В Большом зале кинотеатра «Беларусь» состоялась творческая встреча с легендой польского кино, режиссёром Ежи Хоффманом и показ новой оцифрованной версии киноленты «Потоп». Организаторами мероприятия выступили Брестский горисполком, Генеральное консульство Республики Польша в Бресте и редакция газеты «Брестский курьер». К сожалению не все желающие смогли попасть на это мероприятие, так как вход был по пригласительным билетам.
Тепло, поприветствовав зрителей, Ежи Хоффман, поблагодарил организаторов за эту встречу. Он подчеркнул, что те, кто творят культуру и кто её воспринимает, если есть сердце и чувства, всегда найдётся путь, как подать друг другу руки. На кинофестивале в Замостье (Польша) к режиссёру подошла журналистка газеты «Брестский курьер» Ирина Шепелевич и попросила об интервью.
С этого и началась организация поездки в Брест. По словам Ежи Хоффмана:
- Свет делится на людей, для которых ничего не возможно нет и тех, кто может всё!
После вступительных слов польский режиссёр ответил на вопросы из зала. Во время демонстрации фильма «Потоп» в фойе кинотеатра состоялась небольшая пресс-конференция, на которой Ежи Хоффман пообщался с журналистами. Публикуем краткие ответы на наиболее интересные вопросы:
- Я не являюсь режиссёром мозга, я всегда руководствуюсь чувствами. Если я занимаюсь историческим фильмом, то это кино не об исторических фактах, а о людях. А людьми независимо от эпох и костюмов двигают любовь, ревность, ненависть, жажда власти. Где были бы все короли Ричарды, если бы Шекспир не увековечил их невероятные чувства.
- Самые любимые мои фильмы, идеал художника, это фильмы Чарли Чаплина. Критики придумали коммерческое и авторское кино. На коммерческое кино, зритель ходит, а если не ходит, то это высокохудожественное кино. Чарли Чаплина смотрели все - и интеллектуалы и домохозяйки, те и другие смеялись и плакали. Потому, что он был человечен.
- Тайна моего фильма «Знахарь», обыкновенной мелодрамы, в том, что мастерство актёра, его внутреннее благородство заставляет людей сопереживать. Как бы не был человек порочен, он во время просмотра фильма хоть на пять - десять минут становится лучше и чище. Поэтому «Знахарь» многие десятилетия не сходит с телеэкранов во всём мире.
- Сегодняшний фильм («Потоп») получил название «возрождённый». Молодому поколению зрителей воспитанному на компьютерах и видеоклипах не надо всё разжёвывать. Поэтому я фильм «ускорил», после оцифровки он получил прекрасные цвета и современную стилистику.
- Моя русская супруга Валентина сыграла в моей жизни огромную роль. У неё было звериное чутьё на людей. Она могла разглядеть любую падлу. Невероятно быстро раскусывала - кто, есть кто. Валя «открыла» такого киноактёра как Даниэль Ольбрыхский, который снялся сначала у Анджея Вайды, а затем во всех фильмах моей трилогии. Нашла актрису Ванду Завадскую сыгравшую Басю в фильме «Пан Володыевский». А ещё она была невероятно красивая женщина…
- Не профессиональный актёр, человек одарённый талантом может сыграть в современном фильме. И лучше, если он будет играть самого себя. Например, в моей ленте «Гангстеры и филантропы», на роль помощника главаря банды был взят человек с улицы, настоящий хулиган. Прекрасно сыграл, потом исполнил ещё несколько ролей в других фильмах. А вот в исторических фильмах требуется умение носить костюм, без пафосно сказать фразу, чтобы она не потеряла своей красоты. Тут уже требуется актёрское мастерство. Хотя талант, есть талант…
- К съемках каждого своего кинофильма я приступал как будто он первый и последний. Во время работы над кинолентой «Пан Володыевский» были обыски, были допросы, другие неприятные вещи. Армия, которая должна была штурмовать Каменец – Подольский неожиданно исчезла и оказалась в Чехословакии (Пражская весна 1968 год).
«Потоп» несомненно, самое крупное произведение, снятое в моей жизни. «Огнём и мечом» не могли снять одиннадцать лет, сначала из-за цензуры, а потом из-за отсутствия денег. Чтобы взять кредит, мы с моим другом и сопродюсером Ежи Михалюком заложили в банке всё своё имущество. Я – квартиру и свой дом на Мазурских озёрах. Но мы выиграли. А после завершения работы над фильмом «Знахарь» в городе Лодзь, мы с актёрами долго искали спиртное, чтобы отметить это событие и наконец, нашли кабачок в парке (антиалкогольная компания времен Горбачёва).
Поздно проснулись на утро в гостинице - не работает радио и телевидение, хмурые бледные люди на улицах. Консьержка пролепетала, что началась война, в Польше ввели военное положение. Вот так жизнь переплетается…
- Из человеческих качеств не приемлю только «добровольного сукин-сынства». Сам не знаю, как бы я себя повёл, если бы мне вырывали ногти или пытали…
Ждите загрузки ссылки для показа изображений!
- Помните, что между талантом и умом огромное расстояние, также как и между возможностью и хотением. Я уже все свои большие фильмы снял. Нечего притворяться, надо уметь вовремя сойти с ринга пока не получил нокдаун. Зачем мне лежать, надо уйти с поднятой головой. Но если мне попадётся сценарий, от которого я загорюсь. Текст о больших человеческих чувствах. Быть может, быть может, я ещё раз выйду на съёмочную площадку, но уже не на большой, тотальный фильм. Потому, что и вудка не та, и следь не та, и аура…
Ежи оставил автограф на пригласительном, но пожелания читателям отказался писать. Устал...
Автор: Юрий Макарчук
фото автора