Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Разговор с прокурором в преддверии выхода нового Закона «О борьбе с коррупцией»

22  Января 2016 г.  в 12:05, показов: 5058


Разговор с прокурором в преддверии выхода нового Закона «О борьбе с коррупцией»Жить на одну зарплату. Через три дня вступит в силу новый Закон «О борьбе с коррупцией», положения которого выработаны с учетом предложений заинтересованных государственных органов и после детального изучения общественного мнения. В содержании основных положений этого правового акта, направленных как на совершенствование законодательства в целом, так и на снижение мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, корреспонденту «БВ» помог разобраться заместитель прокурора области Виктор Савич.

Из зала суда

По словам нашего собеседника, в прошлом году правоохранительные органы зарегистрировали 188 преступлений коррупционной направленности. По завершенным уголовным делам установлен материальный ущерб на сумму более шести миллиардов рублей. Наибольшее количество таких преступлений выявили в сферах государственного управления и торговли, агропромышленного комплекса, оказания коммунальных услуг, промышленности и транспорта. Суды Брестчины рассмотрели 49 уголовных дел в отношении 53 лиц. Из них 19 признали виновными в совершении хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, 14 «погорели» на получении взяток, 7 на превышении служебных полномочий и 6 на даче взятки.
К примеру, бывшего директора частного снабженческо-производственного унитарного предприятия «Брестский зооветснаб» осудили сразу по трем статьям Уголовного кодекса Беларуси. Его признали виновным в повторном получении взятки, злоупотреблении служебными полномочиями, повлекшем причинение ущерба в крупном размере и нанесение существенного вреда государственным интересам, а также повторном хищении.

Во время разбирательства по делу установили, что осужденный незаконно получил от директора одного из обществ с ограниченной ответственностью 30 миллионов рублей за предоставление в аренду помещений большей площади без отражения этого в договорах аренды. Кроме того, он оформлял договоры подряда и подписывал акты приема-сдачи выполненных работ, которые в действительности не производились. Он же за благоприятное решение вопроса об увеличении объемов закупок ЧСПУП «Брестский зооветснаб» ветеринарных препаратов у коммерческой фирмы получил в качестве взятки для себя от представителя данного юридического лица.

С учетом возраста обвиняемого – 63 года, полного признания им вины и частичного погашения ущерба осужденному назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 3 месяца с уплатой штрафа в сумме 18 миллионов рублей с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет.

А бывшего главного инспектора отдела таможенного оформления и контроля одного из таможенных постов Брестской таможни признали виновным в уклонении от уплаты таможенных платежей, получении взятки и злоупотреблении властью или служебными полномочиями. В частности, было установлено, что он принял для себя 1 000 долларов США в качестве взятки за благоприятное решение вопросов, связанных с таможенным оформлением нескольких дорогостоящих автомобилей. Кроме того, он же для личного использования ввез на территорию Республики Беларусь два легковых автомобиля, незаконно уклонившись от уплаты таможенных платежей на сумму около 500 миллионов рублей.

Судом ему определено наказание в виде шести лет лишения свободы в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, сроком на 5 лет.
Всего же в прошлом году 20 лиц, совершивших коррупционные преступления, осуждены к лишению свободы, 16 – ограничению свободы, 10 – с отсрочкой исполнения наказания, 4 – к лишению права занимать определенные должности.

Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью назначили 39 осужденным, в виде штрафа – 12-ти.

Предупреждать лучше, чем наказывать

Кроме того, как рассказал Виктор Савич, в целях совершенствования деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями прокуратура Брестской области изучила общественное мнение о распространенности в обществе коррупционных проявлений.

Разговор с прокурором в преддверии выхода нового Закона «О борьбе с коррупцией»На официальном сайте Брестского областного исполнительного комитета в разделе «Обращения» - «Изучение общественного мнения» была размещена анонимная анкета. В ней содержался перечень вопросов для изучения общественного мнения о состоянии коррупционной преступности в Брестской области. В частности, респондентам было предложено оценить уровень распространения коррупции за последние два года, выбрать наиболее вероятные причины коррупционных проявлений и сферы общественной жизни, в которых им приходилось с ними сталкиваться. Кроме того, анкетируемым предложили высказать свое мнение о наиболее эффективных способах борьбы с коррупцией.

Всего за период проведения анкетирования в нем приняли участие больше 546 человек. Анализ собранных ответов показал, что более 51,6 процента участников анкетирования оценили работу по искоренению коррупции среди государственных служащих и должностных лиц Брестской области как эффективную, 31,1 - как недостаточную и 17,2 процента затруднились ответить. Показателем формирования общественной нетерпимости к коррупционным проявлениям стал результат голосования респондентов о нежелании «финансово благодарить» должностных лиц за положительное решение их вопросов (72,2 процента). Более 78,4 процента опрошенных указали, что ни им, ни их друзьям и родственникам не приходилось сталкиваться с коррупционными проявлениями в правоохранительных органах и органах местной исполнительной и распорядительной власти.

В ходе анкетирования также были собраны мнения граждан о предлагаемых ими способах борьбы с коррупционными проявлениями, в числе которых наиболее эффективным было названо усиление контроля со стороны общества за работой государственных служащих и должностных лиц.

Новое в законодательстве

К слову, это предложение уже нашло отражение в новом Законе «О борьбе с коррупцией». Одно из положений этого нормативного акта вводит в правовую практику общественный контроль как со стороны отдельных граждан, так и общественных объединений. К нему можно отнести разработку проектов и общественное обсуждение документов в области борьбы с коррупцией, а также участие в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции.

Виктор Савич обратил внимание и на ряд других изменений, которые принес в правовую практику новый закон. В частности, нельзя будет назначать на руководящую должность человека, которого в течение последних пяти лет увольняли по дискредитирующим обстоятельствам. А если гражданина когда-либо уличали в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо правонарушения, сопряженного с использованием служебных полномочий, то запрет на прием на государственную службу становится для него бессрочным. Кроме того, он в случае совершения указанных преступлений за время службы теряет право на пенсию за выслугу лет, сохранив за собой только пенсию по возрасту. По мнению законодателей, именно эта норма станет одним из главных факторов профилактики коррупционных преступлений, поскольку получение пенсии более крупного размера, чем пенсия по возрасту, как раз один из наиболее значимых стимулов прохождения государственной службы.

Новый закон также расширил перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также лицами, назначенными на должность путем избрания. «Это связано с тем, – пояснил Виктор Васильевич, – что именно должностные лица принимают стратегические решения в экономической сфере деятельности и обладают значительными полномочиями по распоряжению государственным имуществом и активами организаций и предприятий. Поскольку эти лица несут повышенную ответственность за совершение преступлений, к ним необходимо применить более строгие меры контроля за имущественным положением».

Отныне должностные лица, занимающие ответственное положение, лица, назначенные на должность путем избрания, а также их супруги и совместно проживающие близкие родственники будут декларировать имущество, которым фактически пользуются. К нему можно отнести объекты недвижимости, транспортные средства, а также дорогостоящие произведения искусства, драгоценные металлы, камни и ювелирные изделия.

Если же стоимость имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, а также поступивших на службу путем избрания, более чем на 25 процентов превысит доход, полученный за отчетный период из законных источников, вступает в действие механизм изъятия. «Изыматься имущество будет в судебном порядке», – подчеркнул Виктор Савич.

Источник: Брестский вестник
Автор: Дмитрий КУХАРЧУК
Брестский Вестник



Система Orphus