Инвестор из Чехии построит на базе «Белтерминала» современный транспортно-логистический центр

30  Ноября -0001 г.  в 00:00

Инвестор из Чехии построит на базе «Белтерминала» современный транспортно-логистический центрГлобальные процессы в мировой экономике заставляют пересматривать маршруты движения товарных потоков. Крупные страны-экспортеры в поисках выгоды все чаще посматривают в сторону сухопутного транспорта, просчитывая возможности поменять морские пути на железные и асфальтовые дороги.

Как в Бресте готовятся использовать свой транзитный потенциал в новых условиях, чтобы железнодорожные составы и автомобильные караваны, которые свяжут страны Европы и Азии, не пошли в обход Беларуси? И какое заманчивое предложение по перераспределению грузов «Белтерминал» готовит транспортникам, чтобы те не смогли отказаться?

Как рассказал директор ЗАО «Белтерминал» Сергей Карако, данное предприятие - это прямой потомок центральной перевалочной базы Министерства обороны СССР, созданной в далеком 1945 году. Сразу после войны здесь перегружали трофеи из побежденной Германии перед отправкой на просторы Страны Советов. В мирное время через базу проходило снабжение Западной группы войск: от пуговиц к солдатским шинелям до ракет. Когда «холодная война» закончилась, здесь хотели создать военный коммерческий центр, но решили: армия и коммерция несовместимы. После этого акции «Белтерминала» переходили от одной структуры к другой, пока в 2006 году не оказались у Брестского облисполкома. Сначала думали распродать объект по частям. Благо в арендаторах, желающих купить площади «Белтерминала» насовсем, недостатка не было. Но у руководства области было другое мнение. В свете глобализации мирового транспортного рынка и в интересах государства было решено сохранить объект и восстановить его главную функцию – перегрузку с европейской колеи на широкий железнодорожный путь и наоборот. Правда, для областного бюджета такой проект оказался не из дешевых. Начались поиски инвестора.

Мощный экономический рывок Китая и стран Юго-Восточной Азии спровоцировал значительное увеличение их товарооборота с другими странами, в частности, европейскими, львиная доля которого осуществляется морским путем. Однако начали просыпаться и владельцы сухопутного транспорта. Так, россияне сегодня активно реконструируют свои пограничные переходы с Китаем, чтобы затем часть грузопотока пустить транзитом через Федерацию по российским железным дорогам. Таким образом, очевидно желание наших восточных соседей перетянуть часть транспортных потоков с моря на себя и откусить кусок пирога у японского капитала, которому принадлежит большинство морских судов восточноазиатского региона.

Пробным камнем стала организация доставки товара из Кореи в Европу двумя поездами. И первый блин не вышел комом – экономические показатели перевозки были весьма не дурны. При таких мировых тенденциях закрывать «Белтерминал» было бы, мягко говоря, нелогично. Ведь, чтобы товар попал из России в Европу, транзит через Беларусь необязателен – есть еще путь через Украину.

Кроме того, в самом Евросоюзе изучают вопрос перехода на более экологически чистый, по сравнению с автомобильным, железнодорожный транспорт. Скажем, в Швейцарии груженые фуры ездят не своим ходом, а на железнодорожных платформах - чтобы не нанести вред природе. Отсюда вывод: поток поездов только увеличится. И новый транспортно-логистический центр «Белтерминал» должен быть как нельзя кстати. Но как найти инвестора?

На «Белтерминале» были подготовлены информационные печатные и видеоматериалы и отправлены в посольства Республики Беларусь в странах Европы. И во многом благодаря белорусским дипломатам в Праге, которые проделали большую подготовительную работу, будущий инвестор – чешская транспортная компания «Доправа» смогла по достоинству оценить потенциал и перспективы вложения своего капитала в «Белтерминал». Правда, свою заинтересованность в проекте выражали и представители Нидерландов, но голландцы не спешили переходить к конкретным предложениям.

Таким образом, «Доправа» купила 90% акций «Белтерминала» и уже перечислила за них 2,5 миллиона долларов в бюджет области. Нужно сказать, что инвестор – это известный и крупный грузоперевозчик, в активе которого 120 локомотивов и 3000 вагонов. Только в этом году чехи планируют вложить в техническую реконструкцию «Белтерминала» до 15 миллионов евро и подтянуть предприятие к европейскому уровню. Кроме того, инвестор ведет переговоры о выкупе у Белорусской железной дороги старых военных путей, которые сегодня не используются, чтобы отремонтировать их и «наполнить» движением пока «мертвые» рельсы. И если все пойдет по плану, то еще до конца года возобновится перегрузка контейнеров с широкой колеи на узкую, но уже на новом оборудовании. К тому же по условиям договора чехи обязались организовать дополнительный грузооборот через «Белтерминал», а не переманивать составы, которые сегодня идут через Белорусскую железную дорогу.

Только на первом этапе реализации проекта появятся десятки новых рабочих мест с солидной зарплатой: водители погрузчиков, диспетчеры, охранники. В перспективе еще одно направление деятельности предприятия – организация комбинированных перевозок, когда груз едет сначала на автомобиле, а затем на поезде, или наоборот. Сегодня же идут проектные работы, переговоры с железной дорогой о выкупе у нее путей, готовятся договоры с подрядчиками, а также проходит диагностика старых кранов – может, еще рановато списывать на металлолом «заслуженных работяг»? Кстати, один уже отработавший свое, но представляющий историческую ценность кран «Белтерминал» предлагает городу в качестве музейного экспоната.

Этот инвестиционный проект – яркий пример того, как можно и нужно использовать стратегическое месторасположение Беларуси в центре Европы, развивать ее транзитный потенциал и зарабатывать на нестыковке узкой и широкой колеи железной дороги.

Кстати

В апреле планируется проведение II Брестского инвестиционного форума в рамках 11-й Международной многоотраслевой выставки-ярмарки «Брест. Содружество-2009». На форуме будет представлен экономический и инвестиционный потенциал региона.

В прошлом году на Брестчине было реализовано большинство запланированных инвестиционных проектов. Однако пассивность отдельных руководителей привела к переносу некоторых из них на этот и последующий годы. В малых и средних городах 8 из 11 запланированных проектов были сорваны по срокам ввода. В этом году руководство облисполкома во главу угла поставило поиск и привлечение иностранных инвесторов. Сегодня нельзя ждать, что кто-то придет и вложит деньги в экономику области. С инвестором нужно работать, держать с ним постоянный контакт и активно решать возникающие вопросы. Некоторые же, несмотря на договоренности на I Брестском инвестиционном форуме с владельцами иностранного капитала, отдали инвестору бумаги и ждут у моря погоды, забывая, что под лежачий камень вода не течет.

Инвестиционный дождь

для промышленности



На Брестчине иностранные инвестиции в прошлом году превысили уровень 2007 года в 2,1 раза и достигли 193,7 миллиона долларов.

По информации главного статистического управления Брестской области, основными инвесторами областной экономики выступили Россия – 26% от общего объема, Великобритания – 25% и Германия – 22%. Львиную долю иностранного капитала сумела привлечь промышленность – 86% всех инвестиций. Причем треть этих поступлений получили пищевые предприятия. Половину средств инвесторы вложили в экономику Брестчины напрямую, остальное - в основном, кредиты и займы. Кстати, лакомый кусок инвестиционного пирога достался предприятиям СЭЗ «Брест» - 82 миллиона долларов.
Сергей РЕКУЦ
http://www.zarya.by/news/economics/1368.html