Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

11  Января 2016 г.  в 09:36 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

История Алексея типична и абсолютно не уникальна. Таких людей в нашей стране тысячи. Пока они скрываются под маской анонимности, опасаясь проблем на работе, на дороге. Но это не преступники.

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Их объединяет лишь то, что они принципиально не платят дорожный сбор. И у каждого, помимо очевидной финансовой, найдутся десятки других причин. Наш собеседник называет среди них неправдоподобные отчеты чиновников, беспочвенные остановки ГАИ. Да и сам техосмотр, по его словам, в реальности уже давно потерял свою главную функцию — проверку безопасности технического состояния. Госпошлина растет, дороги в основной массе лучше не становятся, меры ужесточают, а число анонимных неплательщиков продолжает увеличиваться. Простая, можно сказать обыденная история одного из них — в материале Onliner.by.

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Распределение денег

«Чиновники доносят через СМИ свою статистику: сколько получили, сколько и на что потратили. Не надо даже доставать калькулятор, чтобы понять: что-то не сходится», — Алексей начал разговор с простых вычислений. За окном — январский день, его немолодой Rover обильно припорошен снегом. Под ветровым стеклом, в месте, где должна белеть наклейка о пройденном ТО, девственно чисто. В правом нижнем углу лобового пусто уже полтора года, с момента объявления о сборе налога на дороги. Молодой человек вспоминает громкие заявления, озвученные с тех самых пор: «Налоговики говорили, что деньги от пошлины ($100—120 млн) пойдут в фонд для строительства и ремонта дорог. Но, якобы, это мелочи, покрывают только одну пятую часть трат (всего их $700 млн). А если посчитать количество всех автомобилей (в том числе коммерческих) и умножить на суммы выплат, выйдет $500 млн. Получается, только каждый пятый проходит ТО? А в „Гостехосмотре“ говорят, нарушителей не 80 процентов, а 16—20. Кто-то врет?»

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Польза техосмотра

Несоответствие или несогласованность информации — проблема. Но не она стала главной причиной, почему Алексей перестал проходить техосмотр. Толчком послужила ржавчина, обыкновенная дырка на кузове его Rover в районе задней арки.

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

«На безопасность движения она не влияет никак, но ТО я уже не пройду, меня развернут с формулировкой „не допущен к движению по дорогам из-за видимых повреждений кузова“, — говорит наш собеседник. — Признаться, я перфекционист. Каждый день я вспоминаю об этой дырке, и каждый раз она меня бесит. В остальном мой Rover полностью исправен: заметив малейший симптом, я сразу диагностирую и решаю проблему, то есть соблюдаю ПДД. Изучил свою машину досконально, как и другие модели марки. Сейчас администрирую минский клуб Rover. По случайности коррозия вылезла во времена введения дорожного сбора. И тут рациональность перевесила мой перфекционизм. Посчитал: $750 нужно отдать на ремонт дырки и других подгнивающих частей (с двухлетней гарантией), еще $200 — за два года налога. Это экономически нецелесообразно, траты не должны превышать пользу. Некоторые, приезжая на станцию ТО, оплачивают услуги только для того, чтобы узнать о недостатках. Ну а получив диагностическую карту на руки, уезжают, не заплатив налог, не получив заветную наклейку. Думаю, каждый понимает, что прохождение техосмотра уже давно не гарантирует безопасность техсостояния машины. Честно, я бы поверил в обратное. Но новости про отвалившиеся колеса у тракторов и грузовиков на столичных улицах не оставляют мне шанса».

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Штрафы и вложения

Госпошлина для большинства легковушек составляет 1,26 млн, штраф — вначале 210 тыс., потом 420. То есть можно три раза попасться, рассуждают анонимы. Тут уж как повезет: сегодня можно проехать мимо патрульной машины, а завтра остановят трижды. Продвинутые автомобилисты сводят фактор случая к минимуму, в чем помогают мобильные приложения или рации. Но от неожиданной встречи не застрахован никто. В сети не раз всплывали истории, как сотрудники ГАИ, выслушав принципиальные доводы водителей по поводу госпошлины и, как следствие, отсутствия сертификата о прохождении техосмотра, отпускали нарушителей со словами «счастливого пути». В этом вопросе удача не на стороне Алексея, он ее компенсирует настойчивостью:

«Меня останавливают часто, не знаю почему. Два или три раза уезжал без штрафов за отсутствие ТО. В последний раз жезлом указали притормозить на перекрестке в частном секторе в темное время суток. Инспектор попался адекватный. Состоялся примерно такой диалог: „Почему остановили? Я же перестраховывался, ехал 30 км/ч. Какова причина?“ — „Проверка документов“. — „Но это недостаточное основание для остановки… (Позже я объясню, почему использую уже всем надоевшую фразу „причина остановки“.) Я не нарушал, спецмероприятие не проводится, заявление от граждан в мой адрес вряд ли поступало, и я не думаю, что вы меня в чем-то подозреваете“. Какое-то время мы еще спокойным тоном пообсуждали ситуацию, и он в итоге признался: „Вы знаете, на самом деле толковых оснований останавливать вас нет. Езжайте“. Конечно, это исключение из правил, чаще инспекторы начинают раздражаться, говорить, мол, „слишком умный попался“. Отвечаю: „Да, я умный. Неужели это плохо? Разве это может кого-то не устраивать?“

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

А вот раньше был неопытным. В первые два года водительского стажа ГАИ останавливала меня до пяти раз в неделю. Рекорд — три раза в день. Когда жил в другом районе, мой маршрут пролегал через пост дежурства инспекторов и раз в неделю я просто предъявлял документы. Штрафов не было, так как ПДД не нарушал. Но как мыслят новички? Если машут жезлом, значит, где-то нарушил. А по итогу участвуешь в праздной беседе на темы „куда едете?“, „почему крадетесь?“ Так сложились первые впечатления: останавливают просто так, подозревают „потому что“. Признаюсь, беспочвенные, „пустые“ требования воспитали меня таким, какой я есть. Я начал читать законы, внутренние инструкции Госавтоинспекции, а позже — оперировать этими знаниями в беседе. Оттуда и фраза „причина остановки“, и нежелание останавливаться там, где это запрещено ПДД, и обращения в службу доверия. Моя цель — не спор ради „правдорубского“ видео в сети. Я просто не хочу, чтобы меня останавливали без объективных на то причин. Я не создаю конфликт, не разжигаю его и не поддерживаю. Я только хочу понять, что же я сделал не так, почему меня остановили. Когда инспектор это понимает, вдруг сразу становится доброжелательным. Но это никогда не избавляет меня от штрафа за отсутствие ТО: как только мы доходим до передачи документов, я сразу говорю, мол, техосмотра нет, готов оплатить на месте».

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Состояние дорог

«Дорожный налог ввели, а состояние дорог лучше не стало» — это высказывание сопровождает почти каждую новость на наболевшую тему. Кто-то не хочет принимать участие в финансировании строительства второго кольца вокруг Минска, кто-то не видит стремительного развития ремонтных организаций, продолжает прыгать по кочкам и ямам, к которым привык еще с начала 2010-х, с опаской выезжает на улицы в снежные дни. У Алексея тоже есть свой резон, и связан он с самой серьезной за его стаж аварией. «В январе 2010 года мне не уступили дорогу, и моя первая машина — Ford Sierra — превратилась в металлолом, — вспоминает молодой человек. — Тогда слегка приморозило. Я выезжал с работы, только повернул и начал набирать скорость. А через 200 метров был перекресток, где за пару минут до ДТП проезжую часть посыпали песком. Та же машина, закончив с дорогой, посыпала рядом тротуар. Я разогнался только до 50 км/ч, как со встречной полосы налево повернул автомобиль. Я ударил по тормозам и в заносе доехал до него. К счастью, никто не получил ни малейших травм. Тут же подбежал дорожник, спросил: „Может, еще скажешь, что скользко, что дорога плохо посыпана?“ В ответ только спокойно сказал ему: „Раз я не остановился за 20 метров, то, наверное, не очень хорошо“. Потом он утверждал, что я „летел черт знает сколько“, что песок на льду должен был сразу подействовать. Позже пригласили на разбор ДТП, санкций ко мне не применяли. Судьбу нарушителя я не знаю. Но моя машина оказалась разбита в хлам».

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Форма оплаты

Многие анонимы готовы платить за свой автомобиль и за дороги, по которым он ездит, но только не так. Их смущает несколько аспектов. Во-первых, все автовладельцы должны платить равный налог: и те, кто ездит много, и те, кто мало. Во-вторых, пошлина привязана к человеку, а не к пробегу: платить приходится каждый раз при смене машины. В-третьих, по их мнению, не совсем справедлива градация по весу: за автомобиль массой в 1,49 тонны надо платить 3 базовые величины, а при массе 1,51 тонны — уже 6.

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

«Пошлина для белоруса — не совсем налог, — считает Алексей. — Мы не можем не заплатить НДС, заложенный в стоимость товара, или подоходный налог, который вычитают на стадии выплаты зарплаты. Наши люди привыкли, что кто-то другой считает их налоги. Пошлина в этом смысле — головоломка. Те, кто в принципе готов платить налог, просят включить его в стоимость топлива. Логично: больше ездишь — больше влияешь на покрытие, его состояние — соответственно, больше платишь. Не хочется вдаваться в вопросы акцизов и двойного налогообложения, чиновники уже все объяснили: топливо не подорожает, так как цена на него должна быть такой же, как в соседних странах. Но есть и другие способы обязательных выплат».

Пока же такие, как Алексей, продолжают ездить без отметки о техосмотре. Обычно они говорят инспекторам, что забыли сертификат дома. За это нарушение штраф меньше — всего 0,5 базовой величины. Недавно в МВД предложили не штрафовать забывчивых водителей, поручив при этом усовершенствовать базы данных, по которым можно все проверить, зная лишь ФИО водителя и номер машины. То есть, в частности, автоматизировать выявление неплательщиков госпошлины. И тут у анонимов останется минимальная альтернатива: или платить, или снимать маски.

Пять причин, почему водитель отказался от уплаты дорожного сбора

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: ONLINER
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
ONLINER