По чьим планам строили Брестскую крепость?

19  Ноября 2015 г.  в 17:08 : Брестская крепость

По чьим планам строили Брестскую крепость?В истории Бреста свой след оставили многие выдающиеся личности. Один из них – Карл Иванович Опперман (1765 – 1831).

К.И. Опперман по происхождению из немецкого дворянского рода герцогства Гессен-Дармштадт, родился в Дармштадте 12 (23) ноября 1765 года. Отец его был тайным советником и крупным сановником при дворе герцога. Благодаря отцу Карл Опперман получил прекрасное инженерное и математическое образование, владел латынью, французским и греческим языками. Поступил на службу в гессенскую армию и через четыре года получил чин инженер-капитана. Но в восемнадцатилетнем возрасте решил попытать счастья в России. На прошение Карла Оппермана принять его в русское подданство императрица Екатерина II ответила согласием.  

12 октября 1783 года он вступил на службу в чине поручика Инженерного корпуса. В России К.И. Опперман прежде всего усердно принялся за изучение русского языка, которым впоследствии овладел в совершенстве.

 Участвовал почти во всех морских сражениях русско-шведской войны 1788 – 1790 гг.. Способствовал разгрому шведского флота в битве под Роченсальмом в 1789 г., построив за несколько часов укрепления береговых батарей. Во время войны занимался укреплением крепостей в Выборге, Нейшлоте, Тавастгусте. В ходе кампании был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и получил чин инженер-капитана.

Личная храбрость, проявленная в ходе русско-шведской войны и во время подавления восстания под руководством Тадеуша Костюшко, создали неплохие предпосылки для взлета карьеры Карла Ивановича Оппермана. Свое призвание на российской службе он нашел в инженерном деле.

В этот период после раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошли новые земли и в их числе город Брест-Литовск.

На протяжении своей истории город располагался на перекрестке важных торговых путей. Но в эпоху постоянных войн необычайно выгодное месторасположение ставило под угрозу существование самого города. И неудивительно, что здесь всегда существовали сильные оборонительные укрепления, которые постоянно совершенствовались в соответствии с требованиями времени. После включения Брест-Литовска в состав Российской империи город находился на кратчайшей сухопутной дороге из Варшавы в Москву. Сразу же начали выдвигаться предложения, проекты по модернизации к тому времени достаточно обветшавших укреплений города. Отечественная война 1812 года, а затем и решение построить на месте средневекового города крепость для укрепления западных границ государства окончательно изменили его судьбу.

В 1796 году была организована экспедиция в западные губернии для проведения топографической съемки местности, в которой участвовал капитан К.И. Опперман. Он изложил результаты работы в своей инструкции «Для осмотра новой границы с Пруссией и Австрией». А в плане к ней говорилось, что вдоль 200-километровой границы предлагалось возвести девять мощных крепостей первой линии, в их числе и крепость Брест-Литовск.

Будучи офицером, а затем и управляющим организованного при Его Величестве императоре Павле I «Депо Карт», К. И. Опперман составил описание западной границы Российской империи, в котором, помимо прочего, указал на необходимость укрепления Брест-Литовска. Руководил работами по составлению полного атласа российских крепостей.

В 1810 году разработал проект и руководил постройкой Бобруйской крепости, которая сыграла особое значение в ходе Отечественной войны 1812 года. Непосредственно имел отношение к строительству и Динабургской крепости (ныне город Даугавпилс, Латвия). 

После окончания войны занимался устройством Инженерного департамента, формированием саперных войск, организовал школу инженерных кондукторов в Санкт-Петербурге (с 1819 года – Главное инженерное училище).  Управлял строительной частью по всем крепостям России. С 1818 года К.И. Опперман стал помощником великого князя Николая Павловича по управлению инженерной частью.

В 1829 году Карлу Ивановичу был пожалован графский титул. За заслуги перед Россией император Николай I наградил К.И. Оппермана высшим государственным орденом – святого Андрея Первозванного. А одной из оборонительных башен Бобруйской крепости было присвоено имя графа Карла Ивановича Оппермана.

Он также имел непосредственное отношение и к строительству Брест-Литовской крепости. Будучи инженер-генералом, членом Государственного Совета, директором Инженерного и Строительного департаментов, почетным членом Императорской Академии наук, в 1829 году К.И. Опперман представил «Проект оборонительной линии Брест-Литовской временной профили, которую впоследствии можно превратить в долговременную». Это был план строительства Брест-Литовской крепости на месте средневекового города, который предполагалось полностью разрушить.

Многие видные инженеры того времени предлагали свои проекты, подчеркивали стратегически важное положение Брест-Литовска и необходимость строительства здесь крепости как опорного пункта действующей армии. В 1830 году император Николай I утвердил проект крепости, составленный инженерами-генералами    К.И.Опперманом, Н.М. Малецким и полковником А.И. Фельдманом.

Но воплощение в жизнь плана строительства крепости его автор так и не увидел. Массовые земляные работы начались в 1833 году, а К. И. Опперман ушел из жизни в 1831 году. В этом  году Карлу Ивановичу было поручено составить проект реконструкции Свеаборгской крепости, куда он выехал, заболел там холерой и умер. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском холерном кладбище.

Укреплявшие западные границы государства Бобруйская,

Брест-Литовская и др. крепости стали «виновниками» разрушения средневековых городов. Но несомненно и то, что Карл Иванович стал творцом нынешнего главного символа нашего региона – Брестской крепости.

Инна ГАВРИЛЕНКО, младший научный сотрудник мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»

Источник: Газета Заря