Славнефть" (Рязань). Почувствуйте, как говорится, разницу!

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Далее выбрали для пробы далеко не самую светлую солярку United Company.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Ситуация аналогичная: фильтр чист, топливо начинает литься ручьем и моментально светлеет. Никаких проблем с соляркой.

Хотя именно эта проба отчетливо пахнет бензином. "Бензодизель" какой-то по запаху. Но знакомый очень "продвинутый" дизелист говорит, что с UC все в порядке. Но! Химический состав мы пока не трогаем, поэтому никаких официальных комментариев.

Остальные пробы решили не прогонять: смысла нет. Все остальное топливо еще светлее "Славнефти" (Рязань), "Белоруснефти" и United Company. Сомнений в том, что оно пройдет тест, никаких нет. Пока гоняли топливо, потеплело до -14°С, поэтому эксперимент пока остановили.

Есть ли смысл лить антигель в замерзшее топливо?

Раз уж у нас был антигель Cycle, решили проверить, что будет, если его залить в замерзшее топливо. Вообще, это абсолютная дурость, потому что для размораживания дизельного топлива есть специальная жидкость. А антигель ничего не размораживает, его нужно заливать в бак до того, как заправочный пистолет будет вставлен в горловину, что и сказано в инструкции. То есть лей, пока горячо. Но кто же эту инструкцию читает!

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Залили немного антигеля - топливо посветлело. Но все равно полностью жидкой "межсезонка" от "Белоруснефти" не стала.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Неуверенно, но солярка все-таки начала литься из "обратки".

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Но сетка топлива в желе, фильтр - в парафине. Читайте инструкции! Антигель ваш дизельный автомобиль не разморозит. Но замерзание предотвратит. В общем, к нему мы вернемся в следующих сериях.

Итоги

Оказалось, что дизельное топливо, которое продается в автозаправочных сетях Беларуси, не такое уж плохое. Ночью оно простояло при температуре -21°С, но вопросы возникли только к полузимней-полумежсезонной "Славнефти" рязанского розлива. И даже эта солярка более-менее нормально прогонялась через наш стенд! Справедливости ради стоит отметить, что руководство данной заправки решило заменить рязанское топливо белорусским. Не наш ли первый материал повлиял на это решение? Хотя все равно заглядывайте в паспорт топлива, ведь остальные АЗС компании "РН-Запад" мы не проверяли.

Но больше всего подозрений у нас по-прежнему остается по поводу качества обслуживания владельцами своих автомобилей. В машине с чистой топливной системой и с вовремя замененным фильтром топливо от белорусских АЗС должно нормально течь. По крайней мере нам так показалось в ходе любительских испытаний.

Тест дизельного топлива. Часть вторая. Парафиногонщики

Что касается прибора, то уже есть планы его модернизации. Тесты показали, что нам нужно удлинить шланги стенда, увеличить объем топлива, установить обдув и добавить точный термометр в колбу. Дизельное топливо тоже хотелось бы в следующий раз морозить в морозильнике с возможностью точной установки температуры. Временные рамки тестовых замеров необходимо увеличить. Если все это сделать, то наша установка еще больше будет приближена к реальным условиям работы дизельного автомобиля.

Ну а пока небесная канцелярия обещает надолго подарить нам теплую погоду. Ждем морозы и надеемся, что наш стенд еще покажет себя в бою.

Редакция ABW.BY выражает благодарность компаниям «Шате-М Плюс» и «Ф-авто» за помощь в создании установки

Есть ли у кого-нибудь просторный морозильник, в который поместились бы семь проб по десять литров? Или хотя бы по пять? С возможностью транспортировки. Как говорится, а вдруг? Ждем сообщений на hladchuk@abw.by

Источник: www.abw.by
Автор: Юрий ГЛАДЧУК Фото и видео автора