Многие владельцы дизельных автомобилей в эти морозы столкнулись с проблемами: машины не заводились, а если заводились, то замерзали на ходу.
Кто виноват? Плохая солярка или некачественное обслуживание топливной системы?
Вопрос сложный. Мы решили проверить качество зимнего дизельного топлива, закупив пять проб на различных заправках.
Недавно "Белнефтехим" инициировал проверку качества дизеля, намекая, вероятнее всего, на российское топливо. А мы собираемся параллельно провести свою проверку: закупить солярку и посмотреть, как она проявит себя в морозную ночь.
Подъезжаем к заправке "Славнефти", которая находится на ул. Глаголева. На колонке указана маркировка ДТ-Е-К5 сорт F.
Залилось что-то мутное и явно нездоровое…
Бортовой компьютер при этом показывал -16°С.
Паспорт топлива висит на стенде, с ним может познакомиться любой желающий. Изготовитель дизельного топлива - ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания".
И вот что самое интересное: в документе написано, что по нормам Технического регламента Таможенного союза 013/2011 в отношении экологического класса К5 предельная температура фильтруемости составляет не выше -15°С! По данным завода-изготовителя, ПТФ не выше -20°С, а фактические данные также говорят о -20°С.
Но если -15°С, по данным 013/2011, то какая же это зимняя солярка? Хотя у сорта F действительно предельная температура фильтруемости составляет -20°С. Сотрудники АЗС божились, что это зимняя солярка, до -20°С проблем быть не должно. Ладно, загрузили банку в багажник, едем на АЗС "Лукойл" на ул. Либк.
Залили их дизель - совсем другое дело! Чистенькая, светленькая солярочка.
Даже рядом не стояла с пробой от "Славнефти"!
Сверху пена на последней так и не исчезла бесследно, наблюдаем какие-то подозрительные белые хлопья.
Сотрудники заправки "Лукойл" без лишних вопросов передали нам паспорт дизельного топлива. Заодно похвастались, что их солярка даже лучше зимней. Изготовитель - ООО "Лукойл - Нижегороднефтеоргсинтез". По нормам Технического регламента 013/2011 предельная температура фильтруемости составляет не выше -20°С. По ГОСТу 35511-2013 - не выше -26°С. Фактическое значение - аж -29°С! При этом температура помутнения по фактическим значениям -17°С. Неплохо.
Далее едем на АЗС "А-100", что на ул. Харьковской. На колонке наклеена "снежинка", указана маркировка ДТ-З-К5 сорт F, где "З", кстати, говорит о том, что топливо зимнее. "Е", как в случае со "Славнефтью", указывает на то, что топливо межсезонное.
В банку залилась чистое и светлое топливо. С внешним видом все хорошо.
Сотрудники без вопросов предоставили документы, хотя немного поежились, когда я достал фотоаппарат. Мол, снимать нельзя, но так и быть, если очень надо, то фотографируйте.
Топливо оказалась белорусского производства, от ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод". По нормам техрегламента предельная температура фильтруемости не выше -20°С. Фактическое значение - не выше -25°С.
Подъехали на заправку "Трайпл" на ул. Ольшевского: на колонке висит "снежинка", которая говорит о том, что топливо зимнее.
В банку залилось что-то мутноватое непонятного цвета. Но жидкое - ездить будет.
Документы висят на стенде, у продавцов не было вопросов по поводу фотосъемки. Почему-то в паспорте не указана предельная температура фильтруемости по нормам ТР ТС 013/2011. Значение предельной температуры фильтруемости по какому-то там СТБ - не выше -20°С. Фактическое значение - не выше -26°С. Само топливо приехало из Гомельской области.
Подъехали на "Белоруснефть" на ул. Тимирязева. Колонка с маркировкой ДТ-З-К5 говорит о том, что топливо зимнее.
К его прозрачности нет никаких вопросов.
Сотрудница АЗС представила документы, но предупредила, что фотографировать их "вообще-то" запрещено. Впрочем, фотосъемке никто не препятствовал.
И вот наши испытуемые рядом в -17°С. Солярка от "А-100" и "Белоруснефти" только что вылилась из колонок, поэтому к прозрачности вопросов нет. "А-100" и "Лукойл" при этом похожи по цвету: обе с зеленоватым оттенком. "Белоруснефть" с желтым оттенком, но с прозрачностью все отлично. А вот дизтопливо от "Трайпл" странного белого цвета и мутновато, "Славнефть" же самая подозрительная на вид.
Параллельно отмечаем, что все АЗС залили одинаковое количество топлива. Еще раз посмотрите на "Славнефть": разводы на стенке банки напоминают кисель. Но солярка еще жидкая, хотя и более густая, чем другие испытуемые.
Оставляем наши банки с градусником в багажнике Ford Sierra за $200 - хоть какая-то от этой машины польза.
Приходим обратно примерно через четыре часа. Полночь, на улице к этому времени потеплело до -15°С. Жаль! По прогнозам должно было быть -20°С. Не повезло.
Однако, что самое интересное, все пробы, кроме лукойловской, помутнели! "Белоруснефть" при этом помутнела чуть сильнее, чем "А-100". Поэтому на первом месте по прозрачности у нас "Лукойл", потом "А-100", третье место вместе делят "Белоруснефть" и "Трайпл", а в конце плетется "Славнефть".
В банке с продукцией "Славнефти" на дне обнаруживаем какой-то мутный осадок!
Переливаем ее содержимое в две другие банки, перемешиваем - осадок вроде исчез. Вообще машина должна завестись, солярка еще жидкая, хотя и более густая, чем все остальные. Но все очень на грани. "Славнефти" повезло с температурой. Есть ощущение, что при -20°С все было бы намного хуже.
Немного жидкости переливаем в маленькую банку. Скажу наперед: она нам еще пригодится.
На следующий день в -13°С дизельное топливо выглядело так. Все мутноватое, кроме "Лукойла". Поэтому он и выходит победителем в нашем сравнительном тесте. "Славнефть" в то же время явно аутсайдер. Компании повезло, что в ночь теста не было -20°С. Выдержало бы их топливо эту температуру - большой вопрос.
За день до теста зимней солярки наш "прирученный" автомеханик Александр испытал межсезонную солярку. Куплена она была в первых числах октября на "Белоруснефти".
В -15°С она была мутная, но еще жидкая. Машина с исправной топливной аппаратурой должна завестись. По паспорту -15°С - предельная температура фильтруемости.
Александр вернулся к ней, когда было -20°С. Солярка замерзла и превратилась в кисель. Если у вас в баке осталась "межсезонка", то машина при такой температуре явно никуда не поедет.
Добавили пару капель присадки Castrol TDA - парафины исчезли, солярка стала прозрачной и готовой к "употреблению". Хотя на утро в -22°С опять помутнела, при этом парафины осели на дно. Возможно, машина все-таки заведется.
Жаль, что в ночь теста температура так и не опустилась ниже -20°С. Однако все закупленные пробы мы сохраним для будущих испытаний. Заодно закупим еще несколько банок дизельного топлива других компаний.
Также на подходе первое изобретение ABW.BY - хитроумное устройство для проверки предельной степени фильтруемости в условиях, приближенных к реальной эксплуатации автомобиля.
В общем, еще вернемся. Чувствую, наш ждут великие открытия…
Автор: Юрий ГЛАДЧУК